Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин Советский патент 1992 года по МПК H02K15/12 

Описание патента на изобретение SU1705970A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин.

Цель изобретения - повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава.

На фиг,1 представлена схема осуществления способа трехтактной струйно-капель- ной пропитки обмоток электрических машин; на фиг.2 - схема технологического процесса пропитки и сушки обмоток электрических машин.

На фиг.1 обозначены: 1 - статор двигателя; 2 - бак с пропиточной смесью; 3 - электрод; 4 - электромагнит.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что через обмотку электродвигателя пропускают электрический ток. разогревают ее до 80-100°С, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 20-25°, заряжают струю пропиточного состава электростатическим зарядом и поливают им лобовые части обмотки (фиг.1. первый такт).

Электростатическое заряжание струи пропиточного состава на первом такте обеспечивает эффективное скрытие дефектов в витковой и корпусной изоляции обмоток, так как. при движении пропиточного состава по полостям обмотки, со стороны частиц ВИТКОРОЙ и корпусной изоляции на частицы пропиточного состава дополнительно воздействуют силы электростатического взаимодействия, втягивающие пропиточный

О

ел

О

XI

о

состав в дефекты обмоток, что приводит к повышению качества обмоток.

На втором такте пропитки отключают ток, греющий обмотки, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 30-35°, в пропиточный состав добавляют 25-30 мас,% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, заряжают его электростатическим зарядом, противоположным заряду на первом такте и поливают им лобовые части обмоток электродвигателя.

Введение магнитно-мягких частиц в пропиточный состав на втором такте, отключение греющего тока и заряжание пропиточного составазарядом, противоположным по отношению к заряду состава на первом такте, приводят к повышению теплопроводности состава, высокому заполнению пор и капилляров обмотки пропиточным составом, который втягивается внутрь обмотки электростатическими силами, действующими на него со стороны частиц пропиточного состава, проникающего в обмотку на первом такте. Это приводит к заметному снижению перегрева обмотки при эксплуатации, что повышает качество обмоток.

На третьем такте устанавливают угол наклона обмотки равным нулю, подают на обмотку ток, в исходный пропиточный состав добавляют 50-55 мае.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц и перемещают ее перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки.

Протекание тока, создающего вокруг обмотки электромагнитное поле, на третьем такте, увеличение концентрации магнитно- мягких частиц в пропиточном составе и перемещение струи пропиточного состава перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки приводит к удержанию пропиточного состава в пазовых и лобовых частях обмотки и созданию равномерного покрытия на лобовых частях обмотки.

Пример. Предлагаемый способ трех- тактной струйно-капельной пропитки обмоток электродвигателя выполняли на модернизированной пропиточно-сушильной установке роторного типа УПС-1.

Модернизация установки заключалась в следующем. В положении 4 в резервуар 2 вводили электрод 3 для заряда пропиточного состава. В положении 5 устанавливали отдельный резервуар для пропиточной смеси и в него вводили электрод 3. В положении 6 устанавливали резервуар 2 для пропиточной смеси и электромагниты 4 для управления перемещения струи пропиточного состава.

Пропитку обмоток электродвигателей проводили в следующей последовательности.

В положениях 1-3 подогревали обмотки

электродвигателей путем пропускания через них электрического тока, в положении 4 статор двигателя устанавливали под углом 25° к горизонту, его температура достигала 100°С , обмотки двигателя поливали пропи0 точным составом КП-34, заряженным положительным электростатическим зарядом. (Угол наклона статора двигателя к горизонту выбран из условия полного протекания пропиточной смеси через капилляры обмоток

5 статора за время нахождения в положении 4, Температура выбрана из условий максимально допустимого разогрева статора с учетом процессов желатинизации пропиточной смеси и последующего охлаждения,

0 так как в положении 5 ток отключали). В положении 5 двигатель устанавливали под углом 35° к горизонту, отключали от обмоток греющий ток, обмотку двигателя поливали пропиточным составом, содержащим 30

5 мас.% мелкодисперсного порошка никель- цинкового феррита марки М400НН и пропиточный компаунд КП-34 - остальное (для первой партии электродвигателей); 27,5 мас.% мелкодисперсного порошка никель0 цинкового феррита марки М400НН и КП-34

- остальное (для второй партии электродвигателей); 25 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 - остальное (для третьей

5 партии электродвигателей),струю заряжали отрицательным потенциалом.

