Способ сборки плоских деталей Советский патент 1992 года по МПК B23P11/02 

Описание патента на изобретение SU1710195A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сборки разъемных и подвижных соединений с обеспечением заданного размера между деталями..

Известны способы сборки плоских деталей, заключающиеся в том; что между собираемыми деталями размещают и формуют промежуточные элементы в виде жидкой клеевой прослой(и, быстро твердею щей пластической массы или металлической прокладки. В указанных способах формуют промежуточные элементы на базовой детали; внутри контура стыка, с помощью мягких уплотнений. Заданный размер между деталями устанавливают путем деформации промежуточных элементов сопрягаемой деталью или плоскостью линейки до упора. После отверждения промежуточных элементов устанавливают сопрягаемые детали. При этом нельзя повысить точность сборки соединений из-за усадки промежуточного элемента, так как сопрягаемая деталь или линейка становится на упоры.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ сборки плоских деталей, заключающийся в том, что поверхность базовой детали смазывается разделительным слоем, по контуру стыка размещают их уплотнения и внутри контура формируют промежуточные элементы в виде клеевой прослойки и металлической прокладки из намагниченных металлических шариков, а задний размер устанавливают посредством опускаемой детали в жидкий слойдо упора .

Однако известный способ не обеспечивает требуемой высокойточности по размеру и по отклонению от плоскостности на сопрягаемой подвижной детали из-за усадки клеевой прослойки в процессе полимеризации и погрешности формы базовой детали, на которой помещен разделительный слой. Введение приема мягких уплотнений по контуру стыка и смазывание разделительным слоем каждой базовой детали снижает производительность. При деформации жидкой клеевой прослойки возможен разрыв уплотнений по контуру и утечка щеевого материала. Для ускорения процесса полимеризации клеевой прослойки нельзя применять нагрев, так как образовавшиеся воздушные пузыри не могут выйти из зоны сопряжения, После затвердевания воздушные пузыри остаются в прослойке и уменьшают жесткость соединения, а усадка материала в направлении требуемого размера снижает первоначально достигнутую прочность. Выполнение приема деформации клеевой прослойки с помощью прослойки сопрягаемой детали по всему контуру требует значительных усилий, а при высокой вязкости состава клеевой прослойки и большой площади контура сопряжения дополнительного прессового оборудования.

Целью изобретения является повышение точности за счет устранения усадки материала в направлении требуемого размера и сокращения времени сборки путем ускорени я процесса полимеризации клеевой прослойки.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу сборки плоских деталей, при котором между собираемыми деталями располагают клеевую прослойку, помещают разделительный слой и деформируют сопрягаемую деталь, на первой из собираемых деталей размещают ограничительную раму с уплотнительными элементами, во внутреннюю полость которой вводят клей и производят его деформацию до отверждения путем обкатки катком с изменяющимся от прохода к проходу усилием, после чего раму извлекают, при этом максимальное усилие обкатки выбирают из условия

Q (K/R)N, где Q - сила в направлении движения катка;

К - коэффициент трения качения при пластическом состоянии прослойки;

N - нормальная реакция от веса катка;

R - радиус катка.

С целью сокращения времени сборки в клеевую прослойку до ее отверждения вводят нагретый металлический порошок.

На фиг. 1 приведена схема способа.плоских деталей; на фиг. 2 - схема реализации способа в сборочных единицах.

Способ сборки плоских деталей осуществляют следующим образом.

На поверхность базовой детали 1 устанавливают жесткую раму 2 с упругими уплотнительными элементами 6 по контуру стыка. В проемах рамы формуют клеевую прослойку с нагретым металлическим порошком 3, выдерживают ее на открытой базовой детали до пластического состояния, после обкатыванием движущегося катка 4 по направлению рамы деформируют клеевую прослойку в заданный размер до полного отверждения. Перед формованием и деформацией клеевой прослойки с помощью винтов 5 регулируют положение рамы уровнями (не показаны). Усилие обкатки выбирают из условия Q (K/R)N,

где К - коэффициент трения качения, определяемый экспериментально для пластического и твердого состояния клеевой

прослойки по углу наклона площадки.

Способ сборки плоских деталей (фиг. 2) реализован при сборке двигателя 7 с редуктором 8. На базовой детали 1 сопрягаемую поверхность обезжиривают ацетоном, устанавливают раму 2 и достигают положения поверхности направляющей рамы с помощью уровней параллельно плоскости под редуктор. После этого, размещают в проемы рамы следующий клеевой состав, %: эпоксидная смола ЗД-20 100; железный порошок 50; отвердитель 10. Формуют по контуру проема рамы клеевой состав, причем масса состава может быть любой консистенции. Для ускорения затвердевания клеевого состава металлический порошок перед смешиванием нагревают до 40-50°С. После выдерживают клеевой состав на открытой поверхности базовой детали до пластического состояния в течение 2 ч (масса становится полутвердой) и с помощью катка из серого чугуна с цилиндрической полированной поверхностью деформируют клеевую прослойку обкатыванием. Обкатку производят в три прохода с перерывом в 1 ч. Избыток клеевого состава удаляют после первого прохода. При первом проходе сила в направлении движения катка в 1,5-1,7 раза больше, чем при втором и третьем. По истечении 4 ч на базовой детали получаются

твердые плоскости сопряжения клеевой прослойки заданного размера, на которые после извлечения рамы устанавливают двигатель.

