Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передачи путем устранения возможного кромочного контакта зубьев.
На фиг,1 показана передача с глобоид- ным зубчатым колесом; на фиг.2 - разрез А-Анафиг,1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг,2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2: на фиг.5 - круговая цилиндрическая рейка передачи; на фиг,6 - круговая цилиндрическая рейка со съемными зубьями; на фиг.7 - передача с двумя круговыми цилиндрическими рейками.
Зубчатая передача (фиг. 1) имеет круговую цилиндрическую зубчатую рейку 1, зубчатое колесо 2, профиль зубьев которого в сечении А-А, проходящем через межосевой перпендикуляр Г-Г передачи, и вдоль зубчатой цилиндрической рейки 1, выполнен
эвольвентным (фиг.4), в сечении В-В, проходящем через межосевой перпендикуляр Г-Г и перпендикулярно оси рейки Oi-02, выполнено глобоидным, круговая цилиндрическая зубчатая рейка 1 (фиг,4) выполнена с трапецеидальным профилем 3, профиль 4 колеса 2 (фиг.З) в сечениях К-К (фиг.2), не проходящих через межосевой перпендикуляр Г-Г и проходящих параллельно оси Oi- Oi зубчатой цилиндрической рейки 1, выполнен огибающим конусной поверхности 5 в зтом сечении, ширина зубчатого колеса 2 равна диаметру df впадины зубчатой цилиндрической рейки 1 (фиг.5).
Круговая цилиндрическая зубчатая рейка 1 (фиг.6) выполнена со съемными зубьями в виде отдельных зубьев 6, каждый из которых представляет собой виток цилиндрической рейки 1, установленный на подшипниках 7, и имеет между витками устройство 8 для регулировки шага между ними, которое может быть выполнено из
(Л
с
о о
00
со
00
о
набора шайб или резьбовым, имеющим резьбу на оси рейки и гайки.
В передаче установлено несколько круговых цилиндрических зубчатых реек 1 в различных плоЪкостях и с различных сторон по отношению к колесу 2 (фиг.Т).
Передача работает следующим образом.
При вращении колеса 2 (фиг. 1) круговая зубчатая цилиндрическая рейка 1 переме- щается вдоль своей оси. При этом зубчатое колесо 2, выполненное глобоидным, касается зубчатой цилиндрической рейки 1 с трапецеидальным профилем по дуге, одна из точек которой принадлежит эвольвенте в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр зубчатой передачи и вдоль цилиндрической рейки, а другие точки дуги - огибающим профилям в сечениях, не проходящих через межосевой перпендикуляр и проходящих параллельно оси рейки. В процессе зацепления круговой зубчатой цилиндрической рейки 1 с колесом 2 дуга контакта перекатывается от вершины профиля к его ножке (или в обратном направлении). При этом круговая зубчатая цилиндрическая рейка 1 за счет трения между ней и колесом 2 имеет возможность свободно вращаться вокруг своей оси Oi-0i, что способствует участию в работе различных участков зуба и, в конечном итоге, приводит к увеличению КПД передачи. Увеличение нагрузочной способности передачи происходит также за счет линейного характера контакта по дуге окружности.
При вращении зубчатого колеса 2 каждый зуб 6 зубчатой цилиндрической рейки .1 (фиг.б). установленный на подшипниках 7, имеет возможность самостоятельного вращения вокруг оси зубчатой цилиндрической рейки 1, что способствует более равномерному износу каждого зуба 6, а отсюда и увеличению прочности передачи в целом.
При вращении колеса 2 (фиг.7) вокруг своей оси 02-02 рейки 1 перемещаются в различных плоскостях, расположённых по различные стороны от зубчатого колеса, что позволяет осуществить привод нескольким исполнительным органам. При этом зубчатые цилиндрические рейки 1 контактируют с зубчатым колесом 2 по линии, что позволяет увеличить нагрузочную способность передачи. Увеличению нагрузочной способности передачи способствует возможность свободно вращаться вокруг осей Oi-0i зубчатых реек 1, так как это приводит к уменьшению трения и износа и повышению КПД,
Формула изобретения
1.Зубчатая передача, содержащая круговую цилиндрическую рейку с валом и зубчатое колесо с эвольвентным профилем зубьев в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи, зубчатое колесо выполнено глобоидным, а поверхность зубьев колеса в сечениях, лежащих по обе стороны от плоскости, проходящей через межосевой перпендикуляр, сопряжена с поверхностью зубьев рейки, ширина зубчатого колеса равна диаметру впадины рейки, а профиль зубьев рейки выполнен трапецеидальным,
2.Зубчатая передача по п.1, о т л и ча ю- щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД. зубья рейки выполнены сьемными и установлены с возможностью свободного вращения относительно вала рейки и осево.го перемещения и фиксации,
3.Зубчатая передача по п.1,отличающая с я тем, что передача снабжена дополнительной рейкой, аналогичной основной и установленной по другую сторону зубчатого колеса.
Щи2.1
Г tL
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1990 |
|
SU1744346A1 |
Способ профилирования пары инструментов,предназначенных для обработки глобоидной передачи | 1984 |
|
SU1321534A1 |
Червячная передача | 1989 |
|
SU1679086A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2446923C1 |
Способ изготовления глобоидно-цилиндрической передачи с нелинейчатым червяком | 2022 |
|
RU2803611C1 |
Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес | 1973 |
|
SU533778A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГИПЕРБОЛОИДНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2007 |
|
RU2341357C2 |
Гиперболоидная зубчатая передача | 1986 |
|
SU1372128A1 |
Глобоидная червячная фреза | 1982 |
|
SU1021532A1 |
Инструмент для изготовления глобоидных червяков | 1980 |
|
SU965581A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводных устройствах. Цель изобретения состоит в повышении нагрузочной способности передачи за счет устранения кромочного контакта. В зубчатой передаче выполнено выходное звено в виде круговой цилиндрической рейки и зубчатое колесо-глобоидным в сечении, проходящем через межосевой перпендикуляр и перпендикулярно оси круговой зубчатой цилиндрической рейки. Круговая цилиндрическая рейка имеет возможность перемещаться вдоль своей оси, составляющей некоторый угол с осью колеса, и имеет возможность свободно вращаться вокруг своей оси. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
М.
Ф//2.3
V/
-«
0
ср(/г5
Ф//й
..
Фиг. 6
Oi.n .
V 02
Ч R5
r
Фиг. 7
Артоболевский И.И, Механизмы в временной технике | |||
Справочное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей | |||
- М.: Наука, 1980, T.IV, с.19. |
Авторы
Даты
1990-11-23—Публикация
1988-12-13—Подача