Изобретение относится к металл гии, в частности к составу стали, которая мсщёт быть использована для изготовления, еложных по конфигурации литых деталей, $ке плуатируемых в условиях значител1 ных прочностных нагрузок и интенсивного изнашивания.
Цель изобретения - повышение литейно-технологических свойств, динамической прочности и износостойкости стали в условиях абразивного и фрикционного износа.
предлагаемую и известную стали вйплэвляли на однотипной базовой шихтеиндукционной печи в 200 кг с основной футеровкой для обеспечения идентичных .исходных концентраций примесей.
Химический состав сталей приведен в табл. 1. При 1570° С заливали трефовидные пробы по ГОСТ 977-75, которые после разрезки термообрабатывали по режиму: закалка от 880-900° С, выдержка 1 ч, охлаждение в воде, отпуск при 620-640° С, выдержка 2 ч, охлаждение в воде. Из лепестков трефовидных проб изготавливали образцы для изучения износостойкости и определения динамической прочности на гладких образцах и с концентратором напряжений. В последнем случае испытания на базе 10 циклов проводили на машине МУИ-бООО по ГОСТ 9880-65. Гладкие образцы I типа и образцы с концентратором (надрезом) IV типа изготовляли с диаметром
сечения в рабочей части и в надрезе 7,5 мм. Радиус дна надреза (о) принимали 0,5 мм, кдк наиболее близкий среднестатический размер литейных дефектов.
Одновременно с трефовидными пробами для исследования литейных свойств (исследования жидкотекучести) заливали специальные спиральные пробы, в которых металл поступал через специальную чашу, исключающую влияние ферростатического напора струи. Температуру заливаемого металла выбирал1« из учета реальных условий разливки такой стали и длительности в зависимости от веса и конфигурации заливаемых деталей. При кажДой температуре (1530.1550,1570,) от варианта заливали по одной спиралевидной пробе.
Склонноеть стали к горячим трещинам определяли на комплексной пробе Мехендзи-Самарйна по количеству и размеру трещин на радиальном участке. Относительный объём усадочной раковины (0 определяли на отгливках 6 виде усеченного конуса, изготовлявшихся в сухих формах из быстросохнувщей смеси на жидком стекле, в которых после заливки их металлом при 1570® G объем усадочных раковин (Урак) определялся заполнением их керосином. Значения V определяли отношением-гт 100%. Величи . .-; .. . отл- :
ну доперлитной литейной усадки {ед.п. ) определяли На специальной пробе с фиксированием после заливки величины усадки Образцове из Стали опытных вариантов в интервале температур от конца затвердевания до превращения у- а. Относительную износостойкость (е) изучали на машине МИШ в условиях трения-скольжения при постоянной нагрузке на фрикционных парах, выбранных с учетом реальных условий эксплуатации. Опытные Образцы{рэликй)из Сравниваемых сталей термообрабатывал по приведенному режиму, контртеяа(колодки) изготавливали из закаленной стали 45Х. Нагрузку выбирали из условия идентичности характера износа контактирующей поверхности образцов изношенным поверхностям деталей в эксплуатации: нагрузка 125 кГс, время испытаний 30 мин; скорость 200 об/мин. Значения е опредеАРляли по формуле Е х р (Д Рэ - износ
, о
эталона известной стали, АРо-износ опытного образца предлагаемой стали). Одновременно с основными испытаниями на
фрикционный износ на машине Х4-Б изучали износостойкость в условиях абразивного износа, которую определяли по приведенной формуле. Металлографические исследования проводили на оптическом микроскопе Неофот. .
Характеристики литейно-технологических и эксплуатационных свойств предлагаемой и известной сталей приведен в табл. 2 иЗ.
Применение предлагаемой стали взамен известной обеспечивает гарантированное получение качественных отливок сложной конфигурации и позволяет увеличить их трещиноустойчивость. Благодаря повышенным прочностным свойствам и износостойкоети предлагаемой стали изготовленные из нее литые детали обладают высокой зксплуатационной надежностью при сравнительно небольшой себестоимости. Изготовление таких ответственных отливок грузовых вагонов, например корпус поглощаю1уцвго а ппарата автосце пного уст ройства, клин фрикционного гасителя колебаний, пятник из предлагаемой стали, позволяет увеличить их срок службы и га рантированно эксплуатировать грузовые вагоны повышенной грузоподъёмности.
Фор My л а из о б ре те ни я Литейная сталь; содержащая углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, медь, никель, титан, алюминий, кальций, магний, железо, о т л и чаю щ а я с я тем, что, с целью повышения литейно-технологических свойств, динамической прочности и относительной износостойкости в условиях абразивного и фрикционного износа, она догюлнительно содержит азот при следующем соотношении компонентов, мае. %: Углерод0,,35
Кремний0,20-0;7а
Марганец , 1,1-1,6
Хром0,10-0,50
Ванадий0,02-0,09
Медь0,14-Ч),50
А))юминий0,02-0,08
Никель0,10-0,45
Кальций0,001-0,008
Титан0,,017
Магний0.0006-0,005
Азот0,006-0,025
ЖелезоОстальное
при условии, что отношение содержаний титана к содержанию азота составляет 0,52,0.
Химический состав сталей
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛИТАЯ ВЫСОКОМАРГАНЦЕВАЯ СТАЛЬ | 2007 |
|
RU2371509C2 |
Чугун | 1983 |
|
SU1125281A1 |
Коррозионностойкая сталь | 1990 |
|
SU1747532A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВКИ ДВУХСЛОЙНОЙ ЧУГУННОЙ ЦИЛИНДРОВОЙ ВТУЛКИ МЕТОДОМ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ЛИТЬЯ | 2020 |
|
RU2750302C1 |
Сталь | 1990 |
|
SU1721115A1 |
СПОСОБ ВНЕПЕЧНОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ | 2002 |
|
RU2215046C1 |
Сталь | 1990 |
|
SU1715880A1 |
Лигатура для чугуна | 1990 |
|
SU1705391A1 |
Инструментальная сталь | 1979 |
|
SU840187A1 |
Лигатура для чугуна | 1987 |
|
SU1468953A1 |
tjОШ 0,2t
8
0,30
Литейно-гвк1«9|К гичеЁкие свойства сталей
630
Иавест й 0,06 0,25 0,06
Таблица 2
1 ё«7йая
Характеристики динамической прочности и износостойкости сталей
Таблиц&З
Литейная сталь | 1989 |
|
SU1632972A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1917 |
|
SU26A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1989-04-27—Подача