Изобретение относится к строительным машинам, может быть использовано для разработки прочных грунтов и является усовершенствованием из об- ретения по авт.св. № 1033658.
Целью изобретения является повышение производительности рыхлителя за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями.
На фиг.1 изображен рыхлитель, общий вид на фиг.2 - вид А на фиг.1 на фиг.З - вид Б на фиг.2; на фиг„4 - сечение В-В на фиг„2 , на фиг„5 - фрикционный тормоз в сборе , на фиг. 6 - вид Г на фиг с 5, на фиг. 7 вид Д на фиг.5с
Рыхлитель содержит базовую машину 1 с гидроцилиндрами 2 управления и бульдозерным отвалом 3, на тыльной стороне которого смонтировано рыхли- тельное оборудование, состоящее из центрального 4 и боковых 5 рыхлительных зубьев с наконечниками 6 и ограничителями 7 хода вниз „ Зубья 4 и 5 смонтированы в направляющих, причем нижние 8 и верхние 9 направляющие центрального зуба 4 закреплены к отвалу жестко, а нижние1 100 и верхние 11 направляющие бовых зубьев 5 закреплены шарнирно с помощью кронштейнов 12 и пальцев 13. В направляющих 8 и 10 установлены пальцы 14 для фиксации зубьев 4 и 5 в рабочем положении при совпадении пальцев 14 с выполненными на задней стороне
зубьев 4 и 5 пазами 15. В сквозном
замкнутом пазе 16 на направляющих 8 установлен дополнительный палец 17, которьй взаимодействует с зубом 4. С задней стороны направляющих 8 закреплен кронштейн 18, который охватывает вертикальный вал 19, причем верхняя часть кронштейна 18 служит опорой для пружины 20 сжатия. Вал 19 с помощью шарнирных тяг 21 соединен с направляющими 11 и имеет сбоку
выступ 22, который служит для включения фрикционного тормозного механизма 23.
Тормозной механизм 23 смонтирован на задней стороне направляющих 9 и
состоит из фрикционных накладок
24 и 25, соединенных шарнирно и замкнутых пружиной 26 растяжения и подпружиненный пружиной 27 растяжения собачки 28. Накладка 24 соединена
тросиком 29 через огибающие блоки 30 и 31 с пальцем 17, причем блок 30 закреплен на пальце 14 направляющей 8, а блок 31 - на боковой стороне направляющей 9, На передней части рамы базовой машины 1 смонтирован упор 32, рабочая часть которого снабжена вертикальным выступом 33 для взаимодействия с валом 19 и подпружиненной (пружинами 34 сжатия) поперечной балкой 35 для взаимодействия с ограничителями 7 хода. Регулирование усилия сжатия осуществляется с помощью шпилек 36. Удерживаются зубья 4 и 5 в транспортном и рабочем
5
положениях при помощи прижима 37, состоящего из пружин 38 сжатия, балки 39 и регулировочных шпилек 40.
Рыхлитель работает следующим образом.
Для перевода рыхлительных зубьев 4 и 5 из транспортного положения (расстояние между рыхлительными зубьми максимально, и они занимают край- нее верхнее положение относительно отвала) в рабочее поднимают бульдозерный отвал 3 с помощью гидроцилиндров 2. При этом ограничитель 7 хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной балкой 35, пружины 34 сжимаются, и когда их усилие сжатия превышает силы трения рыхлительных зубьев 4 и 5 в направляющих 8, 9 и 10 и 11, вызванные действием прижима 37, рыхлительные зубья 4 и 5 перемещаются относительно отвала 3 вниз до попадания пальцев 14 в пазы 15.
Далее заглубляют зубья 4 и 5 в грунт с помощью гидроцилиндров 2 и производят рыхление при движении машины вперед. При рыхлении пальцы 14 жестко фиксируют зубья от вертикального перемещения. Фрикционный тормозной механизм 23 фиксирует боковые зубья 5 от горизонтальных перемещени вдоль отвала 3.
Для установки требуемого расстояния между зубьями 4 и 5 бульдозерный отвал 3 зубьями 4 и 5 в рабочем положении с помощью гидроцилиндров 2 поднимают. При этом ограничитель 7 хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной поперечной балкой 35, пружины 34 сжимаются. После того, как их величина сжатия превысит сжатие, необходимое для перевода зубьев в рабочее положение, вертикальный ва 19 начинает взаимодействовать с вертикальным выступом 33. По мере подъема отвала 3 и дальнейшего сжатия пружин 34 вал 19 перемещается отно- носительно кронштейна 18 и тормозного механизма 23 вниз, сжимая пружину 20. При этом тяги 21 сдвигают боковы зубья 5 к центральному зубу 4. Горизонтальное движение зубьев 5 в этом направлении прекращается при полном подъеме отвала 3 или при полном сжатии пружины 34, при этом расстояние между зубьями минимальное. Так как вертикальное усилие при подъеме отвала 3 значительно больше, чем сила трения между фрикционными накладка
5
0
5
ми
«
24 и 25 и боковой поверхностью ва- |ла 19, то его вертикальному перемещению ничто не препятствует.
