Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин.
Известна планетарная коробка переач, содержащая корпус, входной и выходной валы, две муфты,; четыре тормоза; первый планетарный механизм, содержащий центральные колеса с наружными и внутренними зубьями, водило с сателлитами; второй планетарный механизм, содеращий центральные колеса с наружными и внутренними зубьями, водило с сателлитами; третий планетарный механизм, содеращий два центральных колеса с наружными зубьями, одно центральное коесо с внутренними зубьями и водило со сцепленными сателлитами.
Недостатком известйой планетарной коробки передач является то, что относи- ельные угловые скорости сателлитов на первой и второй передачах превышают допустимые значения почти в 1,5 раза, что приводит к ухудшению ее динамической характеристики.
Цель изобретения - улучшение динамиеской характеристики планетарной коробки передач за счет снижения частоты вращения сателлитов.
Указанная цель достигается тем, что планетарная коробка передач снабжена уфтой свободного хода, установленной в центральном колесе с внутренними зубьями первого планетарного механизма и связанной с входным валом коробки передач и с центральным колесом с наружными зубьями второго планетарного механизма, а через муфту - с водилом второго планетарного механизма и с центральным колесом с внутренними зубьями третьего планетарного механизма и через другую муфту - с водилом третьего планетарного механизма и с выходным валом планетарной коробки передач.
При введении муфты свободного хода в предлагаемую планетарную коробку передач в указанной связи с остальными элементами схемы снижаются абсолютные и относительные скорости всех звеньев планетарной коробки передач на всех передачах и во всем диапазоне изменения передаточных чисел, что позволяет тем самым значительно улучшить ее кинематическую характеристику и, как следствие, улучшить ее динамическую характеристику.
Изобретение поясняется схемой силового потока (фиг. 1) и кинематической схемой (фиг, 2).
Планетарная коробка передач (фиг. 2) содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3
валы,.две муфты 4 и 5, четыре тормоза 6-9, первый планетарный механизм, содержащий центральное колесо 10 с наружными зубьями, центральное колесо 11 с внутренними зубьями и установленную в нем муфту свободного хода 12, водило 13 с сателлитами 14, второй планетарный механизм, содержащий центральное колесо 15 с наружными зубьями, центральное колесо 16
с внутренними зубьями, водило 17 с сателлитами 18, третий планетарный механизм, содержащий два центральных колеса 19 и 20 с наружными зубьями, центральное колесо 21 с внутренними зубьями, водило 22 с
сателлитами 23 и 24.
Муфта свободного хода 12, установленная в центральном колесе 11с внутренними зубьями первого планетарного механизма, связана с входным валом 2 коробки передач
и с центральным колесом 15 с наружными зубьями второго планетарного механизма, а. через муфту 4 - с водилом 17 второго планетарного механизма и с центральным колесом 21 - с внутренними зубьями третьего
планетарного механизма и через муфту 5 - с водилом 22 третьего планетарного механизма и с выходным валом 3 планетарной коробки передач.
Центральное колесо 10 и водило 13 первого планетарного механизма связаны соот- ветств енно с тормозами 6 и 7, а центральные колеса 19 и 20 третьего планетарного механизма - с тормозами 8 и 9. входной вал 2 соединен с муфтой свободно-,
го хода 12, а через нее - с центральным колесом 11с внутренними зубьями первого планетарного механизма, а через муфту 4 с водилом 1.7 первого планетарного механизма и с центральным колесом 21с внутренними зубьями третьего планетарного механизма; центральное колесо 16 с внутренними зубьями второго планетарного ме- ханизма связано с тормозом 7 и водилом 13 первого планетарного механизма, а водило 17 второго планетарного механизма- с центральным колесом 21 с внутренними зубьями третьего планетарного механизма и через муфту 5 - с водилом 22 третьего планетарного механизма и с выходным валом 3
коробки передач.
Планетарная коробка передач работает
следующим образом.
При включении муфт и тормозов (таблица)
звенья планетарных механизмов соеди- i
няются в определенную для каждой передачи кинематическую схему, в результате чего вращение от входного вала 2 планетарной коробки передач к выходному валу 3 передается с соответствующим этой схеме передаточным отношением.
