Узел упорного подшипника скольжения Советский патент 1990 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU1613725A2

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к упорным подшипникам скольжения, и может быть использовано в турбинах, насосах, компрессорах, работающих при больших окружных скоростях и высоких удельных нагрузках.

Цель изобретения - повышение надежности и несущей способности подшипника путем выравнивания температурного поля в поперечном сечении упорного гребня.

На фиг. 1 изображен узел подшипника продольный разрез ; на фиг. 2 - то же поперечный разрез по нерабочей и рабочей сторонам гребня подшипника.

Узел упорного подшипника скольжения содержит смонтированные в корпусе 1

упорные колодки 2, упорный гребень 3, установленный на валу 4 турбомашины, выполненные в корпусе 1 отверстия 5 для подвода смазки в межколодочное пространство.

Упорный гребень 3 выполнен составным, включающим кольцевой ступенчатый диск 6 и кольцевые накладки 7 на рабочей поверхности, причем на поверхностях диска 6, сопрягающихся с накладками 7, выполнены кольцевые канавки 8, соединенные между собой радиальными каналами 9, расположенные в шахматном порядке, а в накладках 7 выполнены отверстия 10 для .подвода смазки, В корпусе 1 выполнены отверстия 11 для слива отработанного маела. На рабочей сторрне 12 упорного гребня 3 периферийная кольцевая канавка 13 у наружного торца выполнена закрытой в радиальном от центра подшипника направлении и соединена наклонными каналами 14 с . внутренней кольцевой канавкой 15 на нерабочей стороне 16 гребня 3. Кроме того, в отверстиях 10 для подвода смазки накладки 7 нерабочей стороны 16 гребня 3 могут быть установлены заглушки 17.

Узел упорного подшипника скольжения работает следующим образом. Холодное масло по отверстиям 5 в корпусе 1 подводится частично в межколодочное пространство, а частично через отверстие 10, канала Э и канавкам 8 для охлаждения упорного гребня. При вращении упорного гребня 3 масло под действием центробежных сил и принудительной прокачки подшипника (при прохождении по каналам 9 и канавкам 8 на рабочей стороне 12 гребня 3) нагревается и поступает в периферийную канавку 13. Из периферийной канавки масло по каналам 14 попадает в кольцевую канавку 15 у внутреннего торца накладки 7 на нерабочей стороне 16 гребня 3, Далее часть масла под действием центробежных сил проходит по каналам 9 и канавкам 8 нерабочей стсфоны гребни, прогревает его и поступает на слив в отверстие 11 корпуса 1. Вторая часть нагретого масла поступает в межколодочное пространство на нерабочей стороне 16 |-ребкя, прогревает накладку 7 с другой стороны и также поступает на слив в отверстие 1. Более горячее масло снижает, кроме того, гидравлические потери на трение на нерабочей стороне 16 гребня подшипника.

Снижению расхода смазочного масла и повышению эффективности охлаждения гребня 3 за счет выравнивания температурного поля в теле гребня 3 способствуют также заглушки 17, которые препятствуют смешиванию горячего масла с подводом холодного на нерабочей стороне 16 гребня.

При этой в конструкции подшипника предусмотрены средства, позволяющие подводить различное количество холодного смазочного масла к рабочей 12 и нерабочей 16 сторонам упорного гребня 3, например в

виде различных сечений подводящих каналов 5 или установки в них дроссельных шайб (не показаны).

Предложенная конструкция узла упорного подшипника позволяет значительно

повысить надежность и несущую способность за счет улучшения эффективности охлаждения упорною гребня и снижения вплоть до полного исключения поперечных температурных деформаций упорного гребНи, При атом уменьшается износ рабочих поверхностей как гребня , так и упорных колодок.

Формула изобретения

1.Узел упорного подшипника скольже- ния по авт. св. N 1343141, отличаю щи йс я тем, что, с целью повышения надежности и несущей способности подшипника путем выравн-ивания температурного поля в поперечном сечении упорного гребня, периферийная кольцевая канавка у наружного торца на рабочей стороне гребня выполнена закрытой в радиальном от центра направлении и соединена выполненными в упорном гребне наклонными каналами с

внутренней кольцевой канавкой на противоположной нерабочей стороне гребня.

2.Узел по п, 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что на накладке с нерабочей стороны гребня

в отверстиях ,д;|Я подвода смазки установлены заглушки.

Похожие патенты SU1613725A2

название год авторы номер документа
Узел упорного подшипника скольжения 1986
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Барзыкин Павел Васильевич
  • Данилейко Владимир Иванович
  • Зиневич Геннадий Николаевич
  • Юрко Владимир Иванович
SU1343141A1
Упорный подшипник скольжения 1988
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Малик Николай Владимирович
  • Юрко Владимир Иванович
  • Зинченко Юрий Степанович
SU1541442A1
Подшипниковый узел скольжения 1986
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Барзыкин Павел Васильевич
  • Ковалев Виктор Васильевич
SU1721332A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1
ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Евтушенко Сергей Павлович
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Семёновых Александр Сергеевич
  • Шуцкий Сергей Юрьевич
RU2534659C2
Упорный подшипник скольжения 1978
  • Юрченко И.С.
  • Мандрыка Э.С.
  • Захарова Л.А.
  • Смирнов В.Д.
  • Ивлиев К.П.
  • Румянцев В.М.
  • Васильев В.С.
SU768289A1
РЕВЕРСИВНЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Прокопенко Андрей Алексеевич
  • Любченко Константин Юрьевич
  • Лазаренко Андрей Дмитриевич
RU2722222C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 2002
  • Лисянский А.С.
  • Сачков Ю.С.
  • Гаев В.Д.
  • Ласкин А.С.
  • Ковальский Р.К.
  • Шпилева С.И.
RU2241124C2
СПОСОБ СМАЗКИ ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Альпин Александр Яковлевич
RU2292493C2
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2000
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Гриценко Вячеслав Григорович
RU2193123C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 613 725 A2

Реферат патента 1990 года Узел упорного подшипника скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и несущей способности подшипника за счет выравнивания температурного поля в поперечном сечении упорного гребня. Узел подшипника содержит смонтированные в корпусе 1 колодки 2, упорный гребень 3, установленный на валу 4. Для подвода смазки в межколодочное пространство предусмотрены отверстия 5. Гребень 3 выполнен составным из ступенчатого диска 6 и кольцевых накладок 7. На рабочей поверхности диска 6 выполнены кольцевые канавки 8, соединенные между собой радиальными каналами 9, расположенными в шахматном порядке, а в накладках 7 выполнены отверстия 10 для подвода смазки. Для слива масла выполнены отверстия 11. Периферийная канавка 13 выполнена закрытой и соединена наклонным каналом 14 с кольцевой канавкой 8 у внутреннего торца накладок 7 на нерабочей стороне 15 гребня 3. В отверстиях 10 могут быть установлены заглушки 16. Упорный подшипник обладает уменьшенным износом рабочих поверхностей гребня и упорных колодок. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 613 725 A2

Фиг. 1

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1613725A2

Узел упорного подшипника скольжения 1986
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Барзыкин Павел Васильевич
  • Данилейко Владимир Иванович
  • Зиневич Геннадий Николаевич
  • Юрко Владимир Иванович
SU1343141A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 613 725 A2

Авторы

Марцинковский Василий Сигизмундович

Черепов Леонид Владимирович

Лоза Олег Борисович

Роговой Евгений Дмитриевич

Даты

1990-12-15Публикация

1988-12-15Подача