Изобретение относится к способам получения нефтяных остаточных масел и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Цель изобретения - увеличение выработки остаточных масел и сокращение вредных выбросов в окружающую среду за счет отказа от применения полярных селективных растворителей.
Способ осуществляют по следующей схеме.
Гудрон поступает в верхнюю часть деасфальтизатора, в нижнюю часть которого подают пропан. В деасфальти- загоре проводят деасфальтизацию сырья до коксуемости 3,5-7,0 мас.%. Условия деасфальтизации: температура верха
50-55°С, низа kQ kS°C, соотношение пропана к сырью 200-300 мас.%.
С низа деасфальтизатора выводят асфальтовый раствор (АР), направленный на блок регенерации пропана, после отгона которого получают товарный битум. С верха деасфальтизатора раствор деасфальтизатора в пропане (ДАГ) поступает на блок очистки пропаном 1-й ступени, в котором выделяют рафи- натныи раствор (РР) первой ступени (преимущественно парафино-нафтеновые углеводороды) и экстрактный раствор (ЭР) первой ступени (преимущественно нафтено-ароматические углеводоргды). Режим блока очистки Т-й ступени: температура верха 88-92°С, низа ,
сл
о
sj
о
о
N3
давление 4 МПа, соотношение пропана к деасфальтизату 250-300 масД.
С низа блока очистки 1-й ступени экстрактный раствор направляют на разделение в блок очистки 11-й ступени, где получают рафинатный раствор второ ступени (ПРР) (преимущественно нафте- но-ароматические углеводороды) и экстрактный раствор второй ступени ВЭР (преимущественно ароматические углеводороды). Режим блока очистки 11-й ступени: температура верха 68 - 72 С, низа 58-б2°С, соотношение пропана к ЭР 300-400 масД. ПРР подвер- гают гидроочисгке: катализатор алюмо никельмолибденовый или алюмокобальтмо либденовый, давление 4-5 МПа, температура 340-380°С, объемная скорость 1-2 , кратность циркуляции водород- содержащего газа (ВСГ) 400-800 нм3/м3 сырья. ВЭР гидрируют: катализатор ни- кельвольфрамсульфидный, давление 15 - 20 МПа, температура 300-360 0, объемная скорость 0,,5 , кратность циркуляции ВСГ 600-1000 нмэ/мэ сырья. Смесь гидрог енизатов ПРР и ВЭР подвергают сепарации для отделения газов. ВСГ подвергают очистке: моноэтанолами- ном. Раствор гидиогенизата нафтено- ароматического ос га точного масляного компонента в пропане смешивают с рафи натным раствором и смесь направляют на депарафинизацию с использованием пропана в качестве депарафинирующего агента.
Условия депарафинизации: массовое соотношение пропана к сырью . 4. температура -35°С. После отделения из раствора депмасла петролатума и отго- на гидропрчцессов и регенерации пропана получают остаточньм базовый масляный компонент.
Пример. Гудрон, имеющий кок
суемость 15 мае.2;, вязкость условная при 100°С 43 °Э, начало кипения (НК) 460°С, содержание серы 2,6 масД, в количестве 5 кг/ч подвергают дезе- фальтизации в деасфальтизаторе (температура верха 50°С, низа 40°С, соотношение пропана к сырью 300 масД) с получением асфальта (1,75 кг ч) и ДАР (3,25 кг/ч деасфальтизата с коксуемостью 5 мае Д) ,
ДАР в блоке очистки пропаном 1-й ступени разделяют на РР (0,975 кг /ч рафинатэ с коксуемостью 0,3 масД) и ЭР (2,275 кг/ч экстракта 1-й ступени с коксуемостью 6 масД).
п
rj
5
5
0
5
Условия разделения: температура верха 92°С, низа 68°С, соотношение пропана к деасфальтизату 500 масД. Экстрактный раствор на блоке очистки пропаном ступени разделяют на ПРР (1,137 кг/ч рафината Ц-й ступени с коксуемостью 2 масД) и ВЭР 0,137 кг/ч экстракта 11-й ступени с коксуемостью 7 масД).
Условия разделения: температура верха 72°С, низа 62 С, соотношение пропана к деасфальтизату 600 масД. ПРР подвергают гидроочистке (катализатор алюмоникельмолибденовый, давление 4 МПа, температура 380 С, объемная скорость 1 , кратность циркуляции ВСГ 400 нм /м3 сырья), ВЭР подвергают гидрированию (никельвольфрам- сульфидный катализатор, давление 20 МПа, температура 300 С, объемная скорость 1,5 , кратность циркуляции ЗСГ 1000 сырья. После отделения ВСГ гидрогенизаты ПРР (1,10 кг/ч с коксуемостью 0,25 масД) и ВЭР (1,09 кг/ч с коксуемостью 0,3 масД) смешивают с РР (0,975 кг/час) и депа- рафинизируют в растворе пропана (массовое соотношение пропана к сырью 1:4 при температуре - 30°С) „
Поспе регенерации пропана получен остаточный базовый масляный компонент (2,37 кг/ч, выход 47,7 масД на гудрон) , имеющий следующие показатели ка- качества: температура застывания - 15°С, коксуемость 0,3 масД, кинематическая вязкость при 100 С 22,5 мм2/с, ИВ 95.
