Изобретение относится к транспорту, в частности к сцепным устройствам полурам сочлененных транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности сцепного устройства путем защиты амортизирующего возвратного устройства и.обеспечения его регулирования.
На фиг.1 изображен погрузчик со сцепным устройством, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - сцепное устройство, вид сбоку; на
фиг.4 - то же, вид сзади, толкатели установлены в распор кронштейнов без зазоров внутри амортизатора , на фиг.5 - то же, установка зазоров между толкателями и кронштейнами; на фиг.6 - то же, установка зазоров внутри амортизатора; на фиг.7 - тоже, поворот полурамы с кронштейнами и упорами при деформации пружины, на фиг.8 - гильза, поперечное сечение; на фиг.9 - толкатель с отметками шкалы для регулировки зазоров внутри амортизатора; на фиг.10 - график заЈ%
висимости усилия Р в амортизаторе от угла у взаимного поворота полурам дл трех вариантов регулировки жесткости амортизирующего возвратного устройства .
На чертежах приняты следующие обозначения: А - продольная ось шарнира сочленения полурам транспортного сред ства; о,, , о3 - внутренние зазоры в амортизирующем возвратном устройстве между чашкой толкателя и торцевой крышкой при регулировке зазора и при работе соответственно; о - зазор между роликом и кронштейном при регулировке; Б - шкала на штоковой части толкателя для контроля регулировки величины зазора о,; Р., , Р2 - минимальное и максимальное усилия Е амортизирующем возвратном устройстве при i 0 и 0 Ј 0; Р(, Рг - то же, при 0 и & 0; Р.
8
при мальная
и &, 0 и
&е
-4
° УР5
то же,
- максивеличина угла взаимного накя
640344
Полурамы 1 и 4 имеют возможность взаимного поворота вокруг вертикального шарнира 17 и опираются на грунт
5
10
15
20
колесами 18 и 19. Транспортное сред- тво оборудовано ковшом 20, шарнир- но поворачиваемым в вертикальной плоскости относительно полурамы 4 и в горизонтальной плоскости совместно с полурамой 4.
Сцепное устройство полурам транспортного средства работает следующим образом.
При движении машины на пересеченной местности цапфа 3 поворачивается относительно корпуса 2 вокруг продольной оси АтА. При этом кронштейн 13 перемещается по дуге, вызывая катывание ролика 7 и вталкивание внутрь гильзы 5 толкателя 8, что вызывает сжатие пружины 9 и появление в сцепном устройстве момента от силы упругости пружины 9, стремящегося восстановить номинальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепное устройство двухосного сочлененного транспортного средства | 1983 |
|
SU1122524A1 |
Транспортное средство | 1976 |
|
SU919586A3 |
Машина для укладки колейных покрытий автомобильных дорог | 1982 |
|
SU1021685A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2008 |
|
RU2372240C2 |
ПОГРУЗЧИК | 2002 |
|
RU2230698C2 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУРАМ СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2083415C1 |
РУЛЕВАЯ СИСТЕМА ПОВОРОТА БАЛКИ МОСТА И ПОЛУРАМ ТРАКТОРА | 2014 |
|
RU2555875C1 |
Транспортное средство для трелевки леса | 1975 |
|
SU645874A1 |
Автодорожное шасси | 1988 |
|
SU1562168A1 |
Транспортное средство с грузоподъемным механизмом | 1981 |
|
SU958199A1 |
Изобретение относится к транспорту, в частности к сцепным устройствам полурам сочлененных транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности сцепного устройства путем защиты амортизирующего возвратного устройства и обеспечения его регулирования. Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства содержит шарнир с продольной горизонтальной осью и амортизирующее возвратное устройство, выполненное в виде установленной на одной из полурам и заключенной в гильзу с полыми торцовыми крышками пружины, скрепленной торцами с толкателями, которые снабжены роликами. Толкатели пропущены сквозь упомянутые крышки и установлены с возможностью взаимодействия с размещенными на второй полураме кронштейнами. Толкатели и гильза снабжены направляющими элементами взаимного осевого перемещения. Торцовые крышки установлены с возможностью осевого перемещения относительно гильзы. Одна из полурам снабжена упорами ограничения поворота с упругими накладками, установленными с возможностью взаимодействия с выступами второй полурамы. 10 ил.
