Изобретение относится к способу получения вяжущего для дорожно-строитель- ных работ и может быть использовано в строительной промышленности.
Цель изобретения - повышение качества целевого продукта и снижение времени окисления
Изобретение иллюстрируется нижеприведенными примерами.
Используемые в способе кубовые остатки ректификации сырого бензола коксохимического производства (КОРСБ) представляют собой вязкую жидкость (Сво от 20 до 100 с). Они содержат до 16 мас.% фракций, отгоняющих до 270°С и не более 25 мае % фракций, отгоняющихся до . После отбора этих фракций температура размягчения остатка составляет не менее 15-20°С. Содержание веществ, нерастворимых в толуоле, достигает 20 мае %, фенолов 4, нафталина до 5-6 мае %, золы до 7 мас.%, воды до 1 мас.%.
Прямогонный гудрон (сырье битумное) является остаточным продуктом переработки нефти (отгонки от нефти легких бензиновых и масляных фракций)
Физико-химические свойства, используемых в примерах продуктов, приведены в табл. 1.
Способ проводят следующим образом.
В гудрон, предварительно нагретый до температуры 180-190°С и выдержанный при постоянном перемешивании после 1,0- 1,5 ч окисления порциями с интервалом
о. о с ю ю
0,5-1,0 ч, вводят обезвоженную (нагретую до 105-120°С) добавку КОРСБ. Порция составляет 1/3 от расчетного количества добавки (10-15 мас.% от гудрона). С интервалом 1 ч после введения добавки проводят отбор проб и оценку свойств получаемых вяжущих. Кроме порционного введения, расчетное количество добавки вводят и в один прием. С целью выявления влияния необезвоженной добавки на про- цессы окисления изучена и возможность введения добавки в таком виде непосредственно в нагретый гудрон.
Массовое соотношение используемых гудрона и КОРБС, технологические пара- метры и способ введения добавок, а также показатели свойств полученных вяжущих приведены в табл. 2.
Примеры 2, 4, 6, 8-10 соответствуют согласно предлагаемому способу. При этом в примерах 2, 6 и 10 используют кубовые остатки как в обезвоженном (числитель), так и в необезвоженном виде (знаменатель).
Примеры 1, 3, 5, 7 и 11 проведены в неоптимальных для описываемого способа условиях.
Данные табл. 2 показывают, что такие условия приводят либо к получению вяжущего недостаточно высокого качества, либо повышения времени окисления
Так, введение КОРСБ в гудроны с вязкостью с и менее (пример 3) позволяет получить качественные битумы, но значительно продлевает срок окисления.
Введение всего количества КОРСБ за один прием (пример 7), или быстрое его введение (пример 5) не позволяет получить качественного вяжущего.
Из данных табл. 2 следует, что вяжущее, полученное описываемым способом обладает большей температурой размягчения и меньшей температурой хрупкости. Интервал пластичности вяжущих с глубиной проникания иглы при 25°С 170-180x0,01 мм для получения вяжущего по известному и предлагаемому способам соответственно составляет 58 и 46°С. При этом время окисления снижается с 4 до 2 ч.
Формула изобретения
Способ получения вяжущего для дорожного строительства, путем окисления при 180-200°С нефтяного гудрона и кубовых остатков ректификации сырого бензола коксохимического производства кислородом воздуха, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевого продукта, снижения времени окисления, пользуют нефтяной гудрон вязкостью Сво; более 40 с, температурой1 размягчения по КиШ не менее 32°С, растяжимостью при 10°С более 50 см и кубовые остатки вязкостью Сео не менее 40 с и процесс проводят при массовом соотношении нефтяной гудрон - кубовые остатки, равном 1:7-9, с введением предварительно нагретых до 105-120°С кубовых остатков в нагретый до 180-190°С нефтяной гудрон порционно после 1,0-1,5 ч окисления с интервалом 0,5- 1,0ч.
Таблица 1
ИС5
При °С,
О)
со
л
О ГО Ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ получения вяжущего | 1989 |
|
SU1694623A1 |
Способ получения вяжущего | 1990 |
|
SU1808843A1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2633585C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1997 |
|
RU2119523C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ | 1995 |
|
RU2083634C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2605256C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2020 |
|
RU2758853C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2020 |
|
RU2752591C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 1997 |
|
RU2116329C1 |
Способ получения горячей асфальтобетонной смеси | 2018 |
|
RU2693170C1 |
Изобретение касается строительных материалов, в частности получения вяжущего для дорожного строительства. Цель - повышение качества целевого продукта Для этого ведут окисление нефтяного гудрона (с вязкостью Ceo5 40 с, т размягчения по КиШ не менее 32 С, растяжимостью при 10°С более 50 см) и кубовых остатков ректификации сырого бензола коксохимического производства (с вязкостью CsQ5 не менее 40 с), взятых в массовом соотношении 1:7-9, с помощью кислорода воздуха. При этом кубовые остатки предварительно нагревают до 105-120°С и вводят в нагретый до 180- 190°С гудрон порционно после 1-1,5 ч окисления с интервалом 0,5-1 ч. В этом случае снижается время окисления с 4 до 2 ч при повышении качества целевого продукта (увеличивается температура размягчения и уменьшается температура хрупкости). 2 табл. Ё
Колбановская А.С., Михайлов В В | |||
Дорожные битумы, М.: Транспорт, 1973 г., с 33-44 | |||
Вяжущее и способ приготовления его | 1977 |
|
SU622827A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1991-11-30—Публикация
1989-07-31—Подача