Изобретение относится к области холодной прокатки и может быть использовано для получения тонких металлических полос, имеющих высокую точность геометрических размеров.
Цель изобретения -улучшение качества готового проката путем увеличения по проходам модуля жесткости полосы.
На фиг.1 изображен характер изменения коэффициента асимметрии процесса по проходам; на фиг.2 - характер изменения коэффициента трения по проходам.
Для реализации способа необходимо начинать процесс холодной прокатки при максимально возможной степени асимметрии 1-го процесса, используя лри этом технологические смазки, обеспечивающие минимальный коэффициент трения два в зоне пластической деформации металла при прокатке (например, керосин, графит 68/615 с маслом, оливковое масло и т.д.). При этом будет достигнута минимальная жесткость полосы, приводящая к выравниванию ее наследственной разнотолщинности. В следующем проходе степень асимметрии снижают, а смазку также заменяют на другую, обеспечивающую повышенный коэффициент трения в очаге деформации, и т.д. В последнем проходе для обеспечения максимальной жесткости полосы прокатку ведут в симметричном режиме, когда , без применения каких-либо технологических смазок, т.е. катают насухо. В этом случае жесткость полосы принимает свое наибольшее значение и биение валков нивелируется.
Пример. Прокатывали латунь Л-63 на стане кварто 60/150x200.
Исходная толщина полосы ho 2,0 мм, конечная ,5 мм. Прокатку вели в три прохода по следующей схеме:
2,0- 1,3- 0,9- 0,5.
В результате расчета на ЭВМ было установлено, что допустимой для этой полосы будет степень скоростной асимметрии ,25. Ее принимаем в первом проходе.
Предположим у нас есть смазки, котоые обеспечивают следующие коэффициены трения f:
0,18 0,093 0,067 0,061
Гель
Без смазки Керосин Вода Оливковое масло Графит 68/615 с маслом Камфорный цвет
0,057 .
0,055 0,038
С учетом вышесказанного назначаем режимы прокатки со следующими коэффициентами трения и степенью скоростной асимметрии.
Как видно из примера, второй вариант лучше первого, так как получить степень рассогласования окружных скоростей с таким весьма низким коэффициентом очень трудно. Следовательно, принимается к исполнению второй вариант.
Коэффициенты трения в очаге выбирались по закону - чем больше номер прохода, тем выше коэффициент трения. Величина степени скоростной асимметрии от прохода к проходу также изменяется-уменьшается, но величину допустимой скоростной асимметрии диктуют сами условия прокатки. Те величины асимметрии, что приведены в табл. 1 и 2, являются допустимыми, выше которых прокатка невозможна, но взять их ниже допустимых можно. Другими словами (табл.2), можно взять в первом проходе коэффициент асимметрии, например, равным 1,25...1,2...1,5...1,1.... Но если взять его равным, например, 1,3, то произойдет пробуксовка валков по полосе, полоса будет оставаться неподвижной, и процесса прокатки не будет.
0
5
0
5
0
5
0
Как видно из рассмотренного примера, при увеличении степени асимметрии и снижении коэффициента трения в очаге деформации уменьшается жесткость полосы, а при увеличении коэффициента трения и снижении степени асимметрии жесткость полосы увеличивается.
Прокатанная по такой схеме полоса шириной 300 мм на промышлечно-лабоозтор- ном стане квзрто- 400 отличалась высокой степенью планшетности с продольной раз- нотолщинностью, не превышающей 0,02 мм на длине 1 м, в то время как полоса, полученная с такими же режимами обжатия, но с использованием обычной схемы прокатки (т.е. когда применяется один вид смазки во всех проходах), имела продольную разно- толщинность, не превышающую 0,08 мм на длине в 1 м.
Таким образом, влияние радиального биения валков при прокатке особо тонких полос подтверждает необходимость использования переменной жесткости полосы в процессе ее прокатки.
Формула изобретения
Способ стабилизации толщины при прокатке тонких полос, включающий деформирование проката в валках за несколько проходов с различными коэффициентами трения и асимметрией процесса, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества готового проката путем увеличения по проходам модуля жесткости полосы, с возрастанием номера прохода коэффициент трения монотонно увеличивают, а степень асимметрии одновременно монотонно уменьшают.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ производства тонкой полосы | 2019 |
|
RU2701322C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВОГО ПОЛУФАБРИКАТА ИЗ ТИТАНОВОГО СПЛАВА | 2006 |
|
RU2320771C1 |
Способ прокатки полос | 1984 |
|
SU1235562A1 |
Способ смазки при прокатке | 1979 |
|
SU816598A1 |
Способ производства холоднокатаной полосы | 2019 |
|
RU2699473C1 |
Способ приготовления технологической смазки для прокатки | 1991 |
|
SU1784310A1 |
СПОСОБ ПРОДОЛЬНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС | 2011 |
|
RU2467813C1 |
Способ прокатки полосовой стали | 1982 |
|
SU1058648A1 |
Способ холодной прокатки тонких полос из малоуглеродистой стали | 1986 |
|
SU1355301A1 |
Способ холодной прокатки тонких стальных полос | 2021 |
|
RU2769334C1 |
Изобретение относится к холодной катке и может быть использовано при получении тонких металлических полос, имеющих высокую точность геометрических размеров. Цель изобретения - улучшение качества готового проката путем увеличения по проходам модуля жесткости полосы. Способ осуществляют путем пластической деформации полосы между рабочими цилиндрическими валками. В каждом проходе изменяют контактное трение и степень асимметрии процесса. С возрастанием номера прохода коэффициент трения увеличивают, а степень асимметрии снижают. 2 ил., 2 табл.
Первый вариант
Таблица 1
/г,
Утих -
1 f
Таблица 2
Второй вариант
Фм.1
Ь
wax
miff
i n
Фм.1
N
Мееровмч И.М., Герцев А.И., Горелин B.C., Классен Э.Я | |||
Повышение точности листового проката | |||
- М.: Металлургия, 1969, с.147-155. |
Авторы
Даты
1991-11-23—Публикация
1988-10-10—Подача