Изобретение относится к способу получения вяжущего для дорожно-строитель- ных работ и может быть использовано в строительной промышленности.
Цель изобретения - повышение качества целевого продукта.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Используемые в способе кубовые остатки ректификации сырого бензола (КОРСБ) представляют собой вязкую жидкостью (Сзо от 20 до 100 с). Они содержат до 16 мас.% фракций, отгоняющихся до 270°С и не более 25 мас.% фракций, отгоняющихся до 300°С. После отбора этих фракций температура размягчения остатка составляет не менее 15-20°С. Содержание веществ, нерастворимых в толуоле, может достигать 20 мас.%, фенолов 4 мас.%, нафталина до 5-6 мас.%, золы до 7 мас.%, воды до 1 мас.%.
Используемые полимеры бензольного отделения (ПБО) образуются в процессе регенерации поглотительного масла при улавливании бензола и представляют собой продукты полимеризации масла в смеси с его высококипящими фракциями. Этот побочный продукт имеет плотность 1,19-1.24 г/см3 вязкость Сзо10 около 15с, температуру размягчения 50-80°С, при фракционной разгонке до температуры 70°С отделяется
Ch
О
Jb
Os
hJ
CJ
всего не более 2 мас.%, до температуры 270°С - не менее 10 мае. %, до 300°С - около 25-30 мас.%.
Используемый прямогонный гудрон (сырье битумное) является остаточным продуктом переработки нефти (отгонки от нефти легких бензиновых и масляных фракций).
Физико-механические показатели используемых в описываемых примерах исходных продуктов, приведены в табл. 1.
Способ осуществляется следующим образом.
В гудрон, нагретый до 55-60°С вводят добавку КОРСБ и после совместного осуши- вания (обезвоживания) реакционную смесь окисляют при 190-200°С до получения переокисленного продукта (асфальтосмоли- стого концентрата АСК) с глубиной проникания иглы 15-25x0,01 мм и температурой размягчения по КиШ не менее 70°С. Полученный продукт разжижают при 140- 160°С смешением с ПВО до битумов с глубиной проникания иглы при 25°С не менее 100x0,01 мм.
В табл. 2 приведено качество АСК, получаемых при добавке в исходный гудрон 10 мас.% КОРСБ (пример 1), 15 мас.%, КОРСБ (пример 2) и 10 мас.% КОРСБ (пример 3).
Глубина проникания иглы полученного АСК составляет 15, 20 и 25x0,01 мм соответственно,
Полученные продукты разжижают смешением с ПБО, взятых в количестве 10-30 мас.%.
При этом в примерах 4 и 5 используют АСК примера 1. Количество ПБО составляет в примере 4-20 мас.%, в примере 5-30 мас.%. В примерах 6 и 7 используют АСК примера 2. Количество ПБО составляет в примере 6-10 мас.%, в примере 7-30 мас.%. В примерах 8 и 9 используют АСК примера 3. Количество ПБО в примере 8 составляет 10 мас.% и 30 мас.%.
Качество полученных вяжущих приведено в табл. 3.
Как видно из данных табл. 3, предлагаемый способ позволяет улучшить качество битумов. Так, из сравнения примеров 6 и 10 видно, что при одной и той же марке битума БНД 90/130 и глубине проникания иглы
(100x0,01 мм) температура размягчения вяжущего, полученного по предлагаемому способу выше, а температура хрупкости ниже на 10%. Растяжимость при 25°С у вяжущего примера 6 выше на 15%, а при 0°С на 50%.
Для битумов марки БНД 200/300 (глубина проникания иглы вяжущих при 25°С по примеру 5, по примеру 12 соответственно
равны 280 и 290x0,01 мм) температура размягчения битума по примеру 5 выше 15 отн.%, хрупкости ниже на 15 отн.% растя- жимости, при 25°С выше на 10 отн.%, при 0°С выше на 50 отн.%.
В табл. 4 приведены данные физико-механических свойств асфальтобетонов, приготовленных на этих битумах примеров 6 и 10.
Данные табл. 4 показывают, что прочностные характеристики смесей на битумах, получаемых по предлагаемому способу выше, чем на битумах, приготовленных по известному способу, на 10 отн.% при 20°С и на 35 отн.% при 50°С. Кроме того,
полученные смеси обладают большей коррозионной стойкостью (коэффициент водостойкости выше на 10 отн.%).
Формула изобретения
Способ получения вяжущего для дорожного строительства путем переокисления нефтяного гудрона с последующим смешением переокисленного продукта с разжижи- телем на основе жидких органических
продуктов, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевого продукта, в исходное сырье дополнительно вводят 10-15 мас.% кубовых остатков ректификации сырого бензола, в качестве
разжижителя используют побочный продукт процесса регенерации поглотительного масла при улавливании бензола коксохимического производства, процесс переокисления проводят до глубины проникания иглы полученного продукта при 25°С, равной 15-25x9,01 мм, температуры размягчения его по КиШ не менее 70°С и процесс разжижения проводят до глубины проникания иглы целевого продукта при 25°С, равной не менее 100x0,01 мм.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения вяжущего для дорожного строительства | 1989 |
|
SU1694622A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2015 |
|
RU2618266C1 |
Способ получения компаундированного дорожного битума | 2019 |
|
RU2729248C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОЛИГОМЕРНОГО БИТУМА | 2013 |
|
RU2509796C1 |
Способ получения дорожного битума | 2017 |
|
RU2697457C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ОЛИГОМЕРНО-СЕРНИСТОГО БИТУМА | 2013 |
|
RU2530127C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2010 |
|
RU2476580C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИСУЛЬФИДНОГО БИТУМА | 2015 |
|
RU2586559C1 |
Способ получения битума | 1986 |
|
SU1395652A1 |
Способ получения битума | 1983 |
|
SU1139743A1 |
Изобретение касается переработки битумов и гудронов, в частности получения вяжущего для дорожного строительства. Цель - повышение качества целевого продукта. Для этого ведут переокисление нефтяного гудрона с последующим смешением полученного продукта с разжижителем - побочным продуктом процесса регенерации поглотительного масла при улавливании бензола коксохимического производства. При этом в исходное сырье дополнительно вводят 10-15 мас.% кубовых остатков ректификации сырого бензола, и процесс переокисления ведут до глубины проникания иглы полученного продукта при 25°С, равной (15-25) 9,1 мм, температуры размягчения его по КиШ не менее 70°С. Процесс разжижения проводят до глубины проникновения иглы целевого продукта при 25°С, равной не менее ЮО 001 мм Полученный продукт имеет коэффициент водостойкости, выше известного на 10 отн.%, и прочность при 20 и 50°С на сжатие 4,5 и 1,65 против 4 и 1.2 МПа в известном случае 4 табл. у fe
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Способ получения вяжущего для дорожного строительства | 1987 |
|
SU1447836A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Способ получения вяжущего | 1985 |
|
SU1286612A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Совершенствование технологии приготовления и улучшение качества битумов, приготавливаемых из гудронов бескомпрессорным способом | |||
Киев, 1979, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1991-11-30—Публикация
1989-07-31—Подача