Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано в автоматизированных системах обучения и контроля.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем реализации функции анализа идентификационных признаков обучаемых и формирования массивов данных ответов обучаемых.
На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - блок формирования текущего адрзса, на фиг.З и 4 - мультиплексоры; на фиг.5 - блок синхронизации (считывания); на фиг.6 - селектор адреса.
Устройство содержит первый 1 и второй 2 регистры, первый 3, второй 4 и третий 5 блоки памяти, второй 6 и первый 7 дешифраторы, первый 8 и второй 9 элементы ИЛИ, первый элемент И 10, сумматор 11, первую 12-14 и вторую 15-17 группы элементов И, триггер 18, селектор 19 адреса, блок 20 формирования адреса, мультиплексоры 21, 22, блок 23 синхронизации, первый 24, второй 25 и третий 26 элементы задержки.
Блок 20 (см.фиг.2) содержит счетчики 27, элементы И 28 и 29 группы, элементы ИЛИ группы 30 и элемент ИЛИ 31.
Мультиплексоры 21, 22 (см. фиг.З и 4) содержат группы элементов И 32, 33, элемент И 34, группу 35 элементов ИЛИ, группы 36 и 37 элементов И, элемент И 38 и группу 39 элементов ИЛИ.
Блок 23 синхронизации (см. фиг.5) содержит счетчик 40, триггер 41, элемент ИЛ И 42 и элементы 43 и 44 задержки.
На фиг.1 также показаны информационный вход 45, синхровыход 46, адресный вход 47, синхровход 48, информационные выходы 49-53 и синхровыход 54.
Селектор 19 имеет информационные входы 55-57, синхровход 58 и выходы 59-61, блок 20 - синхровходы 62-64, информационный вход 65, синхровыход 66, мультиONЧ
сл ND
плексор 21 - управляющий вход 67, информационные входы 68 и 69, управляющий вход 70, синхровходы 71 и 72, информационный выход 73, синхровыход 74, мультиплексор 22 - информационный зыход 73, синхровыход 74, информационные входы 75 и 76, управляющие входы 77 и 78, синхровходы 79 и 80, блок 23 - информационный выход 81, синхровыходы 82 и 83, селектор 19 - выходы 84-86, а также триггеры 87-89, элементы И 90-92, элементы ИЛИ 93-95.
Устройство работает следующим образом.
В процессе обучения обучаемому предъявляются кадры изображения с воп- росами, на которые обучаемый должен дать совокупность ответов, описывающих предъявляемую обучаемому входную ситуацию. Ответы обучаемого поступают на инфопма- ционный вход 45 и записываются в регистр 1 синхроимпульсами, поступающими на вход 46.
Структура кода ответа имеет следующий вид:
Идентификационный код обучаемого
Код содержательной
части ответа обучаемого
Дешифратор 6 расшифровывает идентификационный код обучаемого и открываетсоот- ветствующий ему один из элементов И 15-17, например элемент И 16, на другой вход которого поступает синхроимпульс, задержанный элементом 26 на время срабатывания регистра 1.
Этот синхроимпульс проходит через элемент И 16 и одновременно поступает на вход 56 селектора 19 адреса, на вход элемента ИЛИ 8 и на вход считывания фиксированной ячейки блока 3, выполненного в виде постоянного запоминающего устрой- ства.
При поступлении на вход считывания фиксированной ячейки блока 3 ее содержимое считывается в регистр 2, куда оно заносится синхроимпульсом с выхода элемента 24, задерживающего синхроимпульс на время считывания кода из блока 3 в регистр 2.
В каждой из фиксированных ячеек бло- ка 3 хранится информация о номере табло отображения ответов, где должна быть ото- бражена поступившая информация, и о базовом адресе данной базы данных, через который осуществляется прием данных в упомянутую базу: Код номера табло I Код базового адреса в
| памяти, куда заносится поступившие данные
Дешифратор 7 расшифровывает код номера табло, на которое должен поступить ответ обучаемого, и открывает одну из групп
элементов И 12-14 к входам которой подключен выход регистра 1.
Синхроимпульс с выхода элемента 24 проходит через элемент ИЛ И 9 и после задержки элементом 25 на время срабатывания регистра 2 поступает на входы элементов И 12-14, передавая через них содержимое регистра 1 на то табло отображения, где идет визуальный контроль ответов обучаемого.
Параллельно с описанным выше процессом адресации ответов на выделенное табло обучаемого решается задача формирования контрольного файла данных, позволяющего документировать весь ход контроля действия обучаемого.
С этой целью выходы дешифратора 7 и селектора 19 соединены с входами 62-64 блока 20 и на вход 63 для данного примера подаетс-я высокий потенциал.
