Способ термической обработки рельсов Советский патент 1982 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение SU837070A1

Изобретение относится к области термической обработки рельсов и может быть использовано на металлургических заводах, производящих рельсы. Известен способ термической обработки рельсов, включающий объемную закалку в масле, отпуск при 600-650° С, последующий нагрев ТВЧ, охлаждение с определенной скоростью и повторный отпуск (или самоотпуск) при температуре -v 400° С. Существенным недостатком способа являетс наличие высоких, остаточных напряжений и неблагоприятное их распределение, «гто не позволяет существенно повысить контактно-усталостную прочность. Кроме того, данный способ термообработки рельсов характеризуется большой технологической сложностью. Известен также способ термической обработ ки рельсов, включающий нагрев поверхности головки рельсов ТВЧ и охлаждение вначале водовоздзтпной смесью, затем маслом при помощи спрейера и окончательное охлаждение водовоздушной смесью. При таком способе закалки рельсов появляется перепад твердости по сечению закаленного слоя. Кроме того, требуется наличие дорогостоящего оборудования для оборотного Е(икла масла, отсоса паров, а также подогрева и замены масла, что усложняет технологитеский процесс. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ TepMOij обработки рельсов, включающий соедииение рельсов в непрерывную нить, упругяк изгиб, нагрев токами высокой частоты рельсов пои всей длине, охлажденне водсвоздущной смесью и последующий самоотпуск. Максимальная температура нагрева металла головкн рельса под закалку по этой технологии составляет 9801020 С. Однако водовоздуишая смесь, пртмеияемая для охлаждения головки рельсов, нестабильна. В пертод закалки могут изменяться также ее параметры, как давление воздуха, расход воды, температура воды, которые не реагируются автоматичесцо. В связи с этим закаленные рельсы некоторых партий имеют повыщенные остаточные напряжения на поверхности катания, недостаточно однородную микро3837структуру (по зерну), неоднородную твердость по длине рельса, а это снижает конструктивную прочность рельсов. Целью изобретения является повышение конструктивной прочности закаленных рельсов Поставленная цель достигается тем, что после поверхностного непрерьшно-последовательного нагрева токами высокой частоты головку подстуживают до 900ilO°C, охлаждают со скоростью 70-120 град/с до 150-200С, затем производят повторный нагрев головки на глубину 8-9 мм до температуры ТАсз+20°С, но не выше 800%, и подошвы ниже TAcl на 30-50°С, после чего охлаждают со скоростью 20-30 град/с головку до 380-450° С, а подошву до 320- 400° С. Такой слособ закалки может быть осуществлен в устройстве роликового типа, в котором рельсовая проба в процессе термообработки непрерьшно-последовательно перемещается между верхними и нижними роликами, располо женными в щах|С1атном порядке. Головку рельса нагревают индукторами, расположенными между верхними и нижними роликами, до 980°С. По выходе из зоны нагрева головку подстуживают до 900° С, после чего охлаждают водовоздущной смесью со скоростью 70-120 град/с до 180°С на структуру троостомартенсит. При дальнейшем перемещении в устройстве рельсовая проба поступала в зону вторичного нагрева ТВЧ, при этом нагревались головка и подошва одновременно: головка до 790°С, а подошва до 690° С, после чего горячей водой (50-70°С) при помощи спрейера производили охлаждение указанных элементов рельса со скоростью 25 град/с. При этом головку охлаждали до 420° С, а подошву до 370° С. Предлагаемый способ термической обработки рельсов позволяет получать термообработанные рельсы с высоким уровнем прочностных и пластических свойств, обеспечивающих высокую сталостную прочность, а также с меньшим ровнем сжимающих остаточных напряжений в оловке за счет одновременного охлаждения с динаковой скоростью ее и подошвы пру повторной термообработке. Термообработка рельсовых проб (с содеранием 0,75 град/с) по данному способу поволяет получать следующие результаты: твердость на поверхности катания 88 НВ; структура закаленного слоя с поверхности на глубину 8-9 мм - троостосорбит закалки; на глубине 9-22 Мм - структура отпущеного мартенсита; предел прочности - 138-142 кГ/мм ; предел текучести - 101-103 кГ/мм ; относительное удлинение - 16-17%; относительное сужение - 51-54 ; ударная вязкость при +20°С - 3,6-3,8 кГ/см предел усталости - 58 кГ/мм ; предел усталости в улучшенном состоянии 0 кГ/мм ; величина действительного зерна в закаленом слое - 9-10 балл. Формула изобретения Способ термической обработки рельсов, ключающий поверхностный непрерьгено-последовательный нагрев токами вььсокой частоты, закалку и самоотпуск, отличаюю щ и. и с я тем, что, с целью повыщения конструктивной прочности, после поверхностного нагрева головку подстуживают до 900i 10° С, охлаждают со скоростью 70-120 град/с до 150-200°С, затем производят повторный нагрев головки на глубину 8-9 мм до температуры ТАсз+20°С, но не выше 800° С, и подошвы ниже TAcl на 30-50°С, после чего. . охлаждают со скоростью 20-30 град/с головку до 380-450°С, а подошву до 320-400° С.

