Изобретение относится к ремонтным работам, в частности к способам восстановления изношенных поверхностей деталей типа валов.
Известен способ восстановления изношенных поверхностей деталей гипа валов, заключающийся в том, что на изношенную поверхность деталей наносят клей, устанавливают на него разрезное упругое кольцо, а в клей, находящийся в зоне стыка, вводят тканый материал, поджимают кольцо к детали и сваривают стыки между собой. Применение тканого теплостойкого материала исключает возможность приварки кольца к валу, прочность соединения кольца с валом обеспечивается в основном за счет клея.
Однако при восстановлении деталей известным способом снижается долговечность валов вследствие возникновения деформаций и напряжений от температурных сварочных воздействий, которые суммируются с накопленными в процессе эксплуатации повреждениями.
Целью изобретения является повышение долговечности валов после их восстановления в номинальных размерах.
Цель достигается тем, что после механической обработки изношенных шеек, нанесения клеевой композиции и прижатия ремонтных оболочек (разрезных упругих колец или полуколец) к шейкам, полученную сборку нагревают до температуры термического отпуска, а клеевую композицию используют с температурно-временным интервалом отверждения, совпадающим с температурно-временным интервалом отпуска.
В качестве клеевой композиции используют ударостойкие клеи горячего отверждения, температурно-временный интервал отверждения которых совпадает с температурно-временным интервалом термического отпуска, а также мелкодисперсные металлические порошки, например, меди или железа в качестве наполнителя Введение наполнителя повышает контактную жеЁ
XI CJ
ю ел
vj
сткость и теплопроводноость клеевого слоя. В качестве основы может быть рекомендован клей марки Т-73, который отверждается при 200-250°С в течение 2,5-3,0 ч.
Экспериментально установлено, что содержание клея и наполнителя должно быть в количестве 90 и 10 вес.ч. соответственно. Содержание наполнителя менее 10 вес.ч. не обеспечивает необходимых физико-механических свойств клеевого слоя, а более 10 вес.ч. приводит к увеличению усадочных напряжений, что снижает трещиностой- кость отвержденной клеевой прослойки.
Прочность клеевого соединения при сдвиге составляет, МПа: при 20°С - 18,0; 100°С-18,0; 150°С-17,0.
Ударная вязкость клеевой композиции составляет 140-150 Н -см/см2, что указывает на повышенную трещиностойкость от- вержденного клеевого слоя.
Способ осуществляют следующим образом.
Дефектные или изношенные шейки валов шлифуют в ремонтный размер. Изготавливают (подбирают) ремонтные оболочки, выдерживая размер таким образом, чтобы зазор между шейкой вала с внутренним диаметром полуколец был 0,02-0,05 мм (такой зазор обеспечивает повышенную прочность клеевого соединения). Сопрягаемые поверхности обезжиривают, наносят на них приготовленную клеевую композицию. На шейку устанавливают оболочки, закрепляют их хомутиками и помещают в электропечь при 200-250°С на 2,5-3,0 ч. Затем валы извлекают из печи, остужают до комнатной температуры, снимают хомуты и осуществляют шлифование шеек в номинальные размеры.
Температурно-временные режимы отверждения и термического отпуска совпадают, что способствует снижению остаточных напряжений, а следовательно, повышению долговечности валов.
В случае приварки стыков происходит суммирование технологических (сварочных) напряжений с эксплуатационными (накопленными) напряжениями. Для их уменьшения дополнительно проводят термическую обработку валов или обработку шеек методами ППД.
Составитель В,
Пример. Шейки коленчатого вала автомобиля ГАЗ-53, имеющие поверхностные дефекты или изношенные, шлифуют на круглошлифовальном станке: коренные
шейки до диаметрального размера 66,25, шатунные - до 56,25 мм. Изготавливают оболочки (полукольца) толщиной 2,2 мм. Обезжиривают сопрягаемые поверхности полуколец и шеек растворителем или бензином БР-1. После испарения жидкости на поверхность наносят клеевую композицию на основе клея Т-73. Устанавливают на шейки полукольца, стягивают их хомутиками. Собранный коленчатый вал помещают в
электрическую печь при 210±10° на 2,5 ч. Затем валы вынимают из печи, дают остыть до комнатной температуры, снимают хомутики и шлифуют шейки до номинальных размеров: коренные шейки 070-0,02, шатунные-060-0,02 мм.
Во избежание попадания композиции в масляные отверстия на шейках вала их заглушают технологическими пробками (металлическими или графитовыми), которые
перед шлифованием вынимаются.
Формула изобретения
1.Способ восстановления изношенных шеек валов, при котором производят механическую обработку изношенных шеек в
ремонтные размеры, наносят на их поверхность клеевую композицию, устанавливают разрезные ремонтные оболочки, прижимают их к шейкам и шлифуют в номинальный размер после отверждения клея, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью повышения долговечности валов, после прижатия ремонтных оболочек к шейкам полученную сборку подвергают термическому отпуску для снятия установленных напряжений, а
клеевую композицию используют с темпера- турно-временным интервалом отверждения, совпадающим с температурно-временным интервалом отпуска.
2.Способ по п.1,отличающийся тем, что клеевую композицию выполняют из
клея и мелкодисперсного металлического порошка, а отверждение осуществляют при 200-250°С в течение 2,5-3,0 ч.
3.Способ по п.2, отличающийся тем, что клеевую композицию выполняют из
клея Т-73 и мелкодисперсного порошка меди или железа. ков
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления коленчатых валов | 1991 |
|
SU1792817A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 2001 |
|
RU2235009C2 |
Способ восстановления шеек коленчатых валов путем приклеивания полукольцевых накладок | 2021 |
|
RU2766395C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА | 1991 |
|
RU2007287C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА | 2005 |
|
RU2319592C2 |
Способ восстановления коленчатых валов | 1991 |
|
SU1830327A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА | 2006 |
|
RU2337802C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА УПРОЧНЕННЫХ ИНДУКЦИОННОЙ ЗАКАЛКОЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2158191C1 |
Способ восстановления коленчатых валов | 1989 |
|
SU1636168A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА | 2009 |
|
RU2420386C2 |
Изобретение относится к ремонтным работам и используется при ремонте коленчатых и распределительных валов. Сущность изобретения: после мехобработки шеек на них устанавливают ремонтные оболочки на клеевой композиции. Затем вал подвергают отпуску. Температурно-времен- ной интервал отверждения клеевой компо- зии равен температурно-временному интервалу отпуска. 2 з.п.ф-лы.
Редактор О. Хрипта
Техред М.Моргентал
Заказ 1773ТиражПодписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Корректор Т. Малец
Способ восстановления изношенных поверхностей деталей типа валов | 1978 |
|
SU742095A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1992-05-23—Публикация
1990-11-21—Подача