Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин.
Цель изобретения - повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава.
На фиг,1 представлена схема осуществления способа трехтактной струйно-капель- ной пропитки обмоток электрических машин; на фиг.2 - схема технологического процесса пропитки и сушки обмоток электрических машин.
На фиг.1 обозначены: 1 - статор двигателя; 2 - бак с пропиточной смесью; 3 - электрод; 4 - электромагнит.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что через обмотку электродвигателя пропускают электрический ток. разогревают ее до 80-100°С, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 20-25°, заряжают струю пропиточного состава электростатическим зарядом и поливают им лобовые части обмотки (фиг.1. первый такт).
Электростатическое заряжание струи пропиточного состава на первом такте обеспечивает эффективное скрытие дефектов в витковой и корпусной изоляции обмоток, так как. при движении пропиточного состава по полостям обмотки, со стороны частиц ВИТКОРОЙ и корпусной изоляции на частицы пропиточного состава дополнительно воздействуют силы электростатического взаимодействия, втягивающие пропиточный
О
ел
О
XI
о
состав в дефекты обмоток, что приводит к повышению качества обмоток.
На втором такте пропитки отключают ток, греющий обмотки, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 30-35°, в пропиточный состав добавляют 25-30 мас,% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, заряжают его электростатическим зарядом, противоположным заряду на первом такте и поливают им лобовые части обмоток электродвигателя.
Введение магнитно-мягких частиц в пропиточный состав на втором такте, отключение греющего тока и заряжание пропиточного составазарядом, противоположным по отношению к заряду состава на первом такте, приводят к повышению теплопроводности состава, высокому заполнению пор и капилляров обмотки пропиточным составом, который втягивается внутрь обмотки электростатическими силами, действующими на него со стороны частиц пропиточного состава, проникающего в обмотку на первом такте. Это приводит к заметному снижению перегрева обмотки при эксплуатации, что повышает качество обмоток.
На третьем такте устанавливают угол наклона обмотки равным нулю, подают на обмотку ток, в исходный пропиточный состав добавляют 50-55 мае.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц и перемещают ее перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки.
Протекание тока, создающего вокруг обмотки электромагнитное поле, на третьем такте, увеличение концентрации магнитно- мягких частиц в пропиточном составе и перемещение струи пропиточного состава перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки приводит к удержанию пропиточного состава в пазовых и лобовых частях обмотки и созданию равномерного покрытия на лобовых частях обмотки.
Пример. Предлагаемый способ трех- тактной струйно-капельной пропитки обмоток электродвигателя выполняли на модернизированной пропиточно-сушильной установке роторного типа УПС-1.
Модернизация установки заключалась в следующем. В положении 4 в резервуар 2 вводили электрод 3 для заряда пропиточного состава. В положении 5 устанавливали отдельный резервуар для пропиточной смеси и в него вводили электрод 3. В положении 6 устанавливали резервуар 2 для пропиточной смеси и электромагниты 4 для управления перемещения струи пропиточного состава.
Пропитку обмоток электродвигателей проводили в следующей последовательности.
В положениях 1-3 подогревали обмотки
электродвигателей путем пропускания через них электрического тока, в положении 4 статор двигателя устанавливали под углом 25° к горизонту, его температура достигала 100°С , обмотки двигателя поливали пропи0 точным составом КП-34, заряженным положительным электростатическим зарядом. (Угол наклона статора двигателя к горизонту выбран из условия полного протекания пропиточной смеси через капилляры обмоток
5 статора за время нахождения в положении 4, Температура выбрана из условий максимально допустимого разогрева статора с учетом процессов желатинизации пропиточной смеси и последующего охлаждения,
0 так как в положении 5 ток отключали). В положении 5 двигатель устанавливали под углом 35° к горизонту, отключали от обмоток греющий ток, обмотку двигателя поливали пропиточным составом, содержащим 30
5 мас.% мелкодисперсного порошка никель- цинкового феррита марки М400НН и пропиточный компаунд КП-34 - остальное (для первой партии электродвигателей); 27,5 мас.% мелкодисперсного порошка никель0 цинкового феррита марки М400НН и КП-34
- остальное (для второй партии электродвигателей); 25 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 - остальное (для третьей
5 партии электродвигателей),струю заряжали отрицательным потенциалом.