Установив требуемое расстояние между стойками, отвал опускают и рыхлят грунт. Силы трения между накладками 24 и 25 и боковой поверхностью вала 19 больше, чем усилие сжатия пружины 20 и случайно возникающие нескомпенсированные боковые усилия при резании грунта (передающиеся на вертикальный вал 19 через тяги 21), поэтому обеспечивается фиксация установленного расстояния между рыхлительными зубьями. В случае наезда наконечников 6 боковых зубьев на непреодолимое препятствие, например, небольшой камень, эти зубья имеют возможность обогнуть препятствие и не создавать аварийный режим работы, что повышает надежность работы машины. Конструкция рыхлителя обеспечивает смещение и амортизацию наконечников боковых зубьев от среднего рабочего положения в двух взаимодействующих плоскостях: в вертикальной за счет поворота зубьев 5 относительно пальцев 14 и сжатия пру0 жин 38, в горизонтальной за счет перемещения боковых зубьев вдоль отвала (направляющих 10 и 11 по пальцам 13) и сжатия пружины 20. При взаимодействии боковых зубьев 5 с непреодолимым препятствием под некоторым острым углом возникнет одностороннее неском- пенсированное боковое усилие, которое в случае значительного превышения силы трения между накладками 24 и 25
Q и боковой поверхностью вала 19 вызывает смещение (огибание препятствия в горизонтальной плоскости) боковых зубьев в сторону действия бокового усилия без поломки конструкции (изме5 нится лишь расстояние между зубьями, которые затем легко вернуть в первоначальное положение). Амортизация ударных нагрузок в двух плоскостях увеличивает долговечность машин.
Для установки нового, меньшего, чем предыдущее, расстояния между зубьями отвал с рыхлительным оборудованием в рабочем положении поднимают еще раз вверх, аналогично описанному о
Для установки нового, большего, чем предыдущее, расстояния между стойками базовая машина с опущенными рыхлительными зубьями 4 и 5 движется
5
0
5
назад, при этом гидроцилиндры 2 в Запертом положении. Пазы 15 зубьев 4 и 5 выходят из зацепления с пальцами 14, при этом зуб 4 взаимодействует с пальцем 17, который в результате этого перемещается по пазу 16. При тросик 29 натягивается и оттягивает фрикционную накладку 24, что приводит к размыканию фрикционного (тормоза 23, Бульдозерный отвал приподнимают над поверхностью грунтаs и под действием сжатой пружины 20 Вертикальное звено перемещается вверх, а боковые зубья 5 занимают свои крайние положения (расстояние между зубьями максимально).
Свободное перемещение вала 19 вверх (фиксацию тормоза 23) в разомкнутом состоянии (выключение тормоза) обеспечивает собачка 28, язычок которой под действием пружины 27 входит в пространство между фрикционными накладками 24 и 25 и удерживает их в разомкнутом состоянии.
Для включения тормоза (замыкания накладок 24 и 25) служит выступ 22 на боковой поверхности вала 190 При приближении звена к его крайнему тзерхнему положению относительно направляющих 8 и 9 под действием сжатой пружины 20 выступ 22 выталкивает язычок собачки 28 из пространства между накладками 24 и 25 и они замыкаются (тормоз 23 включается)„
15659778
срок службы (долговечность) машины и повысить надежность работы машины. Формула изобретения
5 Рыхлитель по авт.св. № 1033658, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет механизированной установки оптимального по условиям работы рас-
10 стояния между зубьями, отвал снабжен кронштейнами, установленными по бокам тыльной стороны отвала в верхних и нижних его частях, пальцами, установленными вдоль отвала, и концами, зак15 репленными в верхних и нижних кронштейнах, а направляющие зубьев рыхлителя установлены на пальцах с возможностью перемещения боковых направляющих вдоль них, кронштейном,зак20 репленным на нижней направляющей
центрального рыхлительного зуба, валом, выполненным с выступом в верхней его части и установленным в кронштейнах нижней центральной направляющей с возможностью ограниченного перемещения вдоль своей продольной оси и контактирования верхней частью с выступом упора, пружиной, охватывающей вал и нижним концом
30 установленной на кронштейн нижней центральной направляющей, втулкой, установленной над пружиной на вал,
25
35
концами с втулкой, а другими концами - с верхними боковыми направляющими рыхлительных зубьев, фрикционным тормозным механизмом, установленным на вал над втулкой, выполненным из фрикционных накладок, охватывающих вал и -шарнирно соединенных между собой, противоположные концы которых замкнуты посредством пружины растяжения, из подпружиненной собачки, установленной с возможностью взаимодействия с выступом вала, из гибкой тяги, одним концом соединенный с одной из фрикционных накладок, а другим концом посредством огибающих роликов, установленных на пальцах центральных направляющих рыхлительного зуба, соединена с дополните ль- ным пальцем, которым снабжена нижняя центральная направляющая рыхлительного зуба, и установленным с возможностью перемещения в сквозном пазу, выполненном в этой направляющей между отвалом и рыхлительным зубом, при этом упор снабжен подпружиненной площадкой, установленной с возНовое требуемое расстояние между зубьями устанавливают описанным способом
Для установки рыхлительных зубьев 4 и 5 в транспортное положение базовая машина 1 с опущенными зубьями 4 и 5 движется назадЕ гидроцилиндры находятся в плавающем положении. Пазы 15 зубьев 4 и 5 выходят1 из зацепления с пальцами 14 и под действием своей силы тяжести отвал 3 опускается по зубьям 4 и 5, В транспортном положении зубья 4 и 5 подняты выше кромки ножа бульдозерного отвала 3 и не мешают его работе, а фиксация зубьев 4 и 5 в вертикальной плоскости осуществляется только за счет прижатия их прижимом 37 к внутренней тыльной стороне направляющих 9 и 10 и пальцем 14.