Так как в рассматриваемом случае открыт элемент И 16, то импульс с его выхода поступает через вход 56 на единичный вход триггера 88 (см. фиг.6) и устанавливает его в 1.
Кроме того, на фиг.6 показано, что этот же импульс через элементы ИЛИ 93 и 95 поступает на нулевые входы триггеров 87 и 89, сбрасывая их (или подтверждая) в исходное состояние.
Низким потенциалом с инверсного выхода триггера 88, подаваемого через выход 85 на третий вход элемента И 16, последний запирается по третьему входу.
Наоборот, высоким потенциалом с входа 63 блока 20 будет открыта по управляющему входу группа 28 элементов И 28,через которые к входам группы 30 элементов ИЛИ будут подключены выходы соответствующего счетчика 27, находящегося в исходном состоянии.
Выходы счетчика 27, через элементы И 28 и ИЛИ 30 и выход 65 блока 20 (см. фиг.2) подключены к одному входу комбинационного сумматора 11, на другой вход которого поступает код базового адреса с выхода регистра 2.
Сумматор 11 прибавляет к базовому адресу текущий адрее - число полученных ответов от данного обучаемого (в данный момент времени оно равно нулю) и на адресных входах блоков 4 и 5, выполненных в виде ОЗУ, устанавливается адрес ячейки памяти, куда должно быть записано сообщение.
В качестве импульса записи используется тот же импульс синхронизации с выхода элемента 25 задержки, который поступает на входы двух элементов И 10 (верхний и нижний на чертеже), а с их выхода - на входы соответствующего блока 4 или 5 памяти.
Так как, триггер 18 находится в нулевое состояние, то высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 18 будет открыт (верхний на чертеже) элемент И 10 и импульс записи поступит только на вход эапи- си блока 4.
Необходимость двух блоков памяти 4 и 5 обусловлена тем, что после заполнения соответствующих областей памяти один из них отключается от режима записи ответов обучаемых и переходит в режим считывания файла данных, а другой, наоборот, из режима считывания переходит в режим записи,
Задача управления работой блоков 4 и 5 реализуется мультиплексорами 21, 22,
Адрес ячейки записи, сформированный сумматором 11 описанным выше образом, поступает на одни входы 68 и 75 мультиплексоров 21, 22, а адрес ячейки считывания - на их другие входы 69,76. Подключение блоков 4 и 5 к цепям записи и считывания информации осуществляется с помощью элементов И 32, 33, ИЛИ 35 блока 21 и элементов И 36,37, ИЛИ 39, управляемых потенциалами с прямого и инверсного выходов тригге- ра 18.
В рассматриваемом примере на адресный вход блока 4 с выхода 73 поступает код адреса с выхода сумматора 11. Так на входы элементов И 32 подается разрешающий по- тенциал. Элементы И 33 по одному входу блокированы низким потенциалом с прямого выхода триггера 18 (вход 70 блока 21).
Заперт будет и элемент И 34 тем же отрицательным потенциалом. В то же время у мультиплексора 22 элементы И 36 будут блокированы низким потенциалом с прямого выхода триггера 18, а элементы И 37, на входы которых с входа 76 поступает код адреса считывания с блока 23, будут откры- ты высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 18. Этим же потенциалом будет открыт элемент И 38, через который на вход управления считывания блока 5 поступают импульсы с выхода блока 23.
Таким образом, блок 4 будет находиться в режиме записи данных, а блок 5 - в режиме считывания данных до тех пор, пока любой из счетчиков 27 (числа ответов) не заф- ксиру- ьт заполнение блока 4 данными с соответствующим идентификационным признаком.
Тогда очередной импульс с выхода переполнения счетчика 27 (см. фиг.З) проходит через элемент ИЛИ 31 на вход 66 блока 20 и затем поступает на счетный вход триггера 18, который, переходя в противоположное состояние, переводит блок 4 в режим считывания, а блок 5 - в режим записи.
Установка всех счетчиков 27 в исходное состояние осуществляется тем же импульсом с выхода 66 блока 20.
Управление считыванием информации из соответстэующего блока 4 и 5 осуществляется блоком 23, для чего на его вход 47 дается адрес считывания, а на вход 48 - импульс считывания.
По сигналу с входа 48 код адреса с входа 47 записывается в счетчик 40 и по кодовым шинам с выхода 81 (см, фиг.6) поступает на входы 69 и 76 мультиплексоров 21 и 22,
Кроме того, тот же импульс с входа 48 проходит на вход элемента 43, где задерживается на время занесения кода в счетчик 40, и на единичный вход триггера 41, переводя его в единичное состояние и выдавая тем самым высокий потенциал на выход 83,
После задержки на время занесения кода в счетчик 40 и срабатывания триггера 41 на выходе 82 появляется импульс считывания, который через входы 71 и 79 поступает на входы считывания мультиплексоров 21, 22.
