СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА Российский патент 2017 года по МПК C10C3/00 C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2618266C1

Изобретение относится к области приготовления дорожных битумов путем окисления, может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и в промышленности строительных материалов при производстве компаундированных битумов путем смешения переокисленного битума, полученного при окислении при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти кислородом воздуха, и неокисленных нефтепродуктов.

Известен способ получения битумов путем непрерывного окисления различных нефтяных остатков или их смесей при повышенной (200-300°С) температуре. Основным аппаратом установок непрерывного действия является либо трубчатый реактор, либо окислительная колонна. Отдельные установки имеют в своем составе оба аппарата. Комбинированное применение на одной битумной установке реакторов двух типов позволяет одновременно получать разные марки битумов и более полно использовать окислитель, тепло реакции и отходящих потоков (Р.Б. Гун «Нефтяные битумы», Москва, Химия, 1973; И.Б. Грудников «Производство нефтяных битумов», М.: Химия, 1983).

Недостатком известного способа является большая зависимость качества целевого продукта от природы перерабатываемой нефти. При переработке высокопарафинистых нефтей невозможно получить качественные битумы, в частности сорта дорожных битумов марки БНД и БДУ, так как они не соответствуют требованиям по показателю термоокислительной стабильности.

Известен способ получения битума из утяжеленного гудрона, включающий вакуумную перегонку мазута при остаточном давлении верха колонны 30-50 мм рт. ст. с получением утяжеленного гудрона, 70% которого смешивают с органическими добавками до достижения условной вязкости 40-120 с при 80°С и глубины проникновения иглы при 25°С 400-480⋅0,1 мм и последующего окисления подготовленной смеси в окислительной колонне, с получением целевого продукта. При необходимости возможно введение в целевой продукт до 30 масс. % утяжеленного гудрона. В качестве упомянутых выше органических добавок, вводимых в гудрон до окисления, заявлены концентраты полиароматических углеводородов, такие как экстракты селективной очистки масляных фракций, крекинг-остатки, смола пиролиза, затемненный вакуумный газойль, асфальтиты от процесса деасфальтизации и др. Окисление подготовленного утяжеленного гудрона осуществляют кислородом воздуха в окислительной колонне и стандартных условиях: температуре 240-270°С и избыточном давлении 0,005-0,3 МПа (Пат. РФ 2153520, С10С 3/04, опубл. 27.07.2000).

Недостатками данного способа является дополнительная операция получения утяжеленного гудрона и введение органических компонентов различных классов на стадии, предшествующей окислению, что значительно усложняет работу окислительной колонны (на неоднородном сырье) и производство в целом.

Наиболее близким по существенным признакам предлагаемому является способ получения битума путем окисления утяжеленного гудрона с условной вязкостью при 80°С не менее 60 с без предварительного его разбавления с получением в качестве целевого продукта строительного битума с температурой размягчения не ниже 90°С. Для получения дорожного битума окисленный компонент - строительный битум с температурой размягчения не ниже 90°С - компаундируют с разбавителем и пластификатором (в одном смесителе все компоненты - одновременно) с получением дорожного битума. В качестве разбавителя используют асфальт пропановой деасфальтизации, в качестве пластификатора могут быть использованы различные продукты нефтепереработки, например нефтяная фракция, выкипающая в пределах 450-520°С, и экстракт селективной очистки масел. Компаундирование проводят при следующем соотношении компонентов, масс. %: асфальт пропановой деасфальтизации - 25-40, пластификатор - 10-20, строительный битум с температурой размягчения не ниже 90°С - остальное (Пат. РФ №2349626, С10С 3/04, опубл. 20.03.2009 г.).

Известный способ решает проблему получения качественного дорожного битума лишь из утяжеленного сырья. Способ предлагает использовать для получения дорожных битумов утяжеленный гудрон с вязкостью более 60 с, что ограничивает сырьевую базу для получения качественных дорожных битумов. Кроме того, недостатком известного способа является необходимость получения переокисленного битума (на стадии окисления в окислительной колонне) с высокой температурой размягчения, не ниже 90°С, что осложняет работу колонны окисления вследствие повышенного коксообразования.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение сырьевой базы для битумного производства, повышение качества битумов, повышение морозостойкости битума при одновременном сохранении показателей пластичности и устойчивости к процессам термоокислительного старения, повышение надежности работы реакторного оборудования.

Поставленная задача решается тем, что прямогонный гудрон окисляют до переокисленного битума с температурой размягчения 60-90°С. Такой переокисленный битум получают из стандартного сырья по существующей на ОНПЗ технологии прямого окисления прямогонного гудрона в реакторе колонного типа с последующим доокислением в ректорах трубчатого типа.

