Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым приводам ведущих звеньев машин и механизмов, преимущественно к трансмиссиям транспортных средств и машин-орудий.
Известна механическая трансмиссия транспортного средства с неповоротными колесами, содержащая передаточный ме анизм, включающий в себя коробку передач межбортовой дифференциал. механиз1мы поворота и цепные передачи.
Недостатками такой трансмиссии являются большая материалоемкость и сложность управления транспортным средством из-за необходимости применять в качестве механизма поворота двойной дифференциал, который, как известно, не обеспечивает устойчивого прямолинейного движения и требует периодического воздействия на управляющие элементы: кроме того, применение цепных передач, расположенных в вертикальной плоскости, накладывает дополнительные ограничения на компоновку11
параметры транспортного средства, в частности снижает проходимость.
Наиболее близкой к предлагаемой является гидростатическая трансмиссия транспортного средства с неповоротными колесами, содержащая передаточный механизм, включающий в себя ременную передачу, связанную с двигателем и расположенную в вертикальной плоскости, и гидрообьемные механизмы поворота, гидронасос каждого из которых соединен с ременной Передачей, а гидромотор - с ведущим звеном движителя через цепные передачи.
Данная трансмиссия обеспечивает лучшую управляемость транспортного средства, не требует применения дополнительное механизмам поворота межбортового дифференциала и коробки передач. Однако использование промежуточных передаточных механизмов типа цепных передач приводит к усложнению и дополнительным потерям мощности двигателя; расположение ременной и цепных передач в вертикальной плоскрсти уменьшает дорожный просвет, что ухудшает проходимость транспортного средства; данная трансмиссия может применяться только при Поперечном расположении двигателя, что снижает уровень ее унификации по отношению к трансмиссиям. допускаюш,им различное расположение двигателя.
Цель изобретения -.повышение эффективности трансмиссии путем повышения проходимости транспортного средства и Снижения его погрузочной высоты.
Поставленная цель достигается тем. что трансмиссия содержит передаточный механизм, включающий в себя пе|эедачу с бесконечным гибким элементом, ведущий вал которой кинематически связан с двигателем, и механизмы поворота ведущих звеньев движителя, выполнеиные в виде гидрообъемных . входной вал гидронасоса каждой из которых кинематически связан с соответствующим ведомым валом передачи с бесконечным элементом, а выходной вал гидромртора каждой из которых - с соответствующим ведущим звеном движителя, при этом передача с бесконечн{ 1м элементом расположена в плане транспортного средства, а число гидрообъемных механизмов поворота равно числу ведущих звеньев движителя, причем в каждом из гидрообъемных механизмов поворота, расположенных на одной из сторон транспортного средства, напорная и возвратная гидррлиния между гидронасосом и гидромотором заменены местами по отношению к местоположению указанных гидролиний у
гидрообъемных механизмов повороти, расположенных на противоположной стороне транспортного средства; один из ведомых валов передачи с бесконечным гибким элементом соединен с выходным валом двигателя посредством конической зубчатой передачи; передача с бесконечным гибким элементом выполнена в виде зубчатой ременной передачи.
При использовании предлагаемого технического решения сокращается число промежуточных передаточных механизмов (исключены цепные передачи); все мосты движителя можно выполнять разрезными с
соответствующим сокращением расхода материалов; упрощена компоновка транспортного средства, в частности можно значительно увеличить дорожный просвет при необходимости повышения проходимости
транспортного средства, либо снизить высоту пола кузова над дорогой при необходимости уменьшения погрузочной высоты (из-за отсутствия в центре транспортного средства каких-либо элементов трансмиссии); конструктивная схема трансмиссии реализуется при различных положениях двигателя (поперечном, продольном, в переднем свесе, в заднем свесе и так далее) с обеспечением при этом унификация ее составных частей (элементов зубчатой ременной передачи, механизмов поворота).
На фиг. 1 изображена принципиальная схема трансмиссии при продольном расположении двигателя, вид сверху; на фиг.
2 - то же, вид сзади; на фиг. 3 - вид А на фиг. t; на фиг. 4 - принципиальная схема трансмиссии при поперечном расположении двигателя, вид сверху; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4.