Экспериментально было установлено, что повышение содержания мелкодисперсных магнитно-мягких частиц более 30 мас.%
0 а пропиточной смеси приводит к значительному возрастанию ее вязкости, а снижение концентрации - к снижению теплопроводности.
В положении 6 двигатель устанавлива5 ли горизонтально к обмотке, подключали ток и поливали пропиточным составом, содержащим 50 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 - остальное (для первой
0 партии электродвигателей); 52.5 мас.% мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34-остальное (для второй партии электродвигателей); 55 мас.% мелкодисперсного порошка никель5 цинкового феррита марки М400НН и КП-34
- остальное (для третьей партии электродвигателей), струю перемещали перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки с помощью электромагнита. В положениях 7-16
двигатель находился в горизонтальном положении, производили токовую сушку. В по- ложениях 17 и 18 выполняли разгрузочно-загрузочные операции. Во всех положениях, за исключением 1-3, 17 и 18, двигатели находились в непрерывном вращении вокруг своей оси.
Проведенная описанным способом пропитка обмоток электродвигателей позволила улучшить в среднем для всех партий электродвигателей коэффициент пропитки на 58,5%, коэффициент скрытия дефектов на 33.3% и снизить температуру перегрева обмотки на 51,6%, что способствовало значительному улучшению качества обмоток,
Формула изобретения 1. Способ трехтактной струйно-капель- ной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку вращают вокруг своей оси, на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава, нагревают на первом и третьем тактах обмотку пропусканием через нее электрического тока и изменяют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава, на первом
такте струю пропиточного состава электростатически заряжают, на втором такте струю электростатически заряжают зарядом, противоположным указанному, и используют состав, содержащий 25-30
мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, а на третьем такте используют состав, содержащий 50-55 мас.% магнитно- мягких мелкодисперсных частиц.
2. Способ по п.1, отличающийся
тем, что на третьем такте струю пропиточного состава перемещают параллельно оси обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТРЁХТАКТНОЙ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2015 |
|
RU2593826C1 |
Способ капсулирования обмоток электродвигателей | 1986 |
|
SU1399859A1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2012 |
|
RU2510564C1 |
СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ | 2015 |
|
RU2597893C1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2011 |
|
RU2467452C1 |
СПОСОБ СТРУЙНО-КАПЕЛЬНОЙ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2012 |
|
RU2510563C1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ КАТУШЕК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2567742C1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2015 |
|
RU2597890C1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ И СУШКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2015 |
|
RU2597892C1 |
Способ изготовления обмотанных магнитопроводов | 1984 |
|
SU1246257A1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин. Цель изобретения - повышение качества обмоток путем увеличения проникающей способности пропиточного состава. Способ трехтакт- ной струйно-капельной пропитки заключается в том, что на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состзоп, изменяя угол наклона обмотки к горизонту от такта к такту до 0 град. На первом такте электростатически заряжают струю пропиточного состава и нагревают обмотку пропусканием через нее электрического тока, нз втором такте используют пропиточный состав, содержащий 25-30 мас.% магнитно- мягких мелкодисперсных частиц и электростатически заряжают струю зарядом, противоположным заряду на первом такте, а на третьем такте используют пропиточный состав, содержащий 50 55 мас.% магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, перемещают струю пропиточного состава перпендикулярно поверхностям лобовых частей обмотки, разогревая обмотку пропусканием через нее электрическим током. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. 00 с
+1, Первый такт о &
m Компаунд
ем
Третий такт
Второй такт
Ч Компаунд }+магнитно-мягкие час/лщы ,
/
20-25
30-35
Хомлоунд +магнитно-мягкие уас/ящб/ 4
V
Шиг.1
Загрузка
Разгрузка
Фиг. 2
Берштейн Л .М | |||
Изоляция электрических машин общего назначения | |||
М.: Энергоиз- дат, 1981, с | |||
Способ получения древесного угля | 1921 |
|
SU313A1 |
Авторы
Даты
1992-01-15—Публикация
1989-03-13—Подача