Высокочастотный шлифовальный шпиндель Советский патент 1984 года по МПК B24B41/04 

Описание патента на изобретение SU1065168A1

Изобретение относится к станкостроению, в частности к шлифовальны станкам, содержащим высокочастотные шпиндели с встроенным приводом. Известен высокочастотный шлифовальный шпиндель, содержащий корпус в котором на двух подшипниковых узлах, установленных на упругих опорах, располо хен ротор с встроенным приводом fl , Однако наличие в конструкции шпинделя подшипника качения, одно из колеп которого вращается с частотой, синхронной частоте вращения ротора, ограничивает предельную час тоту ротора и повышает виб роактивность шпинделя. Кроме того, относительная частота вращения шипа и вкладыша -сферического подшипника скольжения равна .частоте вращения ротора. Такое соотношение частот вращения приводит в широксяи диапазоне скоростей к самовоэбуждающимся колебаниям ротора, что также повышает виброактивность шпинделя. Цель изобретения - повышение точ ности обработанной поверхности за счет снижения виброактивности шпинд ля. Поставленная цель достигается тем, что в высокочастотном шлифовальном шпинделе, содержащем корпус в котором на двух подшипниковых узлах, установленных на упругих опорах, расположен ротор с встроенным приводом, каждый подшипниковый узел выполнен в виде коаксиально расположенных сферического подшипника ско жения, установленного с возможностью взаимодействия с ротором, и подшипн ка качения, внутреннее.кольцо котор го жестко связано с вкладышем подтип ника скольжения, а наружное упруго установлено в корпусе, при этом сопряженные кольца подшипников установлены с возможностью принудительного вращения от дополнительно введенног в устройство привода. На фиг.1 изображен предлагаемый высокочастотный шлифовальный шпиндель, продольный разрез, на фиг.2 то же, поперечный разрез в месте ус тановки индив1щуального привода заднего подшипника качения; на фиг.З передняя упругая опора с подшипником качения в аксонометрии, на фиг.4 задняя упругая опора с механизмом осевого натяга подвшпниковых узлов в аксонометрии. Высокочастотный шлифовальный шпи дель выполнен в виде помещенного в корпусе 1 (фиг.1) ротора 2, который установлен в два подшипниковых узла 3 и 4. Передний подшипниковьш узел 3 содержит упругую опору 5, по шипник 6 качения и сферический подшипник 7 скольжения, нешример аэростатический. Задний подшипниковый узел 4 содержит также упругую опору 8, подшипник 9 качения и сферк ескиЧ подшипник 10 скольжения. Ротор 2 высокочастотного шлифовального шпинделя содержит вал 11 и ротор 12 встроенного привода 13. Вал 11 на своем переднем конце пасет оправку 14 со шлифовсшьным кругом 15, жестко укрепленную на валу 11, который между передним своим торцом и роторсяи 12 привода 13 имеет полусферический шип 16 переднего подшипника 7 скольжения. Полусферический шип 16 подшипника 7 скольхсения взаимодействует с вкладышем 17 этого подшипника, причем вкладьш 17 в задней своей части имеет полусферическое отверстие 18, а в передней - цилиндрическое отверстие 19. На передней части вкладыш 17 имеет внешнюю цилиндрическую поверхность 20, на которую установлено внутреннее кольцо подшипника 6 качения. Между этой цилиндрической поверхностью 20 и задним торцом вкладыша 17 выполнены дискозые лопатки 21.