лона полурам , y , $$ углы взаимно 25 положение полурам 1 и 4 друг отно- го наклона полурам для соответственной выборки отрегулированных зазоров t s г US if УГЛЫ амортизируемого наклона полурам после выборки зазоров
8i, 8в
соответственно;
а. Ь, с -.
30
сительно друга.
При величине неровности местности больше величины, которую допускает ход пружины 9, поворот сочленения вокруг оси А-А ограничивается при контакте упругой накладки 15 с клинообразной накладкой 16 корпуса 12, не допускающей сжатия пружины 9 до соприкосновения витков.
рабочие характеристики нормального, мягкого и жесткого амортизаторов соответственно „
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства содержит полураму 1 с корпусом 2, в котором продольно и поворотно размещена цапфа 3 полурамы 4. На корпусе 2 установлено амортизирующее возвратное устройство поворота полурам 1 и 4 в составе гильзы 5, полых торцовых крышек 6, сквозь которые проходят штоки с роликами 7, толкателей 8, чашеобразная часть которых удерживает пружину 9. Торцовые крышки 6 установлены в гильзе 5 на резьбе с возможностью осевого перемещения, фиксируемого гайками 10. Внутренняя чашеобразная часть каждого тол-- кателя 8 снабжена ориентирующей лыс- кой 11, взаимодействующей со шпонкой 12, установленной внутри гильзы 5. Ролики 7 взаимодействуют с кронштейнами 13, установленными на упорах 14, снабженных упругими накладками 15, ограничивающими предельные значения продольного поворота полурам t и 4 при взаимодействии с клинообразными накладками 16 корпуса 2.
5 положение полурам 1 и 4 друг отно-
0
5
0
5
0
5
сительно друга.
При величине неровности местности больше величины, которую допускает ход пружины 9, поворот сочленения вокруг оси А-А ограничивается при контакте упругой накладки 15 с клинообразной накладкой 16 корпуса 12, не допускающей сжатия пружины 9 до соприкосновения витков.
I
Система одинаково регулирует на наклоны в любую сторону любой из полурам. Пружина 9 давит через толкатель 8 на кронштейн 13 с большей сипой Р при увеличении угла взаимного поворота X1 полурам (фиг. 10). Второй кронштейн 13 отходит от торцового толкателя 8 и при восстановлении номинального положения полурам 1 и 4 пружина сопротивления повороту не оказывает.
Аналогично работает устройство и при сложенном положении полурам 1 и 4 9 благодаря чему повышается устойчивость сочлененного транспортного средства, так как опрокидывающий момент от нагрузки в ковше 20, возникающий в грузовой полураме 4, благодаря амортизирующему возвратному устройству передается на моторную полураму 1. Последняя весом установленных на ней узлов обеспечивает возвратный момент, благодаря которому колеса 18 и 19 машины соопорной поверхxpar.ViOT контакт с несгью.
Пружина 9 защищена толкателями 8 и гильзой 5 от ударов и засорения материалом, который может выпасть ил высыпаться из ковша 20. Ролики 7 обкатываются по кронштейнам 13, обеспечивая работу амортизирующего возвратного устройства без заедания в зоне контакта, при этом шпонка 12 гильзы 5 ориентирует ролики в плоскости качания полурам.
Крышки 6 обеспечивают работу устройства в трех режимах нормального, мягкого и жесткого амортизаторов (фиг.10, значения характеристик даны для частного случая, для погрузчика сельскохозяйственного назначения П-4/85). При нормальной настройке амортизирующее возвратное устройство .собирают без зазоров (фиг.4), имея в собранном состоянии натяг Р( и нагрузочную характеристику, близкую к линейной, с максимальным нагружением Р,, соответствующем углу максимального взаимного поворота полурам 1 и 4 (фиг.10).
При настройке мягкого амортизатора создают зазор
В
внутри гильзы
5 между () толкателями 8 и крышками 6 путем вывинчивания последних в сторону кронштейнов 13. Так как зазор о оператору не виден, на што- ковую часть каждого толкателя 8 нанесена шкала Б (например, в виде равно- 5 поверхности, мерно расставленных кольцевых рисок).
