Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигате- лестроекии.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей и повышение надежности для условий высокофорсированных дизелей путем дифференцированного упрочнения шатуна.
На фиг.1 изображена схема типового распределения рабочих динамических напряжений на поверхности шатуна от действия сил инерции; на фиг.2 - то же, от действия сил давления газов; на фиг.З - распределение характерных зон (поэ.1) по поверхности шатуна (распределение рабочих динамических напряжений пс поверхности шатуна имеет 5 характерных зсм а пределах которых распределение динамических рабочих напряжений имеет одинаковый характер, эпюры средних рабочи динамических напряжений цикла (поз } распределение упрочняющих остаточных
сжимающих напряжений в шатуне до (поз.З) и после (поз.5) их взаимодействия с рабочими динамическими напряжениями в различных сечениях шатуна (поз 4 и 6), на фиг.4 - дифференцированно упрочненный шатун высокофорсированного дизеля 124Н21/21 после гидродробесструйного упрочнения.
СК
СП
:с
КЗ
о
О1
л
Шатун высокофорсированного дизеля содержит стержень 1, поршневую 2 и кривошипную 3 головки с вкладышем 4 {фиг,1}.
Поверхность шатуна упрочнена, при этом остаточные сжимающие напряжения по высоте шатуна от верхней точки поршневой головки составляют {фиг.З, поз 1 и 2):
-в зоне, протяженностью (0-0,3)dn.
0ср -(0,20-0,25) -оь,2, где dn - наружный диаметр поршневой головки шатуна в вертикальной плоскости; оь,2 - предел текучести матариала;
-в зоне, протяженностью (0,3-0,6)dn,
соответственно оЈр -(0,05-0,07) -ойз; -в зоне, протяженностью (0,15-0,7)1
-(0,005-0,01) -00,2;
-в зоне, протяженностью от 0,7 до d,
-(0,10-0,20) -00,2;
-в зоне, протяженностью от 0,6dn до
0,15, оЈр -(0,25-0,3)-оо,2, где I - длина стержня шатуна;
dK - диаметр кривошипной головки в вертикальной плоскости.
Превышение верхнего предела на всех участках шатуна приводит к нарушению условия адекватности нарпяжений разгрузки - напряжениям нагрузки Ораб и не обеспечивает выравнивание напряжен ности смежных объемов металла и, следовательно, их равнопрочность. Приуменьшении
нижнего предела 0 рзначительно чада ет эффективность упрочняющего алия ния параметра сжимающих напряжении как самостоятельного фактора, а также нарушается условие обеспечения адекватности распределения распределению off.
Технологически требования по регламентирован, ю остаточных напряжений обеспечиваются программируемой гидро- дробесструйнойобработкой. Контроль правильности распределения остаточных
напряжений можег осуществляться неразрушающими методами на основе метода магни- гоупругости
Сравнительный анализ опюр на фиг.З (поз 4 и 6) показывает, что в шатуне в 3,5- 4 раза снижается неравномерность распределения результирующих напряжений
Л(7§еэ по отдельным сечениям и соответственно повышается равнопрочность и уста
лостная прочность шатуна в целом.
Формула изобретения Шатун серийного дизеля содержащий стержень, поршневую и кривошипную голе- вки со сжимающими остаточными напряжениями в поверхностном слое, отличающийся тем, что. с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности, преимущественно для условий высокофорсированных дизелей за счет дифференцированного упрочнения шатуна, остаточные напряжения по высоте шатуна от верхней точки поршневой головки соответственно составляют:
а зоне протяженностью (0-0,3)dn
с&- -(0,20-025)
-з зоне, протяженностью (0,,6)dn (Гср--(0,05-0,07) оь,2,
-в зоне, протяженностью (0,15-0,7)1.
-(0,005-0,01) 002.
в зоне, протяженностью 0.7i-d. -(0,20-0.25) оь.2.
-в зоне, протяженностью 0,6dn-0,15l.
-(0,25-0,30) оь.2,
где dn - диаметр поршневой головки;
d - диаметр кривошипной головки; I - длина стержня шатуна:
- остаточные сжимающие напряжения;
поз предел текучести материала шаТУНЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТОГО СТЫКА КРИВОШИПНОЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА | 2002 |
|
RU2219043C1 |
Шатун высокофорсированного @ -образного дизеля | 1984 |
|
SU1307114A1 |
Шатун высокофорсированного @ -образного двигателя С.П.Косырева | 1981 |
|
SU1010327A1 |
Вкладыш подшипника скольжения высокофорсированного дизеля | 1987 |
|
SU1446375A1 |
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2232308C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2166653C2 |
Способ испытания на долговечность шатуна | 1988 |
|
SU1523944A1 |
ДЕТОНАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2298106C2 |
Шатунно-поршневая группа для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания | 2019 |
|
RU2722915C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ В СОПРЯЖЕНИЯХ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ И КРИВОШИПНО-ШАТУННОЙ ГРУПП ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2391642C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использоаано в двигате- лестроении Цель изобреренмя - расширение технологических возможностей и повышение надежности для условий высокофорсированных дизелей за счет дифференцированного упрочнения. Шатун, содержащий стержень, поршневую и кривошипную головки, дифференцированно упрочнен, Остаточные сжимающие напряжения в поверхностном слое по высоте шатуна от верхней поршневой головки составляют в зоне, протяженностью (0-0,3)dn, Оср -(0,20 0,25) Оо в зоне, протях енностью (0,3-0,6)dn, -(0,05-0.07) OQ2 , в зоне, протяженностью {0,15-0,7)1, -(0,03-0,01)ой,2; в зоне, протяженностью 0,7l-dK, Оср -(0,20-0, в зоне, протяженностью 0,6drrO 151, о|Ч - --(О 25- 0,30} (JQ2 где dn - диаметр nopuj- невой головки dt. дийметр кривошипной головки I длина стержня Шатуна, Оср - остаточные сжимающие нэпряу-ен п 00.2 - предел текучести материала шзг/ на. Таким образом, в шатуне снижается неравномерность распределения результирующих напряжений по отдельным сеченичм, соответственно повышаются равнопроч- ность и усталостная прочность шатуна в целом 4 ил И
Фм.1
Фиг.2
а
3 © fi Ъ
ii
is ©
.
Ь
M
&
f,
МГ
И И Э
§ и. V ©
X
ггтт
DlJliilli
1656205
Ш
4
111
I
i
$
ггтт
iill
«M
О/
+fO
+165
-100
+ 100
5
69
)
,/tts
Ю.5
-ПО
,-0
Фиг. 4
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Дизели и газовые двигатели | |||
Шатуны | |||
Общие технические условия, п | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1988-11-16—Подача