индивидуального привода 22 (например пневмотурбинного)переднего подшипника 6 качения. Сопловой аппарат 23 привода 22 установлен в корпусе 1 между передней упругой опорой 5 и приводом 13 ротора 2 шпинделя. В корпусе 1 в месте установки соплового аппарата 23 имеется радиальное отверстие 24 для подачи масляного тумана. Передний подшипник 6 качения установлен в упругую опору 5, которая крепится на корпусе 1. Передняя упругая опора 5 (фиг.З) содержит две концентричные втулки 25 к 26, Внутренняя втулка 25 - жесткая, цилиндрическая и имеет равномерно распределенные по внешней цилиндрической поверхности 27 продольные лыски 28, оканчивающиеся наружными буртами 29 Кроме того, втулка 25 имеет внутреннее цилиндрическое отверстие 30 с кольцевым внутренним буртом 31. Подшипник 6 качения устанавливается в отверстие 30 втулки 25 до упора внешним кольцом в бурт 31. Внешняя втулка 26 упругой опоры 5 выполнена .цилиндрической с фланцем 32 на своем переднем торце. Фланец 32 втулки 26 имеет цилиндрическое отверстие 33, а остальная часть 34 втулки 26 имеет отверстие 35 в виде многогранника с количеством граней 36, равным количеству лысок 28 втулки 25, при этом грани 36 втулки 26 взаимодействуют с лыск.лми 28 втулки 25. Многогранное отверстие 34 втулки 26 имеет скругленные углы 37. Между многогранным отверстием 35 части 34 и нарупной ее цилиндрической поверхностью38 втулки 36 выполнены пазы 39 в количестве, равном количеству граней 36 в виде хорд параллельных граням 36. Пазы 39 совместно с многогранным отверстием . 35 образуют многогранный упругий элемент 40, углы 41 которого представляют собой единое целое с фланце 32. Вал 11 на заднем торце 42 имеет полусферическое отверстие 43, выполняющее роль шипа заднего йодшипника 10 скольжения. Палусферическое отверстие 43 взаимодействует с полусферическим передним торцом 44 вала 45 заднего подтип ник узла 4. На задйей части вала 4L выполнена цилиндрическая поверлность 46, на которую установлено внутреннее кольцо заднего подшипника 9 качения. Между цилиндрической поверхностью 46 и полусферическим торцом 44 выполнены дисковые лопатки 47 индивидуаль ногр привода 48. Сопловой аппарат 49 привода 48 установлен в корпусе 1 ме5Вд задней упругой опорой 8 и приводом 13 ротора 2 шпинделя. В корпусе 1 в месте установки соплового аппарата имеется радиальное отверстие 50 для подачи масляного тумайа. Задний подшипник 9 качения установлен в упругую опору 8, которая, крепится в корпусе 1 посредством устройства осевого натяга 51 подшипников ротора 2. Ус ройство осевого натяга 51 содерхсит сепаратор 52 с телами 53 качения, которые извне ОПИРАЮТСЯ на внутреннюю поверхность отверстия 54 корпуса 1, а изнутри на цилиндрическую поверхность 55 втулки 56, которая в осевом направлении поджимается в сторону переднего подшипникового узла 3 пружиной 57 с винтом 58, крепящимся в задней крьаике 59 корпуса 1. На переднем торице втулки 56 выполнена внешняя втулка