Экспериментально было установлено, что повышение содержания мелкодисперсных магнитно-мягких частиц более 30 мас.%

0 а пропиточной смеси приводит к значительному возрастанию ее вязкости, а снижение концентрации - к снижению теплопроводности.

В положении 6 двигатель устанавлива5 ли горизонтально к обмотке, подключали ток и поливали пропиточным составом, содержащим 50 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 - остальное (для первой

0 партии электродвигателей); 52.5 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34-остальное (для второй партии электродвигателей); 55 мас.% мелкодисперсного порошка никель5 цинкового феррита марки М400НН и КП-34

- остальное (для третьей партии электродвигателей), струю перемещали перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки с помощью электромагнита. В положениях 7-16

двигатель находился в горизонтальном положении, производили токовую сушку. В по- ложениях 17 и 18 выполняли разгрузочно-загрузочные операции. Во всех положениях, за исключением 1-3, 17 и 18, двигатели находились в непрерывном вращении вокруг своей оси.

Проведенная описанным способом пропитка обмоток электродвигателей позволила улучшить в среднем для всех партий электродвигателей коэффициент пропитки на 58,5%, коэффициент скрытия дефектов на 33.3% и снизить температуру перегрева обмотки на 51,6%, что способствовало значительному улучшению качества обмоток,

Формула изобретения 1. Способ трехтактной струйно-капель- ной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку вращают вокруг своей оси, на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава, нагревают на первом и третьем тактах обмотку пропусканием через нее электрического тока и изменяют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава, на первом

такте струю пропиточного состава электростатически заряжают, на втором такте струю электростатически заряжают зарядом, противоположным указанному, и используют состав, содержащий 25-30

мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, а на третьем такте используют состав, содержащий 50-55 мас.% магнитно- мягких мелкодисперсных частиц.

2. Способ по п.1, отличающийся

тем, что на третьем такте струю пропиточного состава перемещают параллельно оси обмотки.

Похожие патенты SU1705970A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТРЁХТАКТНОЙ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2015
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2593826C1
Способ капсулирования обмоток электродвигателей 1986
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Щерб Самуил Шиманович
SU1399859A1
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2012
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2510564C1
СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2015
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2597893C1
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 2011
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2467452C1
СПОСОБ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 2012
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2510563C1
СПОСОБ ПРОПИТКИ КАТУШЕК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2014
  • Попов Аркадий Николаевич
  • Тимофеев Александр Николаевич
RU2567742C1
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2015
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2597890C1
СПОСОБ ПРОПИТКИ И СУШКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2015
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Смирнов Дмитрий Геннадьевич
RU2597892C1
Способ изготовления обмотанных магнитопроводов 1984
  • Щерб Самуил Шиманович
  • Смирнов Геннадий Васильевич
  • Христюков Владимир Григорьевич
SU1246257A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 705 970 A1

Реферат патента 1992 года Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин. Цель изобретения - повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава. Способ трехтакт- ной струйно-капельной пропитки заключается в том, что на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состзоп, изменяя угол наклона обмотки к горизонту от такта к такту до 0 град. На первом такте электростатически заряжают струю пропиточного состава и нагревают обмотку пропусканием через нее электрического тока, нз втором такте используют пропиточный состав, содержащий 25-30 мас.% магнитно- мягких мелкодисперсных частиц и электростатически заряжают струю зарядом, противоположным заряду на первом такте, а на третьем такте используют пропиточный состав, содержащий 50 55 мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, перемещают струю пропиточного состава перпендикулярно поверхностям лобовых частей обмотки, разогревая обмотку пропусканием через нее электрическим током. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. 00 с

Формула изобретения SU 1 705 970 A1

+1, Первый такт о &

m Компаунд

ем

Третий такт

Второй такт

Ч Компаунд }+магнитно-мягкие час/лщы ,

/

20-25

30-35

Хомлоунд +магнитно-мягкие уас/ящб/ 4

V

Шиг.1

Загрузка

Разгрузка

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1705970A1

Берштейн Л .М
Изоляция электрических машин общего назначения
М.: Энергоиз- дат, 1981, с
Способ получения древесного угля 1921
  • Поварнин Г.Г.
  • Харитонова М.В.
SU313A1

SU 1 705 970 A1

Авторы

Смирнов Геннадий Васильевич

Щерб Самуил Шиманович

Гладырев Александр Юрьевич

Даты

1992-01-15Публикация

1989-03-13Подача