///////Я// ///////////////////////;/; кФиг 1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к полупри- цепам. оборудованным устройствами против складывания автопоездов при их торможении.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик полуприцепа.
На фиг. 1 изображена часть полуприцепа, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сзади; на фиг, 3 - схема заноса полуприцепа в левую сторону по ходу движения тягача; на фиг. 4 - схема датчика заноса к кузову полуприцепа; на фиг. 5-схема привода контакта датчиком заноса; на фиг. 6 - схема седельного устройства тягача; на фиг. 7 - схема привода лопастей воздушного винта; на фиг. 4 - схема расположения шестерни в корпусе воздушного винта; на фиг. 9 - электросхема.
Автомобильный полуприцеп содержит кузов-фургон 1, выполненный с подвижным в вертикальном направлении кожухом 2, расположенным в задней части кузова. В кожухе 2 расположен связанный с двигателем 3 воздущный винт 4 с реверсивными лопастями 5, предназначенный для создания усилия Р, препятствующего заносу (т. е. образованию угла а). Кожух 2 выполнен с возможностью вертикального перемещения на направляющих бис левым и правым раструбами 7, в которых имеются окна 8 для подвода и отвода воздушного потока 9, создаваемого воздушным винтом 4. Автомобильный полуприцеп снабжен установленным на днище 10 кузова-фургона 1 датчиком заноса полуприцепа, включающим опорное колесо 11с шипами 12 для предотвращения проскальзывания колеса по проезжей части дороги 13. Колесо 11 замыкает и размыкает контакты 14 с помощью рычага подвески 15, соединяющего колесо со стойкой 16, установленной в подшипнике 17. Полуприцеп оборудован электромагнитом с сердечником 18 для сжатия пружины 19 и растягивания пружины 20 для прижатия шипов 12 к проезжей части дороги. Пружина 19 опирается на пяту 21. К днищу 10 прикреплена планка 22 с сег- ментовидными подрессоренными контактами 23. Привод 24 для свободного поворота лопастей 5 установлен в подшипнике 25. Шип 26 служит для фиксации продольной оси лопасти 5 под углом 90° по отношению к продольной оси вращения винта 4. Для снижения коэффициента трения-имеется втулка 27, стакан 28 служит для фиксации привода 24 в корпусе 29. Шкивом 30 приводится в действие винт 4. Сердечник-рейка 31 проворачивает через шестерню 32 лопасти 5 вокруг их продольных осей. Электромагнит 33 (их в устройстве столько штук, сколько лопастей в винте 4) служит для привода сердечника-рейки 3 и сжатия пружины 34. Держатель 35 установлен для подачи
напряжения к каждому из электромагнитов 33. Пружина 34 упирается во фланец 36 сердечника-рейки 31. Выключатель 37 обеспечивает электросхему устройства при движении по сухой проезжей части дорог от
источника 38, Сигнальная электролампа 39 фиксирует работу двигателя 3.
Работа устройства при движении транспортного средства по сухой проезжей части дороги 13 происходит с выключенным выключателем 37, вследствие чего пружина 20 сжимается, а пружина 19 разжимается и рычаг подвески 15, поворачиваясь вокруг шарнира на нижнем конце стойки 16, удерживает опорное колесо 11 в исходном положении, т. е, на значительном расстоянии (в вертикальной плоскости) от проезжей части дороги. Тормозная система тягача и полуприцепа работает, как обычная.
При движении по гололеду и т. д. води тель, наблюдая с помощью зеркал 40 за положением полуприцепа, по отношению продольной оси 41 тягача, при надобности включает выключатель 37,
С этого момента устройство переходит
на автоматический режим работы. Срабатывает электромагнит 42 и втягивает сердечник 18. вследствие чего сжимается пружина 19 и растягивается пружина 20, Колесо 11 опускается и через шины 12 надежно контактирует с дорогой 13.
До тех пор, пока угол о. будет равняться нулю, т. е. не будет заноса колесо 43, колесо 11 следует по следу на проезжей части дороги 13, оставляемому колесом 43. Стойка
16 находится в исходном положении, контакты 14 и 23 разомкнуты, воздушный винт 4 не вращается на оси 44.
Как только начинает происходить занос полуприцепа в левую сторону (фиг. 3), опорное колесо 11 изменяет свое положение по отношению к продольной оси, в результате чего стойка 16 поворачивается вокруг своей оси и замыкает контакты 14 и 23, а планка 22, поворачиваясь вокруг шкворня 45, замыкает контакты 46 и 47 на седельном устройстве 48.