60{фиг.4) задней упругой опоры 8 за одно целое с втулкой 56. Внешняя втулка 60 (аналогично втулке 26) упругой опоры 8 имеет внешнюю цилиндрическую поверхность 61 и многогранное отверстие 62 с гранями 63, обра зуюйдими правильный многогранник со скругленными углами 64. .Между гранями. 63 и цилиндрической повед1хностыо

61в теле втулки 60 выполнены пазы: 65 в виде хорд втулки 60, паргшлельные граням 63, в количестве, , равном количеству граней 63. Пазы

65совместно с многогранным отверсТгием 62 образуют упругий элемент

66задней упругой опоры 8, причем внешние углы 67 упругого элемента 66 составляют единое целс1е с втулкбй 56. Внутри многогранного отверстия 62 смонтирована жесткая цилиндрическая втулка 68, концентричная втулке 60. Втулка 68 имеет на внешней цилиндрической поверхности 69

продольные лыски 70 в количестве, равном количеству граней 63, причем лыски 70 взаимодействуют с гранями 63 и оканчиваются наружными буртами 71 на переднем торце втулки 68. Креме того, втулка 68 имеет внутреннее цилиндрическое отверстие 72, в которое монтируется задний подшипник 9 качения до упора во внутренний кольцевой бурт 73, выполненный на заднем торце втулки 68. Вал 11 ротора 2 (Оиг. со стороны своего заднего торца имеет осевое глухое цилиндрическое отверстие 74, которое сообщается с отверстиями 75, равномерно распределенными по сферическому шипу 16 к направленными по его радиусам. Вал 45 заднего подшипника 9 имеет осевое сквозное цилиндрическое отверстие 76, которое сообщается на переднем торце вала 45 с отверстиями 77, равномерно распределенными и направленными по радиусам сферического вкладьвв. Отверстие 76 вала 45 на заднем торце последнего сообщается с коническим осевым отверстием 78, соосным отверстию 76. Втулка 56 на своем переднем торце имеет осевой конический выступ 79, входящий с зазором в ко-нич ское отверстие 78 и ш еювдий сквозное осевое цилиндрическое отгерстие 80, сообщакидееся с отверстием 81 втулки 56, в которое помещена пружина 57. В крышке 59 корпуса 1 выполнено отверстие 82 для подачи сжатого воздуха.

Высокочастотный шлифовальный шпиндель работает следующим образом.

В момент разгона масляный туман подается в отверстия 24 и 50 корпуса 1 (Ойг.1)и, проходя через сопловые аппараты 23 и 49, передает вращающий момент валам 11 и 45 подшипников 6 и 9 качения через дисковые лопатки 21 и 47. Вместе с валами 11 и 45 синхронно на подшипниках скольжения получает вращение ротор 2 шпинделя за счет отсутствия зазоров в подшипниках 7 и 10 скольжения. После выхода ротора 2 на стационарную частоту вращения в отверстие 82 крыа ки 59 корпуса 1 подается сжатый воздух, который через отверстия ;81 и 80 втулки 56 и отверстия 76 и 77 вала 45 проходит в задний подшипник 10 скольжения, создавая в нем рабочий зазор между шипом и вкладышем. Далее, через отверстия 74 и 75 вала 11 ротора 2 сжатый воздух подается в передний подшипник 7 скольжения, создавая рабочий зазор между шипсм 16 и вкладышем 17. Одновременно с подачей сжатого воздуха включается питание электропривода 13, благодаря чему ротор 2, получая-крутящий момент, выходит

на рабочую частоту вра;:;;-ь деля, проходя при резонансные частоты и ;;огы ву5КД(«ощихся калебанил , р;;-; Ых ниже рабочей частотшпинделя. Это достигаетсг: : коэффициентов жесткое: -: к: опор 5 и 8, суммарное которых не должно превытиат ния

c.o,e(-|;v-,

где С суммарный коэффии.не кости упругих опор М - сум.:арная r-iacca i;

и валов 11 и 45; f( 4- 3,14 п - рабочая часто :а У

ротора 2.

Кроме того, отстройг а возбуждающихся колебан гй частоты вращения ротора .

; ультрачастотными воэмуще -;.:.ади11ией подшипников 7 и 10 :г.;;н;|. Частота этих возмущений OI Частоты вращения валов и определяется вьфажением

и, 0 , , -iacTOTa вращения валов

11 и 45;

I частота вращения ротора 2; количество тел качения в

подшипниках б н 9, :-:,-./:агаемая конструкция высокоггюго ишифовального шпинделя аря установке в две упругие миковые опоры одинаковой -Гукпии в сочетании с испольvi сферических подшипников тепия, опирающихся на корпус д иип:ники качения с допол, ijMM индивидуальныг 5И привос: зБо.ггяет перераспре делить . гаращепия в подшипниковых отстроиться от резонансных Kf снизив виброактивность

повысить качество обработан: ::;-р--;:ности деталей.

