Изобретение относится к наглядным учебным приборам и может быть использовано при изучении закономерностей распределения случайных ошибок физических величин.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет обеспечения распределения ошибок измерения.
На фиг.1 представлена функциональная схема прибора; на фиг. 2-алгоритм работы вычислительного устройства.
Учебный прибор по физике содержит контейнер 1 для шаров в форме перевернутого усеченного конуса с шариками 2 и цилиндрическим патрубком 3 внизу, две заслонки 4 и 5, размещенные на сердечниках соленоидов. 6 и 7, катушки которых подсоединены к е преобразователю 8 выходных сигналов. Датчики падения шариков выполнены в
виде оптронных датчиков, содержащих источники 9 и 10 света и фотоприемники 11 и 12, которые подключены к преобразователю 13 входных сигналов.
Преобразователи 8 и 13 подсоединены к управляющим цепям вычислительного устройства 14, информационные выходы которого подсоединены к графопостроителю 15. Узлы 8, 13 и 14 входят в состав блока 16 управления.
Вычислительное устройство может быть реализовано на базе серийно выпускаемых (например, СМ-1800, ЕС-1840 и т.д.) с использованием языков высокого уровня (Бейсик, .Фокал и т.д.).
Алгоритм работы вычислительного устройства следующий.
После включения питания электромагнитов, фотодатчиков, хронометрического устройства и микроЭВМ в память ЭВМ необходимо загрузить просд сд
со
О v
tsЈ
грамму управления установкой и обработки результатов измерений (ввест с клавиатуры, прочитать с магнитной ленты или магнитного диска). Запустить загруженную программу на выполнение. В ходе выполнения программы ввести с клавиатуры требуемое число измерений N. После ввода числа измерений в цикле N раз производятся следующие действия: открывание заслонки 4, открывание заслонки 5, определение времени падения t по наличию на выходе преобразователя 13 логической 1.
Среднее значение сПО|д определяется по формуле
t пад,
под
N
дисперсия G i - по формуле N
К5 vir (tn«A.; Јnai) °-Ь(N - TJN
Учебный прибор работает следующим образом. о
После загрузки контейнера 1 шариками, включения питания и загрузки в вычислительное устройство программы управления прибор готов к работе (в дальнейшем вычислительное устройство назовем микроЭВМ). Управление сводится к подаче от микроЭВМ сигналов управления, разнесенных во времени. При этом первый импульс тока подается от-преобразователя 8 на соленоид 6 и заслонка 4 открывается, пропуская один шарик в отсек цилиндрического патрубка 3 между заслонками 4 и 5. Второй импульс тока поступает на соленоид 7 после прекращения первого импульса, и заслонка 5, открываясь, освобождает шарик, находящийся между заслонками. Шарик, падая вертикально, перекрывает световой поток от источников 9 и 10 к соответствующим фатоприемникам 11 и 12 При этом сигнал от фотоприемника 11 включает преобразователь 13, а сигнал от фотодатчика 12 - выключает. МикроЭВМ определяет время падения шарика программным опросом хронометрического устройства. Частота опроса, определяет точность измерения времени падения и может изменяться в ши роких пределах. Измерение времени падения повторяется в цикле заданное
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
число раз. Результаты измерения отображаются на экране графического дисплея в виде гистограммы с заданным числом интервалов. Число интервалов может быть изменено с клавиатуры. После проведения заданного числа измерений определяются среднее значение и дисперсия измерения времени падения. Вычисленные значения выводятся на экран дисплея.
Преимущества предлагаемого прибора по сравнению с известными заключаются в увеличении быстродействия, повышении наглядности и уменьшении трудоемкости процесса демонстрации закономерностей распределения случайных ошибок. Использование для этой цели микроЭВМ значительно сокращает время и устраняет трудоемкость вычислений, а в сочетании с наглядностью отображения информации на дисплее делает демонстрационный эксперимент эффектным и привлекательным.
Формула изобретения
1..Учебный прибор по физике, содержащий соленоид, подключенный к выходу блока управления, к входам ко- торого подключены датчики падения тела, и шар, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей за счет обеспечения демонстрации распределения ошибок измерения, прибор содержит дополнительный соленоид, подключенный к соответствующему дополнительному выходу блока управления, графопостроитель, набор шаров, контейнер для шаров в форме перевернутого усеченного конуса с патрубком в нижней части, причем соленоиды размещены на внешней стороне патрубка друг над другом на расстоянии, не меньшем диаметра шаров, якори соленоидов выполнены подвижными и на них размещены заслонки с возможностью перекрытия проходного отверстия патрубка,датчики падения тела выполнены в виде оптронных пар, а графопостроитель связан с информационным выходим блока управления.
2. Учебный прибор по п.1, отличающийся тем, что блок управления содержит вычислительное устройство, преобразователь входных сигналов и преобразователь выходных
сигналов, причем входы преобразователя входных сигналов являются входами блока управления, выходы преобразователя выходных сигналов свя1559372
5
эаны с выходами блока управления, а информационный выход вычислительного устройства является информационным выходом блока управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для демонстрации колебаний пружинного маятника | 1991 |
|
SU1770972A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1989 |
|
SU1644204A1 |
Тренажер для подготовки операторов ПТРК с комбинированной системой наведения | 2018 |
|
RU2692024C1 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU723651A1 |
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС | 2007 |
|
RU2343555C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ | 2002 |
|
RU2237927C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И СВЯЗИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2330298C2 |
Тренажер оператора диалоговых систем | 1980 |
|
SU896662A1 |
Установка для демонстрации эффекта Доплера | 1981 |
|
SU1005162A1 |
Учебный прибор по гидравлике | 1987 |
|
SU1534488A1 |
Изобретение относится к учебным пособиям по физике и может быть использовано при изучении курса свободного падения тел. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет демонстрации распределения ошибок измерения. Учебный прибор содержит контейнер для шариков с патрубком и заслонками, размещенными в нем и установленными на сердечниках соленоидов. Управление осуществляется блоком управления, к которому подсоединены катушки соленоидов, датчики падения и графопостроитель. 2 ил.
Фие.1
j HamttMHi/ сброс
Задание fOMVKnfa u)net eifuit N j
----.--,-..-.- ;т11
Uffry ffaAtte jazfiQHtt/ |
pMi$ faw 3 woMxi 3
PKJ- i
jyfcpMtxa L. MujjtyctxyMtF|
JL
| fiem#e«Hue r яувнв
J
СПОСОБ ЗАПИСИ И СЧИТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ | 1997 |
|
RU2124755C1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-04-23—Публикация
1988-03-17—Подача