Способ термической обработки крупномодульных зубчатых колес Советский патент 1991 года по МПК C21D9/32 

Описание патента на изобретение SU1638182A1

I

(21)4667065/02

(22)27.03.39

(46) 30.03.91. Бюл. № 12

(71)Производственное объединение Челябинский тракторный завод

им. В.И.Ленина

(72)А.А.Жасминов, М.А.Слепченко, А.В.Агафонов и К.А.Думановская (53) 621.785.79 (038.3)

(56) Авторское свидетельство СССР № 394440, кл. С 21 D 1/06, 1971.

Головин Г.Ф. и Зимин Н.Б. Технология термической обработки металлов с применением индукционного нагрева. Библиотека высокочастотника-термиста, 1979, вып.З, с.99-100.

(54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение качества термообработки путем увеличения циклической прочности. Способ включает импульсный предварительный нагрев до 470-500°С, индукционный нагрев, зубьев до температуры закалки со скоростью 13-14 град/с, охлаждение под слоем масла масляным душем давлением 2-3,5 кгс/см2 и низкий отпуск. Способ позволяет существенно повысить циклическую прочность и долговечность зубчатого колеса. 1 табл.о

Похожие патенты SU1638182A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цилиндрических зубчатых колес 1981
  • Баглаев Виктор Филиппович
  • Гречко Николай Михайлович
  • Кочергин Леонид Леонидович
  • Синяк Сергей Александрович
  • Бурканов Анатолий Георгиевич
  • Цветков Сергей Александрович
  • Кац Арон Нахимович
SU1087556A1
СПОСОБ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Баранов Владимир Степанович
  • Волчок Владимир Федорович
  • Гуринович Владимир Александрович
  • Космович Лев Степанович
  • Кошеленков Константин Николаевич
  • Этин Михаил Львович
RU2201460C2
Способ термической обработки изделий из высокопрочного чугуна 1985
  • Яковлев Федор Игнатьевич
SU1330187A1
ИНДУКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМООБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ С ИХ ВРАЩЕНИЕМ 2010
  • Баранов Владимир Степанович
  • Лашкевич Олег Евгеньевич
  • Тарарук Аркадий Иванович
  • Бакка Дмитрий Сергеевич
RU2464323C2
Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес 1989
  • Плеханова Лидия Валентиновна
  • Иониди Кирилл Константинович
  • Пономарева Светлана Петровна
  • Исмиляев Юрий Леонидович
  • Зозуля Александр Иванович
SU1740456A1
Способ поверхностной термической обработки изделий 1991
  • Головин Георгий Федорович
  • Зимин Николай Вячеславович
  • Иевлев Евгений Михайлович
  • Румянцев Валентин Сергеевич
SU1792985A1
Способ упрочнения зубчатых колес и шестерен 1986
  • Девяткин Василий Петрович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Кучерявая Татьяна Ивановна
  • Бескровный Геннадий Георгиевич
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Аладьин Геннадий Петрович
  • Шоташвили Яков Михайлович
  • Сафир Валентин Степанович
SU1392115A1
Способ термической обработки рельсов 1977
  • Казарновский Д.С.
  • Бабич А.П.
  • Сапожков В.Е.
  • Верещага Е.А.
  • Заннес А.Н.
  • Шнаперман Л.Я.
SU837070A1
ПОТОЧНАЯ ЛИНИЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЗОНЫ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ 2005
  • Бодров Юрий Владимирович
  • Грехов Александр Игоревич
  • Пумпянский Дмитрий Александрович
  • Горожанин Павел Юрьевич
  • Жукова Светлана Юльевна
  • Злобарев Владимир Алексеевич
  • Кривошеева Антонина Андреевна
  • Лефлер Михаил Ноехович
  • Мануйлова Ирина Ивановна
  • Марченко Леонид Григорьевич
  • Пономарев Николай Георгиевич
  • Селиванов Владимир Яковлевич
  • Тихонцева Надежда Тахировна
  • Усов Владимир Антонович
RU2291904C1
Способ термической обработки изделий из серого чугуна 1986
  • Яковлев Федор Игнатьевич
SU1477750A1

Реферат патента 1991 года Способ термической обработки крупномодульных зубчатых колес

Формула изобретения SU 1 638 182 A1

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к способам термообработки крупномодульных зубчатых колес.

Цель изобретения - повышение качества термообработки путем увеличения циклической прочности.

