Опора скольжения Советский патент 1991 года по МПК F16C27/02 F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU1682660A1

Фиг.1

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности за счет уменьшения потерь на трение.

На фиг, 1 представлена опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 - раструбчатый элемент.

Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенным в нем валом 2 и втулкой 3, На последней выполнены упоры 4, Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструб- чатые элементы 5, в которых выполнены радиальные пазы 6. Внутренняя поверхность 7 раструбчатых элементов 5 и соответственно наружная поверхность втулки 3 выполнена многогранной. Втулка 3 охватывает вал 2 своей внутренней поверхностью. По крайней мере один из раструбчатых элементов 5 взаимодействует с губками механизма 8 сжатия. Расстояние между опорными поверхностями раструбчатых элементов 5 и торцами втулки 3 в две раза меньше расстояния U между опорными поверхностями двух раструбчатых элементов.

Опора скольжения работает следующим образом.

Сопряжение вал 2 - втулка 3 имеет пе- раходную посадку, которая делает воэмож- ным легкую сборку и разборку сопряжения з увеличивает дозу расположенного между ввпом 2 и втулкой 3 смазочного материала. При осевом сжатии опоры механизмом сжатия раструбчатые элементы 5 упруго деформируются. Своим посадочным отверстием они стремятся сжать втулку 3, в результате чего первоначальное (до сжатия) распределение натягов по длине и в поперечном сечении сопряжения вал 2 - втулка 3 изменяется. Сжатие втулки 3 является результатом воздействия сосредоточенных сжимающих сил, число которых равно числу углов внутренней поверхности 7 и числу пазов б раструбчатых элементов 5. Новое (после сжатия) распределение характеризуется образованием натягов на некотором расстоянии от торцов втулки 3 и образованием продольных волн натягов (параллельно оси втулки), причем натяги у торцов втулки 3 и в центре ее практически равны. Намеченное равенство достигается расположением раструбчатых элементов 5 не ближе торцов втулки 3, чем половина расстояния между раструбчаты- ми элементами 5 (L.2 2: 0,5 U), При мень- щих оасстояниях между торцовой поверхностью втулки 3 и основанием рас- трубчатого элемента 5 L2 натяги у торцов

втулки быстро растут, что приводит к увеличенному износу в сопряжении. При больших расстояниях между торцовой поверхностью втулки 3 и основанием раструбчатого

элемента 5 L2 часть втулки у торцов его работает с минимальным натягом, выполняет роль своеобразного уплотнения и не воспринимает значительных нагрузок. Такдэасстояние Lz ограничено сверху габа0 ритами опоры, хотя положительного эффекта уплотнения увеличение расстояния La более чем 0,6 Li не дает.

Образованные в процессе работы опоры скольжения частицы износа мигрируют в на5 правлении трения. В опоре отсутствует постоянный макрозазор и в направлении трения имеется периодическое увеличение натягов, что способствует периодическому прилипанию частиц износа к поверхности

0 трения, т.е. прилипание становится строго периодическим процессом, в ходе которого восстанавливается периодическая картина увеличения и уменьшения натягов и частицы износа многократно используют5 ся в качестве несущих элементов. Так как сборка сопряжения вал 2 - втулка 3 происходит без натяга, между цапфой и втулкой 3 сохраняется существенное количество смазочного материала, который после сжатия

0 втулки 3 накапливается в зонах, где натяг минимальный. При вращении вала 2 относительно втулки 3 образуется регулярная структура микроклиньев смазочного материала, которая служит также в качестве

5 несущего элемента, Продольные волны натягов, способствующие эффективному обра- зоеанию микроклиньев смазочного материала, образуются, если

пSMHH g Знаке,

где Змин - минимальная толщина стенки втулки в поперечном сечении, определяемая из условия прочности;

Змакс - максимальная толщина втулки в

5 поперечном сечении.