Похожие патенты SU837070A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 1991
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич[Ua]
  • Сапожков Валерий Евгеньевич[Ua]
  • Левченко Николай Филиппович[Ua]
  • Сахно Валерий Александрович[Ua]
  • Тихонюк Леонид Сергеевич[Ua]
  • Шевченко Александр Иванович[Ua]
RU2023026C1
Способ индукционного термического упрочнения остряков стрелочных переводов и установка для его осуществления 2022
RU2794329C1
Способ термической обработки рельсов 1986
  • Нестеров Д.К.
  • Сапожков В.Е.
  • Левченко Н.Ф.
  • Точиленко В.С.
  • Булянда А.А.
  • Барбаров В.Л.
  • Заннес А.Н.
  • Ноженко Л.К.
  • Шнаперман Л.Я.
  • Шевченко А.И.
SU1422674A1
Способ производства рельсов 1985
  • Нестеров Д.К.
  • Левченко Н.Ф.
  • Сапожков В.Е.
  • Кисиль Б.С.
SU1300946A1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Точиленко Виктор Степанович
  • Шумаков Юрий Иванович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Великанов Александр Васильевич
  • Мирошников Виктор Лаврентьевич
  • Проценко Тимофей Васильевич
SU819195A1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Казарновский Давид Самуилович
  • Бабич Алик Петрович
  • Сапожков Валерий Евгеньевич
  • Хургин Лев Семенович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Верещага Евгения Андреевна
SU804702A2
Способ изготовления рельсовых плетей и комплекс для осуществления способа 2017
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2681046C1
Способ термической обработки рельсов 1989
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич
  • Левченко Николай Филиппович
  • Сапожников Валерий Евгеньевич
  • Кисиль Борис Семенович
  • Бардусов Виктор Николаевич
  • Ноженко Леонид Константинович
  • Шевченко Александр Иванович
  • Великанов Александр Васильевич
  • Шур Евгений Авелевич
  • Фесенко Олег Анатольевич
  • Галушкин Александр Васильевич
SU1659498A1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЛИННОМЕРНОГО ИЗДЕЛИЯ Г-ОБРАЗНОГО ПРОФИЛЯ, ИМЕЮЩЕГО ПОДОШВУ, ШЕЙКУ, ГОЛОВКУ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Павлушко Григорий Дмитриевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Довгаль Олег Викторович
RU2755713C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Тараборин Александр Николаевич
  • Бедарев Николай Иванович
RU2280700C1

Реферат патента 1982 года Способ термической обработки рельсов

Формула изобретения SU 837 070 A1

SU 837 070 A1

Авторы

Казарновский Д.С.

Бабич А.П.

Сапожков В.Е.

Верещага Е.А.

Заннес А.Н.

Шнаперман Л.Я.

Даты

1982-11-23Публикация

1977-01-11Подача