Как видно из таблицы (фиг. 1, 2), центральное колесо 11 с внутренними зубьями первого планетарного механизма является рабочим только на третьей и пятой передачах при включении муфты свободного хода 12. На остальных передачах оно холостое.
Если одновременно включены тормоза
6и 7, то первый планетарный механизм холостой и муфта свободного хода выключена; если же включен один тормоз 6, а тормоз
7выключен, то первый планетарный механизм рабочий и муфта свободного хода включена. Как следует из схемы силового потока фиг. 1 и кинематической схемы фиг.
2, второй планетарный механизм (б) всегда рабочий, так как он передает силовой поток на выходной вал на всех передачах. Но если выключен тормоз 7, то поток водила перво го планетарного механизма будет рабочим, а следовательно, рабочим будет и поток центрального колеса 11 с внутренними зубьями первого планетарного механизма. Отсюда следует, что муфта свободного хода будет включена.
Применение в планетарной коробке пе- редач муфты свободного хода позволяет значительно улучшить ее динамическую характеристику.
Полная реализация в планетарной коробке передач заданных тяговым расчетом передаточных чисел обеспечит транспортным средствам улучшение их тягово-скоро- стных свойств и повысит их производительность. Кроме того, применение предлагаемой планетарной коробки пе- редач позволит решить проблему
унификации и стандартизации этого важного агрегата трансмиссии, облегчит эксплуатацию и ремонт автомобильной техники, организацию снабжения автомобильным имуществом/подготовку водительского состава и даст экономический эффект. Формула изобретения Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, четыре тормоза и две муфты, три планетарных ряда, из которых два включают каждый по два центральных колеса, одно с наружными, другое с внутренними зубьями, и водило с сателлитами, третий - два центральных колеса с наружными зубьями, одно - с внутренними зубьями, и водило с сопряженными сателлитами, входной вал соединен с центральным колесом с наружными зубьями второго ряда и через первую муфту с водилом второго ряда и центральным колесом с внутренними зубьями третьего ряда, последнее через вторую муфту и водило третьего ряда соединено с выходным валом, центральные колеса с наружными зубьями первого и третьего рядов и центральное колесо с внутренними зубьями второго ряда соединены с тормозами, а водило первого ряда связано с центральным колесом с внутренними зубьями второго ряда, отличающаяся тем, что, с целью улучшения динамических характеристик коробки за счет снижения частоты вращения сателлитов, она снабжена муфтой свободного хода, установленной между входным валом и центральным колесом с внутренними зубьями первого ряда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1796813A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1670248A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1728555A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716220A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1730490A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1698538A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2097624C1 |
Планетарная коробка передач | 1986 |
|
SU1388629A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1726871A1 |
Планетарная коробка передач | 1982 |
|
SU1196568A1 |
Изобретение относится к транспортно му машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин. Целью изобретения является улучшение динамической характеристики планетарной коробки передач за счет снижения частоты вращения сателлитов. Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, две муфты 4 и 5, четыре тормоза 6, 7, 8 и 9, первый планетарный механизм, содержащий центральное колесо 11с внутренними зубьями с установленной в нем муфтой 12 свободного хода, центральное колесо 10с наружными зубьями и водило 13 с сателлитами 14; второй планетарный механизм, содержащий центральные колеса 15 и 16 с наружными и внутренними зубьями и водило 17 с сателлитами 18; третий планетарный механизм, содержащий два центральных колеса 19 и 20 с наружными зубьями, одно центральное колесо 21с внутренними зубьями и водило 22 с сателлитами 23 и 24. Коробка передач обеспечивает шесть передач переднего и одну передачу заднего хода. 2 ил, 1 табл.
Примечание; i 1 1, 2 -1,50,- i ,44-5,88; J ,2-1,72.
6 ЛЫ/S
4&&
ф
Т S IMS
Фиг.1
Планетарная коробка передач | 1987 |
|
SU1567827A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-02-28—Публикация
1989-12-11—Подача