П р и м е р 2. Гудрон, имеющий коксуемость 8 масД, вязкое .ь ус юв- ная при 32°Э, НК 420°С, содержание серы 1,2 масД, в количестве 5 кг/ч подвергают деасфаль1изации в деасфальтизаторе (температура верха 55°С, низа 45°С, соотношение пропана к сырью 200 масД) с получением асфальта (1,65 кг/ч) и ДАР (3,35 кг/ч деасфальтизата с коксуемостью 3,5 масД).ДАР в блоке очистки пропаном 1-й ступени разделяют на РР (1,34 кг/ч рафината с коксуемостью 0,25 масД) и ЭР (2,01 кг/ч экстракта с коксуемостью 4,5 масД). Условия разделения: температура верха 88°С, низа 72 С, соотношение пропана к деасфальтиэату 300 масД).
ЭР в блоке очистки пропаном ТГ-й ступени разделяют на ПРР (1,01 кг/ч псевдорафината с коксуемостью 2 маеД)
и ВЭР (1,0 кг/ч вторичного экстракта с коксуемостью 5,5 мас.Ј). Условия разделения: температура верха , низа 60°С, соотношение пропана к деас- фальтизату 500 мас„%. ПРР подвергают 5 гидроомистке (катализатор алюмокобальт- молибденовый, давление 5 МПа, температура , объемная скорость 2 , кратность циркуляции ВСГ 800 нм /м рья), ВЭР гидрируют (катализатор ни25
кель вольфрамсульсЬидныи, давление 15 МПа, температура ЗбО°С, объемная скорость 0,5 , кратность циркуляции ВСГ 600 сырья). После отделения ВСГ гидрогенизаты ПРР (0,98 кг/ч) и ВЭР (0,96 кг/ч) смешивают с РР (1,3 кг/ч) и депарафинируют в растворе пропана при температуре -35°С.
После регенерации пропана получен остаточный базовый масляный компонент (2,46 кг/ч, выход 9.2 мас.% на гудрон) , имеющий следующие показатели качества: температура застывания - 18°С, коксуемость 0,28 мас.%, кинематическая вязкость при 100°С 22,8 мм2/с, ИВ 96. Способ согласно изобретению позволяет увеличить выход масла до tk - 9,2 мас.% по сравнению с 12,3 мае. по известному спосо
- 5 т-
бу. Кроме того, исключение полярных селективных растворителей позволяет сократить вредные выбросы е окружающую среду.
Формула изобретения
Способ получения остаточных масел путем деасфальтизации гудрона пропаном, очистки полученного раствора де- асфальтизата, каталитической гидроочистки при повышенном давлении и температуре 3 0-380°С и депарафинизации, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода масел и сокращения вредных выбросов, раствор деас- фальтизата подвергают очистке пропаном в две ступени с получением рафи- натного и экстрактного растворов на каждой ступени, каталитической гидроочистке подвергают рафинат второй ступени, экстрактный раствор второй ступени подвергают гидрированию на никель - вольфрамсульфидном катализаторе при температуре и давлении 15-20 МПа с последующим смешением полученных гидрогенизатов с ра- финатным раствором первой ступени и депарафинизации полученной смеси пропаном.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ деасфальтизации и экстракции нефтяного остаточного сырья | 1981 |
|
SU1055756A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ И ОСТАТОЧНЫХ МАСЕЛ | 1989 |
|
SU1839447A1 |
Способ очистки остаточных масляных фракций | 1988 |
|
SU1632014A1 |
Способ получения смазочного масла | 1990 |
|
SU1825815A1 |
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ РАСТВОРИТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2217475C2 |
Способ деасфальтизации гудрона | 1983 |
|
SU1147736A1 |
Способ очистки нефтяного сырья | 1982 |
|
SU1097646A1 |
СПОСОБ ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ | 2001 |
|
RU2218379C2 |
Способ деасфальтизации нефтяных остатков | 1981 |
|
SU1006479A1 |
Способ деасфальтизации остатков высокопарафинистых нефтей | 1976 |
|
SU687107A1 |
Изобретение касается производства масел, в частности получения остаточных масел, и может быть использовано в нефтепереработке. Цель изобретения - повышение выхода масел и сокращение вредных выбросов. Получение масла ведут деасфальтизацией гудрона с помощью пропана в две ступени с получением на каждой из них рафинатного и экстрактного растворов. Затем каталитической гидроочистке при 340 - 380°С и повышенном давлении подвергают рафинат второй ступени, а экстрактный раствор гидрируют на NI-W-катализаторе при 300 - 360°С и 15 - 20 МПа с последующим смешением полученных гидрогенизатов с рафинатным раствором первой ступени и депарафинизацией полученной смеси пропаном. Эти условия позволяют увеличить выход остаточного масла с 12,3 до 47,4 - 49,2% при исключении полярных селективных растворителей, что сокращает вредные выбросы в атмосферу.
Редактор М. Недолуженко
Составитель Л. Иванова
Техред М.Ходанич Корректор М. ЫарошИ
Заказ 1301
Тираж 37
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР , Москва, Ж-35, Раушская наб., д. V5
Подписное
Гольдберг Д.О | |||
и др | |||
Смазочные масла из неФтей восточных месторождений | |||
М.: Химия, 1972, с | |||
Горный компас | 0 |
|
SU81A1 |
Нефтяная и газовая промышленность | |||
Киев | |||
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
( СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ МАСЕЛ |
Авторы
Даты
1990-05-30—Публикация
1987-11-19—Подача