Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1455261.
Цель изобретения - повышение достоверности получаемых результатов оценки степени загрязненности радиаторных секций.
На фнгЛ приведена гистограмма изменения времени истечения воды через радиаторные секции, характеризующая степень их внутреннего загрязнения и полученная экспериментальным путем (пунктирной линией показано значение измеряемого параметра в начале эксплуатационного периода, а сплошной - в конце); на фиг.2 - гистограмма изменения температур поверхности радиаторных секций, полученная экспериментальным путем (пунктирной линией показан измеряемый параметр в начале периода эксплуатации, а сплошной линией - в конце периода эксплуатации).
Способ оценки технического состояния радиаторных секций 1-10 системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания осуществляют следующим образом.
После получения двигателя с завода-изготовителя либо выхода его из планового ремонта теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя с выключенными вентилятором холодильника и закрытыми жалюзи до номинального теплового режима, после чего, открыв жалюзи и включив вентилятор, охлаждают теплоноситель с максимально возможной скоростью до температуры, равной 0.65...0,70 номинальной, что определяется допустимым температурным перепадом, позволяющим избежать роста температурных напряжений
О
о
сЈ о
00
ю
в двигателе и в радиаторных секциях, обеспечить возможность получения различных температур поверхностей радиаторных секций в зависимости от степени их внутреннего загрязнения.
Охладив секции радиатора, двигатель останавливают, при этом движение теплоносителя в системе осуществляется только за счет слабой естественной циркуляции, что обеспечивает время выравнивания температур в различных радиаторных секциях, достаточное для проведения замеров тем- i ператур, так как в этом случает условия, в которых производятся замеры по первым и последним радиаторным секциям, практически одинаковы.
Далее измеряют температуру в каждой радиаторной секции непосредственно на ее поверхности со стороны выхода теплоносителя на расстоянии i /4 длины радиаторной секции от индвидуального коллектора, находящегося со стороны выхода теплоносителя, охватывая ее фронт, после чего эти температуры фиксируют.
Повторно эти же изменения в той же последовательности и на том же режиме осуществляются на этом же двигателе перед постановкой его на следующий плановый ремонт либо при проведении технического обслуживания.
Определяя изменение температуры каждой радиаторной секции за период эксплуатации, определяют по нему величину степени загрязнения каждой радиаторной секции, Так как измерения производятся на одних и тех же секциях радиатора, практически исключены влияния на достоверность получаемых результатов всевозможных дефектов, технологических погрешностей изготовления, качества материала секций.
Данный способ был проверен при оценке технического состояния радиаторных секций тепловозного двигателя.
На тепловозе 2 ТЭ 116, на котором установлен двигатель 1А-5Д49 с чистыми радиаторными секциями, закрыв жалюзи холодильной камеры тепловоза и выключив вентилятор при работе двигателя, нагревают воду в системе охлаждения до температуры номинального теплового режима, за который принята температура на 5°С ниже предельно допустимой температуры 95°С, которая, в свою очередь, определяется настройкой существующих систем защиты.
После нагрева вода в системе охлаждения до температуры 88...90°С открывают жалюзи, включают вентилятор холодильника и резко охлаждают воду в системе охлаждения до температуры 60°С соответственно охладив и корпуса ридиаторных секций, после чего двигатель останавливают, уменьшив тем самым до минимума расход охлаждающей воды, после чего на расстоянии 1/4 длины радиаторной секции от индивидуального коллектора, находящегося на выходе воды по фронту радиаторной секции и на ее поверхности, замеряют температуры, которые были на уровне 65...60°С.
Эти температуры были зафиксированы,
0 после чего тепловоз отправлен в эксплуатацию.
Перед постановкой этого тепловоза на следующий плановый ремонт в. описанной последовательности были вновь измерены
5 температуры, величина которых была на уровне 55..,59°С.
Затем определили изменение температуры каждой радиаторной секции за период эксплуатации, после чего радиаторные сек0 ции, имеющие изменение температуры до 0,5°С были признаны пригодными к дальнейшей эксплуатации, а свыше 0,5°С по окончании работ были сняты и отправлены на промывку.
5При осуществлении оценки степени загрязнения радиаторных секций использовались опытные данные, отражающие зависимость падения температуры поверхностей радиаторных секций от увеличения
0 времени протекания воды, т.е. степени загрязнения (фиг.1 и 2). Температура поверхности радиаторной секции недостаточно достоверно отражает степень ее загрязнения, так как, кроме загрязнения, зависит и
5 от других факторов, например качество изготовления и ремонта, возможные дефекты при монтаже.
Так, например, радиаторные секции № 2 и 3 имеют разную температуру поверхности
0 в конце периода эксплуатации, а изменение температуры за период эксплуатации у них одинаковое, так же как и величина загрязнения. Аналогичная картина наблюдается и при сравнении радиаторных секций № 9
5 и № 10. Радиаторная секция № 10 имеет более высокую температуру поверхности в конце периода эксплуатации по сравнению с радиаторной секцией № 9, а время пролива через них, а следовательно, и степень из
0 загрязнения в начале и в конце периода эксплуатации практически равны.
Таким образом, предложенный способ позволяет проводить более точную оценку технического состояния радиаторных сек5 ций без их демонтажа.
Формула изобретения Способ оценки технического состояния радиаторных секций систем охлаждения двигателя внутреннего сгорания по
авт. св. № 1455261, отличающийся тем. поверхности секций производят в начале и что, с целью повышения достоверности по- в конце каждого межремонтного периода лучаемых результатов, замеры температуры эксплуатации двигателя
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения степени загрязненности радиаторных секций системы охлаждения тепловозного дизеля | 1990 |
|
SU1751655A2 |
Способ контроля теплорассеивающей способности радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1513385A1 |
Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1455261A1 |
Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя | 1985 |
|
SU1260714A1 |
Способ определения степени загрязненности радиаторных секций системы охлаждения тепловозного дизеля | 1989 |
|
SU1673738A1 |
Система автоматического регулирования температуры теплоносителя двигателя | 1990 |
|
SU1815359A1 |
ТЕПЛОВОЗ | 2019 |
|
RU2718596C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2372228C1 |
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА | 2005 |
|
RU2277484C1 |
Система охлаждения | 1980 |
|
SU954580A1 |
Изобретение позволяет повысить достоверность безразборной оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В начале и в конце эксплуатационного периода теплоноситель в системе охлаждения прогревают при работе двигателя с выключенным вентилятором и закрытыми жалюзи до номинальной температуры, охлаждают его с максимально возможной скоростью посредством включения вентилятора и открытия жалюзи до значений температур, равных 0,65...0,70 номинальных значений, и останавливают двигатель. Температуры поверхности каждой радиаторной секции измеряют на расстоянии 1/4 длины секции от индивидуального коллектора, находящегося со стороны выхода теплоносителя. О степени загруженности судят по изменению температуры секции в начале и в конце эксплуатационного периода. 2 ил.
т
9050
555
Ж
V
Номера секций
Номера секций
Способ оценки технического состояния радиаторных секций системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1455261A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1989-03-27—Подача