Как только адреса ячеек памяти по выбранному идентификационному признаку будут просмотрены, счетчик 40 (см фиг,6) переполняется и на его выходе переполнения появляется импульс, который возвращает триггер 41 в исходное состояние и с выхода 83 снимается разрешающий потенциал.
Изобретение существенно расширяет функциональные возможности устройства, позволив не только визуально проконтролировать действия обучаемого, но и получить детальное описание всех его действий в процессе контроля знаний.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее первый регистр, информационный вход и синхровход которого являются информационным входом и первым синхровходом устройства соответственно, первый элемент задержки, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход - с входом второго элемента ИЛИ и синхровходом второго регистра, информационный вход которого подключен к выходу первого блока памяти, s один выход - к входу первого дешифратора,выходы которого соединены с первыми входами соответствующих элементов И первой группы, вторые входи которых подключены к одним входам первого и второго элементов И и к выходу второго элемента задерж.ч.1, вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, другие входы первого и второго элементов И подключены к нулевому и единичному выходам триггера
соответственно, сумматор и третий элемент задержки, вход которого соединен с синх- ровходом первого регистра, причем выходы элементов И первой группы являются соответствующими информационными выхода- ми группы устройства, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй дешифратор, вход которого соединен с первым выходом первого реги- стра, элементы И второй группы, первые входы которых подключены к соответствующим выходам второго дешифратора, вторые входы - к выходу третьего элемента задержки, а выходы - к соответствующим входам первых блока памяти и элемента ИЛИ, селектор адреса, информационные входы и выходы первой группы которого соединены соответственно с выходами и с третьими входами соответствующих элементов л вто- рой группы, а синхровход-с выходом третьего элемента задержки, блок формирования адреса, синхровходы которого подключены к соответствующим выходам второго дешифратора, информационные входы - к со- ответствующим выходам второй группы селектора адреса и к соответствующим входам группы вчорого элемента ИЛИ, синхровыход- к счетному входу триггера и является синхровыходом устройства, а информационный выход - к одному входу-Сумматора, другой вход которого соединен с соответствующим выходом второго регистра, блок синхронизации, информационный вход и синхровход которого являются адресным входом и вторым синхровходом устройства соответственно, первый и второй мультиплексоры, первые информационные и первые и вторые синхровходы которых подключены к соответствующим выходам блока синхронизации, первые и вторые управляющие входы - к нулевому и единичному выходам триггера соответственно, а вторые информационные входы - к выходу сумматора, и второй и третий блоки памяти, информационные и адресные входы, входы записи и считывания которых соединены с вторым выходом первого регистра и третьими входами элементов И первой группы, информационными выходами первого и второго мультиплексоров соответственно, выходами соответственно первого и второго элементов И и синхровыходами первого и второго мультиплексоров соответственно, а выходы второго и третьего блоков памяти являются соответственно первым и вторым информационными выходами устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обмена информацией | 1989 |
|
SU1644149A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1672511A1 |
Устройство для сопряжения каналов передачи данных с ЭВМ | 1985 |
|
SU1226476A1 |
Устройство для формирования учебной информации | 1988 |
|
SU1562951A1 |
Устройство для обмена данными между источником и приемником информации | 1988 |
|
SU1557566A1 |
Устройство для контроля ответов обучаемого | 1987 |
|
SU1529272A1 |
Устройство для обучения | 1988 |
|
SU1663618A1 |
Устройство для ввода информации | 1989 |
|
SU1661748A1 |
Устройство для сопряжения ЭВМ с объектами управления | 1986 |
|
SU1401469A1 |
Устройство для сопряжения ЦВМ с группой абонентов | 1988 |
|
SU1559349A1 |
Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано и автоматизированных системах обучения и контроля. Цель изобретения состоит в расширении дидактических возможностей устройства путем реализации функций анализа идентификационных признаков, обучаемых и формирования массивов данных ответов обучаемых. Поставленная цель достигается за счет введения дешифратора 6, группы элементов И 15-17, селектора 19 адреса, блока 20 формирования адреса, блока 23 синхронизации, двух блоков 4, 5 памяти и мультиплексоров 21 и 22. Устройство также содержит регистры 1,2, блок 3 памяти, дешифратор 7, элементы ИЛИ 8 и 9, элементы И 10, сумматор 11, элементы И 12-14, триггер 18 и элементы 24-26 задержки. 6 ил.
53
Фиг. 2
Фиг.З
Фиг. 4
Фиг. 5
Фиг. 6
Устройство для ввода информации | 1987 |
|
SU1513437A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1991-09-23—Публикация
1989-10-03—Подача