Трансмиссия транспортного средства содержит передаточный механизм, включающий в себя расположенную в плане транспортного средства передачу 1 с бесконечным гибким элементом 8 и механизмы 3 поворота ведущих звеньев 4 движителя. При этом механизмы 3 поворота выполнены в виде гидрообъемных передач. а их число равно числу ведущих звеньев 4 для обеспечения раздачи крутящего момента непосредственно по всем ведущим звеньям 4 движителя (фиг. 1 и 4). Передача 1 с бесконечным гибким элементом 2 может быть разных типов: зубчатой ременной, плоскоременной, цепной.клиноременной,тросовой и так далее.
На фигурах изображен передаточный механизм с зубчатой ременной передачей.
которая, совмещая в себе положительные свойства цепных, гладких ременных и клиноременных передач, достаточно дешева.
легка и технологична, имеет более высокий КПД (98%) и лучшие параметры, касающиеся его назначения.
Ведущий вал 5 зубчатой ременной передачи 1 посредством конической зубчатой передачи 6 и 7 соединен с выходным валом 8 двигателя 9 (фиг. 3). На валу 5 установлен ведущий зубчатый шкиа (колесо) 10 ремен ной передачи 1, который посредством приводного зубчатого ремня 2 связан (С ведомыми зубчатыми шкивами 11. Последние, в свою очередь , установлены на ведомых валах 12 (фиг. 2), Каждый из ведомых валов 12 ременной передачи 1 кинематически связан с входным валом гидронасоса 17 соответствующего гидрообъемного механизма 3 поворота.
Зубчатая ременная передача 1 снабжается соответствующими натяжными и направляющими элементами (не показаны).
Гидронасос 17 каждой гидрообьемной передачи 3 связан с гидромотором 18 посредством трубопроводов высокого давления (не показаны), включающий в себя напорную и возвратную гидролинии, наполняемые рабочей жидкостью посредством подпиточной гидролинии. Выходной вал 19 каждого гидромотора 18 приводит в движение соответствующее ведущее звено 4 движителя. При этом для обеспечения однонаправленного вращения ведущих звеньев 4 движителя на обеих сторонах транспортного средства применено свойства реверсивности гидрообъемных передач, которое обеспечивается простым поворотом соответствующего крана, в результате чего напорная и возвратная гидролинии меняются местами. Исходя из этого, в каждом из гидрообъемных механизмов 3 поворота, расположенных на одной из сторон транспортного средства (например, на правой стороне), напорная и возвратная гидролинии между гидронасосом 17 и гидромотором 18 заменены местами по отношению к местоположению указанных гидролиний а гидрообъемны( механизмах 3 поворота, расположенных на противоположной (левой) стороне транспортного средства.
Гидрообъемные механизмы 3 поворота могут быть выполнены по нераздельно-агрегатной схеме.(т.е. с гидронасосом 17, трубопроводами и гидромотором 18, размещенными в одном корпусе, как это изображено на фигурах) или по раздельноагрегатной схеме (гидронасос и гидррмотор размещены в разных корпусах).
При конструктивной схеме трансмиссии с поперечным расположением двигателя 9 (фиг. 4) ведущий вал 5 зубчатой ременной передачи 1 непосредственно соединен с входным валом гидронасоса 17 одного из механизмов 3 поворота, например с валом гидронасоса 17 правого переднего механизма 3 поворота (фиг. 1 и 5), т.е. 5 при данной конструктивной схеме ведущий вал 5 передачи 1 является одновременно одним из ее ведомых валов. Такое совмещение позволяет сократить на одну единицу число ведомых валов 12 и соответственно
0 ведомых шкивов 11 передачи 1 с бесконечным гибким элементом 2 (фиг. 4).
Трансмиссия работает следующим образом.
При продольном расположении двигателя 9 (фиг. J) крутящий момент от двигателя 9 через зубчатую ременную передачу 1 (ведущий вал 5 ведущий зубчатый шкив 10 приводной зубчатый ремень 2 - ведомые зубчатые шкивы 11 - ведомые валы 12)
0 передается на валы гидронасосов 17 механизмов 3 поворота, выходные валы 19 гидромоторов 18 которых приводят в движение (во вращение) ведущие звенья 4 движителя.