Электроцепь замыкается, двигатель 3 вращает ось 44 и лопасти 5 воздушного винта. Воздушный поток 9 создает усигие Р,
которое создает через плечо момент, препятствующий заносу полуприцепа в левую сторону. Как только занос будет аннулирован (угол а равен нулю) контакты 14 и 23 размыкаются, воздушный винт 4 не вращаетси. Колесо 11 перемещается по следу задних колес 43.
Начало заноса полуприцепа в правую сторону приводит к замыканию контактов 23 с контактами 46, а контакта 14 с контактом 47, вследствие чего напряжение поступает во все электромагниты 42, сжимается пружина 34, поворачиваются шестерня 32 и привод 24 и каждая лопасть 5 поворачивается на угол, соответствующий реверсу по нагнетанию воздушного потока 9. Синхронно включается в работу двигатель 3, воздушный винт 4 начинает вращаться. Поток 9 создает усилие Р, направленное при данном заносе в противоположную сторону. Появившийся момент при этом предотвращает занос полуприцепа в правую сторону. Как только занос будет анулиррван, контакты 23 и 46, 14 и 47 размыкаются, Воздушный винт 4 вращаться не будет. Колесо 11 перемещается по следу задних колес 43.
При движении полуприцепа по сухой проезжей части дороги 13 водитель может выключить выключатель 37, в результате чего пружина 19 распрямляется, а пружина 20 сжимается. Колесо 11 занимает исходное положение (т. е. поднимается в вертикальной плоскости).
Если транспортное средство совершает поворот без заноса колес 43 и опорное колесо 11 опущено на проезжую часть дороги 13, устройство не срабатывает, так как плоскость вращения колеса параллельна плоскости вращения колес 43. Данная параллельность нарушается только при заносе колес 43 относительно направления движения полуприцепа.
Контакты 46. 47 и 23 на СРДПЛЬНПМ усг ройстве 48 предотвращают ложное срабатывание устройства при наезде опорного колеса 11 на какие-либо препятствия (на- пример, булыжник, кирпич и т. д.).
Формула изобретения Автомобильный полуприцеп, содержащий кузов-фургон, размещенный на раме,
колеса и устройство против складывания автопоезда при торможении, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик полуприцепа, устройство против складывания
содержит закрепленный на задней стенке кузова-фургона с возможностью вертикального перемещения и фиксации в требуемом положении кожух с отверстиями на боковых стенках, в котором установлен воздушный
винт с реверсивными лопастями, связанный с двигателем, при этом диаметр отверстий в боковых стенках кожуха равен диаметру воздушного винта, установленного перпендикулярно продольной оси кузова-фургона,
а на днище последнего в задней его части расположен датчик заноса полуприцепа, включающий опорное колесо с шипами, закрепленное с возможностью вертикального перемещения посредством рычажной подвески и с возможностью поворота вокруг вертикальной оси посредством стойки, замыкающей при заносе полуприцепа контакты электрической цели управления воздушного винта, а на шкворне седельного
устройства тягача установлена поворотная планка для замыкания при заносе полуприцепа контактов цепи управления воздушным винтом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для предотвращения заноса колесного транспортного средства | 1990 |
|
SU1824332A1 |
Автопоезд | 1986 |
|
SU1399207A1 |
ТОРМОЗ - ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1993 |
|
RU2050295C1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП | 2003 |
|
RU2254246C1 |
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания транспортного средства | 1986 |
|
SU1328574A1 |
Самоходный паром | 1988 |
|
SU1508622A1 |
Железнодорожный состав из автомобильных полуприцепов | 1987 |
|
SU1612993A3 |
МАШИНА ДЛЯ УБОРКИ ДОРОГ | 1990 |
|
RU2016956C1 |
ВЕТРЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2075634C1 |
Устройство блокировки самоповоротных колес полуприцепа | 1979 |
|
SU779152A1 |
s
/
//// /Л7////////////////7 //
Фиг. 2
J
1676914 45
i.
I
/
X
фиг.З
П
фиг. 5
XT
3
4
f
p/
10
t
M
И
N
Чм
V
, )
QО)
-J
СТ)
о
-ё
23
/4
1
Ъб
4Г
31
СриР.б
/4
««вкж
Г7
46 47
Автомобильный полуприцеп | 1984 |
|
SU1230911A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Колосниковая решетка с чередующимися неподвижными и движущимися возвратно-поступательно колосниками | 1917 |
|
SU1984A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1988-08-29—Подача