Ф о р м у л а
25 устройства, чт ленной или сел вески эксперим сткость устрой пешно сочетать качание полура возвратом их в независимо от рамы в соосном ты. Это позвол ного из колес
30
40
Зазоры bt слева и справа устанавлива- т одинаковыми за исключением случая, когда в ковше 20 предполагается перевозить груз, центр массы которого не совпадает с осью машины.
Ввиду постоянства расстояния межу кронштейнами 13 нагрузка в пружине
равна Р (фиг.10). При взаимном повооте полурам 1 и 4 в пределах угла о2 соответствующего установленному зазоу о { , амортизирующее упругое устройтво српротивления этому повороту не оказывает. После выборки зазора и ри взаимном повороте полурам 1 и 4 а угол jj1 нагрузка возрастает почти инейно от Р 1 до Р3 Р сопро- ивление амортизирующего возвратного стройства повороту значительно сниается в сравнении с предыдущим слуаем .
амортиэа50
55
При настройке жесткого
ора создают зазор ой между роликами
Сцепное уст ненного трансп держащее шарни тальной осью и вратное устрой щ е е с я тем шения надежнос путем защиты а ного устройств регулирования, ратное устройс установленной и заключенной цовыми крышкам цовых крышках которые с нару роликами, кото можностью взаи ными на второй ми, при этом т
640346
7 и кронштейнами t3 (фиг.5) путем ввинчивания крышек 6 внутрь гильзы 5 и сжатия пружины 9 до величины ,« При взаимном наклоне полурам 1 и 4 5 на угол у (фиг.10), соответствующий зазору о2, сопротивление повороту устройство не оказывает.
Дальнейший наклон полурам 1 и 4 на угол fg вызывает максимальное сопротивление PS Р . Сопротивление амортизирующего возвратного устройства в данном случае значительно возрастает в сравнении с базовым случаем нормального амортизатора.
10
5 поверхности,
Диапазон между Р и Р4 а также Р , и Рд представляет собой нагрузочный диапазон амортизирующего возвратного устройства, который может быть
20 изменен соответствующей регулировкой зазоров u ( и оЈ.
Углу поворота полурам 1 и- 4 соответствует широкий диапазон сопротивлений амортизирующего возвратного
25 устройства, что позволяет для промышленной или сельскохозяйственной навески экспериментально подобрать жесткость устройства с тем, чтобы успешно сочетать продольное взаимное качание полурам 1 и 4 с упругим самовозвратом их в исходное положение независимо от того, находятся ли полу- рамы в соосном положении или повернуты. Это позволяет избежать отрыва одного из колес 18 и 19 от опорной
30
изобретения
0
0
5
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее шарнир с продольной горизонтальной осью и амортизирующее возвратное устройство, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности сцепного устройства путем защиты амортизирующего возвратного устройства и обеспечения его регулирования, амортизирующее возвратное устройство выполнено в виде установленной на одной из полурам и заключенной в гильзу с полыми торцовыми крышками пружины, причем в торцовых крышках установлены толкатели, которые с наружных концов снабжены роликами, которые установлены с возможностью взаимодействия с размещенными на второй полураме кронштейнами, при этом толкатели и гильза снабжены направляющими элементами взаимного осевого перемещения, а торцовые крышки установлены с возможностью осевого перемещения относительно гильзы, причем одна из полу20
J Щ 2 Ю 17 Фие1
Фие.2
рам снабжена упорами ограничения поворота с упругими накладками, установленными с возможностью взаимодействия с выступами второй полурамы.
.
Ъ гяф
/ Ј1
veo«79gi
&
01
фиг 8
Фиа.7
фиг. в
12
# -град.
56 7 В 9 10 ff 12 ft 14 / fff Pi (/г Iff
Составитель Г.Гандыбин Редактор Ю,Середа Техред Л.Сердюкова Корректор М.Кучерявая
Заказ 1131
Тираж 453
ВШИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фиг. 9
Р2 Р5
Подписное
ШТУЧНЫЙ ЗВУКОПОГЛОТИТЕЛЬ СО ЗВУКООТРАЖАЮЩИМ ОБЪЕМНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2015 |
|
RU2658932C2 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1990-05-15—Публикация
1988-07-29—Подача