5 При поперечном расположении двигателя 9 (фиг. 4) крутящий момент ta входной вал одного из гидронасосов 17 (на фигурах правого переднего) передается, минуя ременную передачу 1 непосредственно с веду0 щего вала 5 последней.
Бесступенчатое регулирование передаточного числа при поворотах, движение вперед-назад и торможение транспортного средства осуществляется воздействием рулевого управления на гидростатические механизмы 3 поворота.
ч Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я
0 1. Трансмиссия транспортного средства, преимущественно с неповоротными ведущими звеньями движителя, содержащая передаточный механизм, включающий в себя передачу с бесконечным гибким элемен5 том, ведущий вал которой кинематически связан с двигателем, и механизмы поворота ведущих звеньев движителя выполненные в виде гидрообъемных передач, входной вал . гидронасоса каждой из которых кинематически связан с соответствующим ведомым валом передачи с бесконечным гибким эле- , ментом, а выходной вал гидромотора каждой гидрообъёмной передачи - с соответствующим ведущим звеном движителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности трансмиссии путем повышения проходимости транспортного средства и снижения его погрузочной высоты, передача с бесконечным гибким
элементом расположена в плане транспортного средства для обеспечения подачи крутящего момента на все ведущие звенья движителя по замкнутому контуру, а число гидрообьемных меэсанизмов поворота равно числу ведущих звеньев движителя, причем в каждом из гидрообъемных механизмов поворота, расположенных на одной из сторон транспортного средства, напорная и возвратная гидролинии между гидронасосом и гидромотором заменены местами по отношению к месторасположению указанных гидролиний у гидрообъемных механизмов поворота, расположенных на противоположной стороне транспортного средства, для обеспечения однонаправленного вращения ведущих звеньев движителя на обеих сторонах транспортного средства.
2.Трансмиссия по п. 1,отличающаяс я тем, что ведущий вал передачи с бесконечным гибким элементом является одновременно одним из ее ведомых валов.
3.Трансмиссия по пп, 1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что ведущий вал передачи с бесконечным гибким элементом соединен с выходным валом двигателя посредством конической зубчатой передами,
4.Трансмиссия по пп. 1-3, отличающ а я с я тем, что передача с бесконечным гибким элементом выполнена в виде зубчатой ременной передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1785922A1 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1990 |
|
SU1766759A1 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1989 |
|
SU1691207A1 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1717458A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
Трансмиссия транспортного средства | 1990 |
|
SU1712205A1 |
Устройство поворота транспортного средства | 1990 |
|
SU1733280A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU610689A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU598781A1 |
Изобретение относится к машинострое* нию. а именно к силовым приводам ведущих звеньев машин и механизмов, преимущественно к трансмиссиям транспортных средств и машин-орудий. Цейь - повышение эффективности трансмиссии путем повышения проходимости транспортного средства и снижения его погрузочной высоты. Трансмиссия содержит передаточный механизм, включающий в себя передачу с бесконечным гибким элементом 2, ведущий вал которой связан посредством конической передачи с выходным валом двигателя, и гидрообьёмные механизмы поворота, выполненные в виде гидрообьемных передач, входной вал гидронасоса 17 каждой из которых кинематически Связаны с соответствую^^ щим ведомым валом передачи 1. а выходной вал 19 гидромотора 18 каждого механизма поворота - с соответствующим ведущим звеном 4 движителя, причем передача расположена в плане транспортного средства, число механизмов поворота равно числу звеньев 4. Крутящий момент от двигателя через передачу 1 передается на входные валы гидронасосов 17 механизмов поворота, выходные валы гидромоторо1э 18 которых приводят в движение ведущие звенья 4 движителя. 3 з.п. ф-лы. 5 ил.
фиг.
i2 11 2
/7
19
11 n
/ y//////////////// dull №: I& Vue,3 j8
.
i//4 // 18 19
18
фиг Л ,, 9 8 r07
МБ
Физ,5
Чайковский И,П. | |||
Михайлов В.В | |||
Зарубежные малогабаритные автомобили- транспортеры | |||
Обзорная информация | |||
М.: ЦНИИТЭИавтопром | |||
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
с | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
фиг | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1990-05-14—Подача