Переокисленный битум, является как бы структурным каркасом будущего дорожного битума - концентратом смол и асфальтенов. Далее переокисленный битум, с температурой размягчения по КиШ 60-90°С, компаундируют с исходным неокисленным прямогонным гудроном, асфальтом пропановой деасфальтизации и экстрактом селективной очистки масел. Окисление до КиШ более 90°С с использованием заявляемого способа нецелесообразно в связи с ростом закоксовывания трубчатой реакторной системы. Степень разбавления базового битума зависит от глубины окисления сырья, от вязкости исходного сырья и от заданной марки дорожного битума. Благодаря заложенным техническим решениям на установке можно из одной марки базового битума в поточном узле смешения одновременно вырабатывать несколько марок дорожных битумов.

Компаундирование производится в 2 этапа: на первом этапе переокисленный битум смешивается с неокисленным прямогонным гудроном и/или асфальтом пропановой деасфальтизации (создается структурная основа товарного битума), при компаундировании которой, на втором этапе, с остаточным экстрактом селективной очистки масел, получается дорожный битум требуемой марки. Компаундирование проводят при следующем соотношении компонентов, масс. %: асфальт пропановой деасфальтизации 0-25%, неокисленный прямогонный гудрон 0-20%, экстракт селективной очистки масел 0-15%, переокисленный битум с температурой размягчения 60-90°С - остальное.

Отличие заявляемого технического решения от известного состоит, во-первых, в том, что сырьем для процесса окисления является товарные прямогонные гудроны с минимальными требованиями к нормированию качества и не ограниченными требованиями по показателю условной вязкости при 80°С (ВУ80), что позволяет независимо от структурно-группового состава прямогонного гудрона после окисления и компаундирования окисленного продукта получать товарный битум с улучшенной растяжимостью и повышенными показателями качества после старения.

Другое отличие предлагаемого способа от прототипа заключается в том, что в заявляемом способе глубина окисления ограничена интервалом температур размягчения перекисленного битума 60-90°С, более глубокое окисление сопровождается процессами деструкции и уплотнения с образованием излишних количеств карбенов и карбоидов, существенно ухудшающих качество битума, особенно его долговечность, при этом значительно снижается также выход битума за счет образования больших количеств черного соляра.

В заявляемом способе также ограничена концентрация асфальта пропановой деасфальтизации в товарном битуме менее 25% (в прототипе 25-40%), а также регламентирован порядок смешения компонентов.

Сущность предлагаемого способа иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Неокисленный прямогонный гудрон (полученный из западно-сибирской нефти) с плотностью 985,2 кг/м3, условной вязкостью при 80°С, 58,2 сек, температурой вспышки 312°С, окисляют в колонном и далее в трубчатом реакторе до перекисленного битума, выход битума на сырье 98,2%, с следующими показателями качества:

- температура размягчения - 69,3°С;

- глубина проникания иглы при 25°С - 32 дмм;

- растяжимость при 25°С - 4,7 см.

Затем переокисленный битум компаундировали с асфальтом пропановой деасфальтизации в соотношении: 72% масс. (переокисленный битум): 28% масс. (асфальт пропановой деасфальтизации) в смесителе №1. Полученный состав затем в смесителе №2 пластифицировали экстрактом селективной очистки масел, которого добавили в битум-асфальтовую смесь в количестве 15% масс.

Покомпонентный состав битума, % масс.:

Переокисленный битум 61,20 Неокисленный прямогонный гудрон 0,0 Асфальт пропановой деасфальтизации 23,80 Экстракт селективной очистки масел 15,00

Полученный битум имеет следующие характеристики:

- температура размягчения - 49,2°С;

- глубина проникания иглы при 25°С - 77 дмм;

- глубина проникания иглы при 0°С - 20 дмм;

- растяжимость при 25°С - более 150 см;

- растяжимость при 0°С - 3,7 см;

- температура хрупкости - минус 21,4°С.

После прогрева полученного битума в тонком слое при 163°С в течение 5 час получили следующие показатели:

- потеря массы - 0,017%;

- температура размягчения -52,7°С (ΔТ 3,5°С);

- глубина проникания иглы при 25°С - 54 дмм (70,1%);

- растяжимость при 25°С - 83 см;

- температура хрупкости - минус 20,2°С (+1,2°С).

Полученный битум соответствует требованиям СТО ГК «АВТОДОР» 2.1-2011, на марку дорожного битума БНДУ 85, по всем основным техническим характеристикам.