При использовании предлагаемогоспособа сборки Г1ЛОСКИХ деталей по сравнению с прототипом повышается производительность труда за счет сокращения времени затвердевания клеевой прослойки в 5 раз, в клеевой прослойке отсутствуют воздушные

пузыри, усадка клеевой прослойки в направлении требуемого размера уменьшается в 6-7 раз за счет обкатки катком, прямолинейные образующие цилиндрической поверхности катка обеспечивают повышение

точности ориентации двигателя в пространстве (отклонение от плоскости составляет 0,05/1000-0,1/1000), графитовые включения в материале серого чугуна являются постоянно сцепленным разделительным слоем и

обеспечивают антиадгезионные свойства катка.

Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я 1. Способ сборки плоских деталей, при котором между сопрягаемыми деталями располагают клеевую прослойку, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения точности сборки, на первой из собираемых деталей размещают ограничительную раму с уплотнительными элементами, во внутреннюю полость которой вводят клей и произ водят его деформацию до отверждения путем обка.тки катком с изменяющимся от

2

прохода к проходу с усилием, после чего раму извлекают, при этом максимальное усилие обкатки выбирают из ус;ловия

Q (K/R)N,:

где Q - сила в направлении движения катка;

К - коэффициент трения качения при пластическом состоянии прослойки;

N - нормальная реакция отвеса катка;

R - радиус катка.

0

2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что, с целью сокращения времени сборки, в клеевую прослойку до ее отверждения вводят нагретый металлический порошок.

ФагЛ

Похожие патенты SU1710195A1

название год авторы номер документа
Способ сборки плоских деталей 1978
  • Осетров Владимир Григорьевич
  • Сибиряков Валентин Васильевич
  • Федоров Борис Федорович
SU816734A1
Способ склеивания металлических деталей 1986
  • Кербунов Юрий Владимирович
  • Ткаченко Леонид Георгиевич
  • Тронов Дмитрий Алексеевич
SU1381152A1
Головка для пластической обработки деталей 1990
  • Луговский Виктор Васильевич
  • Вахитов Ирек Фаатович
SU1729738A1
Способ восстановления изношенных шеек валов 1990
  • Юшков Виталий Владимирович
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
SU1734957A1
Способ склеивания обхватываемой и обхватывающей, преимущественно несимметричной в осевом направлении, деталей 1982
  • Блинов Николай Климентьевич
SU1104316A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ 2011
  • Гридин Геннадий Дмитриевич
  • Кузнецов Кирилл Анатольевич
RU2482372C2
СПОСОБ БЕЩЕКОВА ПОЛУЧЕНИЯ ТОРСИОННЫХ ФОРМОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ-ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ 1998
  • Бещеков В.Г.
  • Новоскольцев В.Н.
RU2147480C1
СПОСОБ БЕЩЕКОВА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЕЙ-ГЕНЕРАТОРОВ ВИХРЕВОГО ЭНЕРГОПОЛЯ 1998
  • Бещеков В.Г.
  • Новоскольцев В.Н.
RU2147958C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ОХВАТЫВАЮЩЕЙ И ОХВАТЫВАЕМОЙ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ КЛЕЯ 1987
  • Олевский В.А.
RU2019731C1
СПОСОБ СФЕРОДИНАМИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ПАРАМАГНИТНОМ МАТЕРИАЛЕ АВТОНОМНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МАССИВОВ С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМИ СТРУКТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫМИ ФЕРРОМАГНИТНЫМИ СВОЙСТВАМИ 1998
  • Бещеков В.Г.
  • Новоскольцев В.Н.
  • Панов А.Ф.
  • Евграфов И.В.
RU2130351C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 710 195 A1

Реферат патента 1992 года Способ сборки плоских деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для сборки, разъемных и подвижных соединений с обеспечением заданного размера между деталями. Цель изобретения - повышение точности сборки, сокращение времени сборки. Клеевую прослойку с нагретым металлическим порошком размещают на открытой поверхности базовой детали, формуют и выдерживают до пластического состояния, обкатыванием катка деформируют клеевую прослойку в заданный размер с изменяющимся от прохода к проходу усилием. После отверждения клеевого состава раму снимают, а на плоскость прослойки устанавливают сопрягаемую деталь. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 710 195 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1710195A1

Способ сборки плоских деталей 1978
  • Осетров Владимир Григорьевич
  • Сибиряков Валентин Васильевич
  • Федоров Борис Федорович
SU816734A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
Устройство для видения на расстоянии 1915
  • Горин Е.Е.
SU1982A1
^

SU 1 710 195 A1

Авторы

Осетров Владимир Григорьевич

Пичугин Иван Кузьмич

Юшков Виталий Владимирович

Даты

1992-02-07Публикация

1989-11-20Подача