Таким образом, использование предлагаемого рыхлителя позволяет повысить производительность, увеличить
5
0 5 Q «;
концами с втулкой, а другими концами - с верхними боковыми направляющими рыхлительных зубьев, фрикционным тормозным механизмом, установленным на вал над втулкой, выполненным из фрикционных накладок, охватывающих вал и -шарнирно соединенных между собой, противоположные концы которых замкнуты посредством пружины растяжения, из подпружиненной собачки, установленной с возможностью взаимодействия с выступом вала, из гибкой тяги, одним концом соединенный с одной из фрикционных накладок, а другим концом посредством огибающих роликов, установленных на пальцах центральных направляющих рыхлительного зуба, соединена с дополните ль- ным пальцем, которым снабжена нижняя центральная направляющая рыхлительного зуба, и установленным с возможностью перемещения в сквозном пазу, выполненном в этой направляющей между отвалом и рыхлительным зубом, при этом упор снабжен подпружиненной площадкой, установленной с воз9156597710
можностью перемещения вдоль продоль- ;имодействии последнего торцовой ной оси центрального зуба при вза- частью с площадкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рыхлитель | 1987 |
|
SU1530682A2 |
Рыхлитель | 1986 |
|
SU1439180A2 |
Рыхлитель | 1982 |
|
SU1033658A1 |
Способ рыхления прочного грунта навесным рыхлительным оборудованием | 1988 |
|
SU1812282A1 |
Землеройно-транспортная машина | 1981 |
|
SU1016442A1 |
Рабочий орган землеройной машины | 1991 |
|
SU1808926A1 |
Рыхлитель мерзлого и плотного грунта | 1980 |
|
SU956706A1 |
Подготовительная лесодорожная машина | 1982 |
|
SU1047438A1 |
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2049859C1 |
Бульдозерное оборудование | 1988 |
|
SU1700154A1 |
Изобретение относится к строительным машинам и может быть использовано для разработки прочных грунтов. Цель - повышение производительности рыхлителя за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями. Рыхлитель включает базовую машину 1 с гидроцилиндрами управления 2 и бульдозерным отвалом /БО/ 3. На тыльной стороне БО 3 смонтировано рыхлительное оборудование, содержащие центральный рыхлительный зуб 4 и боковые рыхлительные зубья с наконечниками 6, смонтированные в направляющих /Н/. Причем Н 8,9 зуба 4 закреплены к отвалу жестко, Н боковых зубьев - шарнирно при помощи кронштейнов и пальцев 13. На Н 8 в сквозном замкнутом пазу 16 установлен палец 17, который взаимодействует с зубом 4. С задней стороны Н 8 закреплен кронштейн 18, который охватывает вертикальный вал 19. Верхняя часть кронштейна 18 служит опорой для пружины сжатия 20. Вал 19 посредством шарнирных тяг соединен с Н и имеет выступ, служащий для включения фрикционного тормозного механизма 23. Последний смонтирован на задней стороне Н 9 и состоит из фрикционных накладок, соединенных пружиной растяжения. Накладка соединена тросиком 29 через огибающие блоки 30,31. Для перевода рыхлительных зубьев в рабочее положение гидроцилиндрами 2 поднимают бульдозерный отвал 3. Ограничитель хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной балкой. Когда усилие сжатия превышает силы трения зубьев в Н 8,9, вызванные действием пружин прижима 37, рыхлительные зубья перемещаются относительно отвала 3 вниз. Затем гидроцилиндрами 2 заглубляют зубья в грунт и производят рыхление при движении машины вперед. В рыхлителе обеспечивается установка требуемого расстояния между зубьями. 7 ил.
М
ff mr fjf /// fff ff/ T/f/// /// f/i
Фиг.1
/f
IS
Pae.f
Butr
Фиг.б
Рыхлитель | 1982 |
|
SU1033658A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-05-23—Публикация
1987-12-18—Подача