Пример 2. Неокисленный прямогонный гудрон, по примеру 1, окисляют в колонном и далее в трубчатом реакторе до перекисленного битума, выход битума 96,5% на сырье, с следующими показателями качества:

- температура размягчения - 89,0°С;

- глубина проникания иглы при 25°С - 19 дмм;

- растяжимость при 25°С - 2,2 см.

Затем переокисленный битум компаундировали с асфальтом пропановой деасфальтизации и исходным неокисленным прямогонным гудроном в соотношении: 58,1:21,9:20,0 (% масс.) в смесителе №1.

Покомпонентный состав битума, % масс.:

Переокисленный битум 58,1 Неокисленный прямогонный гудрон 20,0 Асфальт пропановой деасфальтизации 21,9 Экстракт селективной очистки масел 0,0

Полученный битум имеет следующие характеристики:

- температура размягчения - 49,9°С;

- глубина проникания иглы при 25°С - 73 дмм;

- глубина проникания иглы при 0°С - 19 дмм;

- растяжимость при 25°С - более 150 см;

- растяжимость при 0°С - 3,6 см;

- температура хрупкости - минус 23,0°С

После прогрева полученного битума в тонком слое при 163°С в течение 5 час. получили следующие показатели:

- потеря массы - 0,010%;

- температура размягчения - 53,6°С (ΔT 3,7°С);

- глубина проникания иглы при 25°С - 52,7 дмм (72%);

- растяжимость при 25°С - 80,4 см;

- температура хрупкости - минус 21,0°С (+2,0°С).

Полученный битум соответствует требованиям СТО ГК «АВТОДОР» 2.1-2011, на марку дорожного битума БНДУ 85, по всем основным техническим характеристикам.

Пример 3. Способ осуществляют в условиях примера 1. Переокисленный битум (качество представлено в примере №1) компаундируют в смесителе №1 с исходным неокисленным прямогонным гудроном и затем в смесителе №2 с экстрактом селективной очистки масел.

Компонентный состав, % масс.:

Переокисленный битум 68,0 Неокисленный прямогонный гудрон 17,0 Асфальт пропановой деасфальтизации 0,0 Экстракт селективной очистки масел 15,00

Полученный битум имеет следующие характеристики:

- температура размягчения - 45,4°С;

- глубина проникания иглы при 25°С - 111 дмм;

- глубина проникания иглы при 0°С - 32 дмм;

- растяжимость при 25°С - более 139 см;

- растяжимость при 0°С - 4,8 см;

- температура хрупкости - минус 26,0°С.

После прогрева полученного битума в тонком слое при 163°С в течение 5 час получили следующие показатели:

- потеря массы - 0,022%;

- температура размягчения - 49,7°С (AT 4,3°С);

- глубина проникания иглы при 25°С - 77 дмм (69,4%);

- растяжимость при 25°С - 102 см;

- температура хрупкости - минус 23,8°С (+2,2°С).

Битум представленного качества соответствует требованиям ПНСТ 1-2012 на дорожный битум марки БНД 100/130.

Пример 4. По аналогичной схеме (примера 3) получен ряд дорожных битумов, соответствующих требованиям ПНСТ 1-2012, компонентный состав представлен в таблице 1.

Изобретение позволяет расширить сырьевую базу для битумного производства, повысить качество производимого битума за счет снижения температуры хрупкости, повышения морозостойкости, индекса пенетрации и адгезии к каменным материалам и расширить ассортимент получаемых товарных битумов.

Похожие патенты RU2618266C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2008
  • Зиганшин Карим Галимзянович
  • Осинцев Алексей Анатольевич
  • Теплов Вячеслав Михайлович
  • Кутьин Юрий Анатольевич
  • Викторова Галина Николаевна
RU2349626C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2020
  • Запорин Виктор Павлович
  • Сухов Сергей Витальевич
  • Лосев Виктор Петрович
  • Осипенко Данил Федорович
  • Сизов Юрий Вячеславович
RU2752591C1
Способ получения компаундированного дорожного битума 2019
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Паршукова Ольга Расимовна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2729248C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2017
  • Егизарьян Аркадий Мамикович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Мирошкина Валентина Дмитриевна
  • Федотов Константин Владимирович
RU2688633C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ НЕФТЯНЫХ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТИТСОДЕРЖАЩИХ 2014
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Быстров Николай Викторович
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Лакомых Алексей Валерьевич
  • Иконникова Ксения Сергеевна
  • Сухнева Ксения Николаевна
RU2552469C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ 2007
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
  • Быстров Николай Викторович
  • Петрухнова Елена Валентиновна
  • Рудяк Константин Борисович
  • Плаксина Раиса Викторовна
  • Андреев Александр Федорович
RU2349625C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2009
  • Котов Сергей Владимирович
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Погуляйко Владимир Анатольевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Мадумарова Зульфия Равхатовна
  • Васильев Герман Григорьевич
  • Накипова Ирина Григорьевна
  • Гаврилов Николай Васильевич
  • Осьмушников Александр Никандрович
  • Малышев Евгений Романович
  • Железнов Михаил Владимирович
RU2408651C2
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2014
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузовлев Геннадий Федорович
  • Абрашенков Петр Александрович
  • Харитонов Николай Викторович
RU2556925C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2004
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
  • Кастерин Владимир Николаевич
  • Шабалина Татьяна Николаевна
  • Котов Сергей Владимирович
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Погуляйко Владимир Анатольевич
  • Тимофеева Галина Владимировна
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Мадумарова Зульфия Равхатовна
RU2276181C1
Способ получения дорожного битума 2017
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Андреев Алексей Анатольевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2697457C2