Похожие патенты SU1065168A1

название год авторы номер документа
Шлифовальный шпиндель 1981
  • Андреев Юрий Анатолиевич
  • Богорад Эдгар Евелевич
  • Гуляев Виктор Яковлевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Клочков Борис Федорович
  • Колтов Осип Наумович
  • Кузьмин Александр Викторович
  • Никитин Анатолий Александрович
SU1007945A1
Многофазный лопастной насос 2021
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2773263C1
Шпиндель шлифовальной бабки 1980
  • Погребной Валерий Александрович
  • Соболев Сергей Михайлович
  • Шмутер Борис Азрилевич
  • Махонкин Анатолий Авдеевич
SU921820A1
Ручная пневматическая машина 1990
  • Дергачев Виктор Васильевич
  • Гайдуков Вадим Викторович
  • Мишин Андрей Юрьевич
SU1788306A1
Силовая головка 1990
  • Чернышев Анатолий Егорович
  • Солдатенко Анатолий Емельянович
  • Никитин Виктор Николаевич
  • Долгов Станислав Серафимович
SU1756030A1
СТАНОК ДЛЯ РУЧНОЙ ОГРАНКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ 2000
  • Лысытчук Олег Григорьевич
  • Спиваков Сергей Николаевич
RU2187420C1
ВАЛОПРОВОД ТУРБОАГРЕГАТА С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ, СОВМЕЩЕННЫМИ С ПОДШИПНИКОВЫМИ ОПОРАМИ СКОЛЬЖЕНИЯ, И ОПОРНЫЙ ИЛИ ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТАКОГО ВАЛОПРОВОДА 2014
  • Авруцкий Георг Давидович
  • Лазарев Михаил Васильевич
  • Соболев Александр Сергеевич
  • Петраков Алексей Сергеевич
RU2597182C2
Гидростатодинамический подшипник 1990
  • Першин Александр Васильевич
SU1754952A1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
Подшипниковый узел 1990
  • Ускорев Виктор Борисович
  • Белянчиков Михаил Павлович
SU1789798A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 065 168 A1

Реферат патента 1984 года Высокочастотный шлифовальный шпиндель

ВЫСОКОЧАСТОТНЫЙ ОПНФОВАЛЬНЫЙ ШПИНДЕЛЬ, содержащий корпус, в котором на двух подшипниковых узлах, ус Мае/, таман и /,л I ,67Bl et / f /54е ill 1 / / III I г . .-.- гт7№Мет : х тановленных на упругих опорах, расположен ротор с встроенным приводом, отличающийся тем, то, с целью повышения точности обработки за счет снижения виброактивности шпинделя, ка5кдый подшипниковый узел выполнен в виде коаксиальнс) расположенных сферического подшипника скольжения, установленного с возможностью взаимодействия с ротором, и подшипника качения, внутреннее кольцо которого жестко связано с вкладышем подшипника скольжения, а наружное упруго установлено в корпусе, при этом сопряженные кольца подшипников установлены с возможностью принудительного вращения от дополнительно введен-. § ного в устройство привода. Л сл о 00 5 5 Фиг. f S°3dtfx

Формула изобретения SU 1 065 168 A1

35

38 25

фиг.З

56

60

6i

55

57

V.

д 67 6f 66 63 Л SZ

ФигЛ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1065168A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Авторское свидетельство СССР по заявке К° 3369662/25-08, кл
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта 1922
  • Мадьярова А.
  • Туганов Т.
SU24A1

SU 1 065 168 A1

Авторы

Андреев Юрий Анатольевич

Богорад Эдгар Евелевич

Гуляев Виктор Яковлевич

Кельзон Анатолий Саулович

Клочков Борис Федорович

Колтов Осип Наумович

Кузьмин Александр Викторович

Никитин Анатолий Александрович

Яковлев Валентин Иванович

Даты

1984-01-07Публикация

1982-01-22Подача