Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение надежности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширения сферы использования.
На фиг. 1 и 2 показаны различные виды секций вала; на фиг. 3 - развертка накладки.
Коленчатый вал состоит из последовательно расположенных секций, каждая из которых включает шейку 1, ограниченную по длине щеками 2. На боковой поверхности щеки 2, обращенной к шейке 1, выполнены пазы 3. На шейке 1 установлена накладка 4, выполненная из изогнутой тонкой стальной ленты, концы 5 которой сжаты встык. Торцы накладки 4 снабжены выступами 6, взаимодействующими с пазами 3. В накладке выполнено отверстие 7, которое совпадает с выходом масляного канала 8 в шейке 1. Наружная поверхность накладки взаимодействует с вкладышами 9. К щекам 2 примыкают шейки 10, смежные с шейкой 1.
Узел работает следующим образом.
Шейка коленчатого вала 1 вместе с установленной на ней накладкой 4 вращается во вкладышах 9. Выступы 6, взаимодействующими с пазами 3 щек, удерживают накладку от проворачивания относительно шейки вала 1, что предотвращает износ шейки. При использовании предлагаемой конструкции узла достигается положительный эффект, который заключается в том, что за счет легкосъемных накладок повышается ремонтопригодность узла. При этом, предлагаемый способ крепления накладки к валу позволяет его использовать практичегкм для любой конструкции узла.
Предлагаемое крепление накладок может быть эффективно использовано при ремонте двигателей, серийно выпускаемых без накладок. В этом случае, в связи с меньшей твердостью коленчатого вала в зоне его щеки, его механическая обработка упрощается. При обеспечении надежности крепления накладки отпадают ограничения в размерах выступов и пазов и появляется возможность выполнения нескольких элементов крепления.
Наименьшая высота щеки над поверхностью шейки со стороны, противоположной смежной шейке, позволяет выполнить радиальные пазы в указанном месте наиболее технологично. Однако возможен вариант выполнения радиальных пазов и со стороны смежной шейки, что позволяет осуществить перераспределение пиковых напряжений в наиболее нагруженной зоне и тем самым еще более повысить надежность.
Формула изобретения
1.Коленчатый вал. включающий ограниченные по длине щеками коренные и шатунные шейки, выполненные с каналами для подвода смазки в зону рабочих поверхностей шеек, и снабженный установленными на шейках тонкостенными накладками, выполненными в виде свернутой в кольцо ленты с отверстием, расположенным концентрично выходу соответствующего
смазочного канала, причем коленчатый вал и указанные накладки выполнены с элементами взаимной фиксации в окружном направлении, расположенными в зоне сопряжения шеек с щеками, отличаю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширения сферы использования, элементы взаимной фиксации вала выполнены в виде
расположенных на соответствующих щеках радиальных открытых на периферии пазов, а элементы фиксации накладок - в виде ответных аксиальных выступов, расположенных в указанных пазах и выполненных за
одно целое с накладкой.
2.Вал по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек расположены со стороны, противоположной смежной шейке.
53. Вал по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем,
что радиальные пазы на соответствующих поверхностях щек выполнены со стороны смежной шейки.
У////////7
V
Фаг2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 2001 |
|
RU2235009C2 |
Способ восстановления коленчатых валов | 1991 |
|
SU1792817A1 |
СОСТАВНОЙ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2115036C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК ВАЛОВ ТИХОНОВА | 1990 |
|
RU2006705C1 |
Коленчатый вал | 1990 |
|
SU1754941A1 |
Узел двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1597455A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЁННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2675868C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА | 2006 |
|
RU2337802C2 |
Коленчатый вал | 1974 |
|
SU490957A1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2106547C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение надежности при сохранении жесткой фиксации накладок относительно шеек и расширение сферы использования. Шейка коленчатого вала (В) 1 вместе с установленной на ней накладкой 4 вращается во вкладышах 9. Выступы 6, взаимодействующие с пазами (П) 3 щек, удерживают накладку от проворачивания относительно шейки В 1, что предотвращает износ шейки. Выполнение элементов фиксации в виде радиальных П 3 на поверхностях щек исключает ослабление В 1 в зоне шеек. Кроме того, вариант выполнения П 3 со стороны смежной шейки позволяет осуществить благоприятное перераспределение пиковых напряжений в наиболее нагруженной зоне вала, что повышает надежность конструкции в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
/
5
Ч
V
Фиг.З
Узел двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1597455A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-08-30—Публикация
1989-12-11—Подача