Минимальная толщина втулки зависит от внешних нагрузок, температурного режима и других факторов. При больших значениях минимальной толщины стенки втулки

0 образование продольных волн натягов выражено менее ярко и эффект возникновения микроклиньев быстро убывает с уменьшением этой разницы, т.е. распределение в поперечном сечении переходит в равномер5 ное.

Формула изобретения 1. Опора скольжения, содержащая корпус с размещенными в нем валом, втулкой и раструбчатыми элементами, размещенными на концах втулки, при этом по крайней

мере один из раструбчатых элементов взаимодействует с губками механизма сжатия и его наружные поверхности установлены в контакте с корпусом, а внутренние поверхности раструбчатых элементов охватывают наружную поверхность втулки, внутренняя поверхность которой охватывает вал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, наружная поверхность втулки и внутренняя поверхность по крайней мере одного раструбчато- го элемента выполнена многогранной, причем в раструбчатых элементах выполне

ны радиальные пазы, размещенные на гра- нях многоугольника со стороны наружной поверхности втулки.

2. Опора скольжения по п. 1, отличающаяся тем, что опорные поверхности раструбчатых элементов, размещенные на наружной поверхности втулки, расположены отстоящими от торцов втулки, причем расстояние от торца втулки до опорной поверхности каждого из раструбчатых элементов по меньшей мере в два раза меньше расстояния между опорными поверхностями двух раструбчатых элементов.

Похожие патенты SU1682660A1

название год авторы номер документа
Опора скольжения 1985
  • Михин Николай Матвеевич
  • Логинов Анатолий Родионович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Сказыткин Анатолий Федорович
  • Семеновых Александр Викторович
  • Коротков Петр Иванович
SU1278505A2
Опора скольжения 1980
  • Ковалевский Сергей Васильевич
SU1059300A1
Опора скольжения 1988
  • Авдеев Дин Тихонович
  • Редько Ирина Николаевна
  • Мусиенко Светлана Сергеевна
  • Куприянова Тамара Васильевна
SU1564422A2
Опора скольжения 1990
  • Тамре Март Ильмарович
SU1754944A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВОЗВРАТНО-ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 2012
  • Виноградов Александр Николаевич
  • Куранов Владимир Георгиевич
  • Куранов Владимир Владимирович
  • Кушалиев Даурен Кайсарович
  • Линьков Евгений Дмитриевич
RU2499920C1
Опора скольжения 1979
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сачек Борис Ярославович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Крагельский Игорь Викторович
  • Климов Дмитрий Михайлович
  • Харламов Сергей Анатольевич
SU964287A1
Опора скольжения 1990
  • Тамре Март Ильмарович
SU1772442A1
Высокочастотный шлифовальный шпиндель 1982
  • Андреев Юрий Анатольевич
  • Богорад Эдгар Евелевич
  • Гуляев Виктор Яковлевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Клочков Борис Федорович
  • Колтов Осип Наумович
  • Кузьмин Александр Викторович
  • Никитин Анатолий Александрович
  • Яковлев Валентин Иванович
SU1065168A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Волошин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2186266C2
Подшипник скольжения 1981
  • Ковалевский Сергей Васильевич
SU989191A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 682 660 A1

Реферат патента 1991 года Опора скольжения

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенной в нем втулкой 3. Втулка 3 охватывает вал 2. Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструбчатые элементы 5. Внутренняя поверхность элементов 5 и наружная поверхность втулки 3 выполнены многогранными. Элементы 5 контактируют с механизмом сжатия и имеют прорези. Раструбчатые элементы 5 отстоят от торцов втулки 3. При работе опоры между втулкой 3 и валом 2 посредством элементов 5 обеспечивается натяг. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 682 660 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1682660A1

Опора скольжения 1985
  • Михин Николай Матвеевич
  • Логинов Анатолий Родионович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Сказыткин Анатолий Федорович
  • Семеновых Александр Викторович
  • Коротков Петр Иванович
SU1278505A2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

SU 1 682 660 A1

Авторы

Тамре Март Ильмарович

Даты

1991-10-07Публикация

1989-05-29Подача