Пример. Проводилась термическая обработка крупномодульного зубчатого колеса большого диаметра (0582 мм) при ширине зуба 102 мм с модулем I - II из стали 45Г на закалочной установке, представляющей собой металлический бак, в котором расположены спрейер, система охлаждения и пневматическое устройство с оправкой, позволяющей перемещать зубчатое колесо из индуктора в спрейер. Спрейер и бак соединены с насосом типа ЗК12, что создает замкнутую гидравлическую систему. Над баком на

стойках установлен многовитковый кольцевой индуктор-трансформатор. Пневматическое устройство позволяет перемещать деталь вертикально вверх и вниз из зоны индуктора в зону спрейера. На оправку, находящуюся в зоне индуктора, устанавливают зубчатое колесо. При этом индуктор-транс-, форматор непосредственно через контакторы подключается к генератору ТЗЧ типа ВГО/500/2,5 при частоте тока 2500 Гц.

Зубчатое колесо нагревают в течение 23-30 с затем следует пауза 25 - 30 с, затем опять нагрев в течение 23-30 с, пауза - 25-30 с, нагрев 23-30 с, пауза 25-30 с, в результате достигается температура 470 - 500°С. Затем нагревают зубчатый венец зубчатого колеса до закалочной температуры (950-980°С) при частоте

сэ со

00 00

to

тока 2500 Гц со скоростью нагрева 13-14 град/с.

Далее зубчатое колесо вместе с оправкой перемещают в зону охлажде- ния - зону кольцевого спрейера с радиальными отверстиями ф 2 мм,установленного в масляной ванне. Зубчатое колесо во время охлаждения вращают со скоростью 2 об/мин. Охлажде- iние идет под слоем масла (температура масла 30-90°С) масляным душем давлением 2-3,5 кгс/см до температуры самоотпуска. Время охлаждения 2-3 мин. При этом достигается оста- точная температура зубчатого колеса 150-200 С. Затем зубчатое колесо промывают, подвергают низкому отпуску 180-200°С в течение 2 ч, далее зуб.чатый венец подвергают дробенак- лепу.

Результаты механических испытаний колес после обработки по предла- - гаемому и известному способам представлены в таблице.

Анализ данных таблицы показывает что предлагаемый способ термообработки (опыты 3 и 4) позволяет получить требуемую чертежом твердость зубчатого венца, рабочих поверхностей зубьев и впадин, а также торцовой поверхности зубчатого колеса, повыИзвестныйПредлагаемый

A.Предваритепьннй импульсным Hcii рев

до «50° С

Б. .Индукционным KOHiyp- ный naipea со скоростью 1 2 i р.щ/с

B.Охлаждение1 ма лпным душем под слоем масла давлением

I ,8

A.До 47()°С Б. 13 ipWc

B.2 кгс/см2

A.До 500°С Б, 14 град/с

B.3,5 кгс/см2 A. Jo 550°С

Б; 15 град/с

В U К с/см2

Нет

43-5036-38

- i5-SO48-5035-40

3-10

3-10

28т.3х1060,2

28т.3x100,2

.0-5251-5350-5214-161,5-235т.3x100,2

SO-3 31-5350-5214-161,5-235т.ЗхЬ0,2

5-1-3.150-5450-52Сквозная 2,5-3,0 30т.3x10

закалка зуба

сить более чем в два раза циклическую прочность зубчатого колеса и получить минимальную деформацию зубьев при термообработке, исключая при этом необходимость механической обработки зубьев.

Таким образом, использование предлагаемого способа термообработки крупномодульных зубчатых колес позволяет повысить долговечность более чем в два раза.

Формула изобретения

Способ термической обработки крупномодульных зубчатых колес, включающий предварительный нагрев колес, индукционный контурный нагрев зубьев до температуры закалки, охлаждение под слоем масла до температуры самоотпуска, окончательное охлаждение на воздухе и низкий отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения качества термообработки путем увеличения циклической прочности, предварительный нагрев осуществляют импульсно до 470-500°С, индукционный контурный нагрев зубьев проводят со скоростью 13-14 град/с, а охлаждение под слоем масла ведут масляным душем давлением 2-3,5 кгс/с

3-10

28т.3х1060,2

3-10

28т.3x100,2

SU 1 638 182 A1

Авторы

Жасминов Анатолий Александрович

Слепченко Моисей Абрамович

Агафонов Александр Васильевич

Думановская Нина Александровна

Даты

1991-03-30Публикация

1989-03-27Подача