Фиг.1
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности за счет уменьшения потерь на трение.
На фиг, 1 представлена опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 - раструбчатый элемент.
Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенным в нем валом 2 и втулкой 3, На последней выполнены упоры 4, Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструб- чатые элементы 5, в которых выполнены радиальные пазы 6. Внутренняя поверхность 7 раструбчатых элементов 5 и соответственно наружная поверхность втулки 3 выполнена многогранной. Втулка 3 охватывает вал 2 своей внутренней поверхностью. По крайней мере один из раструбчатых элементов 5 взаимодействует с губками механизма 8 сжатия. Расстояние между опорными поверхностями раструбчатых элементов 5 и торцами втулки 3 в две раза меньше расстояния U между опорными поверхностями двух раструбчатых элементов.
Опора скольжения работает следующим образом.
Сопряжение вал 2 - втулка 3 имеет пе- раходную посадку, которая делает воэмож- ным легкую сборку и разборку сопряжения з увеличивает дозу расположенного между ввпом 2 и втулкой 3 смазочного материала. При осевом сжатии опоры механизмом сжатия раструбчатые элементы 5 упруго деформируются. Своим посадочным отверстием они стремятся сжать втулку 3, в результате чего первоначальное (до сжатия) распределение натягов по длине и в поперечном сечении сопряжения вал 2 - втулка 3 изменяется. Сжатие втулки 3 является результатом воздействия сосредоточенных сжимающих сил, число которых равно числу углов внутренней поверхности 7 и числу пазов б раструбчатых элементов 5. Новое (после сжатия) распределение характеризуется образованием натягов на некотором расстоянии от торцов втулки 3 и образованием продольных волн натягов (параллельно оси втулки), причем натяги у торцов втулки 3 и в центре ее практически равны. Намеченное равенство достигается расположением раструбчатых элементов 5 не ближе торцов втулки 3, чем половина расстояния между раструбчаты- ми элементами 5 (L.2 2: 0,5 U), При мень- щих оасстояниях между торцовой поверхностью втулки 3 и основанием рас- трубчатого элемента 5 L2 натяги у торцов
втулки быстро растут, что приводит к увеличенному износу в сопряжении. При больших расстояниях между торцовой поверхностью втулки 3 и основанием раструбчатого
элемента 5 L2 часть втулки у торцов его работает с минимальным натягом, выполняет роль своеобразного уплотнения и не воспринимает значительных нагрузок. Такдэасстояние Lz ограничено сверху габа0 ритами опоры, хотя положительного эффекта уплотнения увеличение расстояния La более чем 0,6 Li не дает.
Образованные в процессе работы опоры скольжения частицы износа мигрируют в на5 правлении трения. В опоре отсутствует постоянный макрозазор и в направлении трения имеется периодическое увеличение натягов, что способствует периодическому прилипанию частиц износа к поверхности
0 трения, т.е. прилипание становится строго периодическим процессом, в ходе которого восстанавливается периодическая картина увеличения и уменьшения натягов и частицы износа многократно используют5 ся в качестве несущих элементов. Так как сборка сопряжения вал 2 - втулка 3 происходит без натяга, между цапфой и втулкой 3 сохраняется существенное количество смазочного материала, который после сжатия
0 втулки 3 накапливается в зонах, где натяг минимальный. При вращении вала 2 относительно втулки 3 образуется регулярная структура микроклиньев смазочного материала, которая служит также в качестве
5 несущего элемента, Продольные волны натягов, способствующие эффективному обра- зоеанию микроклиньев смазочного материала, образуются, если
пSMHH g Знаке,
где Змин - минимальная толщина стенки втулки в поперечном сечении, определяемая из условия прочности;
Змакс - максимальная толщина втулки в
5 поперечном сечении.
Минимальная толщина втулки зависит от внешних нагрузок, температурного режима и других факторов. При больших значениях минимальной толщины стенки втулки
0 образование продольных волн натягов выражено менее ярко и эффект возникновения микроклиньев быстро убывает с уменьшением этой разницы, т.е. распределение в поперечном сечении переходит в равномер5 ное.
Формула изобретения 1. Опора скольжения, содержащая корпус с размещенными в нем валом, втулкой и раструбчатыми элементами, размещенными на концах втулки, при этом по крайней
мере один из раструбчатых элементов взаимодействует с губками механизма сжатия и его наружные поверхности установлены в контакте с корпусом, а внутренние поверхности раструбчатых элементов охватывают наружную поверхность втулки, внутренняя поверхность которой охватывает вал, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, наружная поверхность втулки и внутренняя поверхность по крайней мере одного раструбчато- го элемента выполнена многогранной, причем в раструбчатых элементах выполне
ны радиальные пазы, размещенные на гра- нях многоугольника со стороны наружной поверхности втулки.
2. Опора скольжения по п. 1, отличающаяся тем, что опорные поверхности раструбчатых элементов, размещенные на наружной поверхности втулки, расположены отстоящими от торцов втулки, причем расстояние от торца втулки до опорной поверхности каждого из раструбчатых элементов по меньшей мере в два раза меньше расстояния между опорными поверхностями двух раструбчатых элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1985 |
|
SU1278505A2 |
Опора скольжения | 1980 |
|
SU1059300A1 |
Опора скольжения | 1988 |
|
SU1564422A2 |
Опора скольжения | 1990 |
|
SU1754944A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ВОЗВРАТНО-ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2499920C1 |
Опора скольжения | 1979 |
|
SU964287A1 |
Опора скольжения | 1990 |
|
SU1772442A1 |
Высокочастотный шлифовальный шпиндель | 1982 |
|
SU1065168A1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2186266C2 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU989191A2 |
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенной в нем втулкой 3. Втулка 3 охватывает вал 2. Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструбчатые элементы 5. Внутренняя поверхность элементов 5 и наружная поверхность втулки 3 выполнены многогранными. Элементы 5 контактируют с механизмом сжатия и имеют прорези. Раструбчатые элементы 5 отстоят от торцов втулки 3. При работе опоры между втулкой 3 и валом 2 посредством элементов 5 обеспечивается натяг. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Опора скольжения | 1985 |
|
SU1278505A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1991-10-07—Публикация
1989-05-29—Подача