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА

Изобретение относится к области приготовления дорожных битумов путем окисления, может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и в промышленности строительных материалов. Способ получения битума осуществляют путем окисления части гудрона без предварительного его разбавления с получением перекисленного битума и последующим его компаундированием с нефтепродуктами-разбавителями с получением товарного битума. При этом окисление гудрона проводят до получения битума с температурой размягчения 60-90°С путем последовательного глубокого окисления в колонном и далее в трубчатом реакторе, а в качестве разбавителя используют часть неокисленного прямогонного гудрона и/или асфальт пропановой деасфальтизации и остаточный экстракт селективной очистки масел. Техническим результатом является повышение качества производимого битума за счет снижения температуры хрупкости, повышения морозостойкости, термоокислительной стабильности, а также расширение ассортимента получаемых товарных битумов. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.

Формула изобретения RU 2 618 266 C1

1. Способ получения битума путем окисления части гудрона без предварительного его разбавления с получением перекисленного битума и последующим его компаундированием с нефтепродуктами-разбавителями с получением товарного битума, отличающийся тем, что окисление гудрона проводят до получения битума с температурой размягчения 60-90°С путем последовательного глубокого окисления в колонном и далее в трубчатом реакторе, а в качестве разбавителя используют часть неокисленного прямогонного гудрона и/или асфальт пропановой деасфальтизации и остаточный экстракт селективной очистки масел при следующем соотношении смешиваемых компонентов, мас.%:

асфальт пропановой деасфальтизации 0-25 неокисленный прямогонный гудрон 0-20 остаточный экстракт селективной очистки масел 0-15 переокисленный битум с температурой размягчения 60-90°С остальное.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что переокисленный битум и остаточные неокисленные нефтепродукты: неокисленный прямогонный гудрон, асфальт пропановой деасфальтизации и остаточный экстракт селективной очистки масел, смешиваются в последовательности: переокисленный битум с неокисленным прямогонным гудроном и/или асфальтом пропановой деасфальтизации, а далее к полученной смеси добавляют остаточный экстракт селективной очистки масел.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2618266C1

ПАРОВОЙ КОТЕЛ, СЛУЖАЩИЙ ДЛЯ ИСПАРЕНИЯ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ В НЕГО В РАСПЫЛЕННОМ СОСТОЯНИИ 1927
  • Семенов П.И.
SU6181A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2008
  • Зиганшин Карим Галимзянович
  • Осинцев Алексей Анатольевич
  • Теплов Вячеслав Михайлович
  • Кутьин Юрий Анатольевич
  • Викторова Галина Николаевна
RU2349626C1
И.Б.ГРУДНИКОВ, "Производство нефтяных битумов", "Химия", М., 1983
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1998
  • Ипполитов Е.В.
  • Пранович А.А.
  • Грудников И.Б.
  • Чистяков В.Н.
  • Колесов В.В.
RU2130044C1
Способ разделения орто-пара-толуолсульфохлоридов 1932
  • Демезер П.С.
SU39765A1
Способ получения битума 1972
  • Грудников Игорь Борисович
SU446531A1

RU 2 618 266 C1

Авторы

Ведерников Олег Сергеевич

Головачёв Валерий Александрович

Карпов Николай Владимирович

Клейменов Андрей Владимирович

Орлов Дмитрий Викторович

Миронов Игорь Геннадьевич

Старухин Дмитрий Александрович

Нечаев Андрей Николаевич

Белявский Олег Германович

Глазов Александр Витальевич

Панов Александр Васильевич

Храпов Дмитрий Валерьевич

Короткова Наталья Владимировна

Даты

2017-05-03Публикация

2015-12-21Подача