Способ изготовления поршня двигателя внутреннго сгорания Советский патент 1992 года по МПК B21K1/18 B23P15/10 

Описание патента на изобретение SU1722677A1

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству поршней двигателей внутреннего сгорания.

Известны способы производства поршней методом штамповки нагретой литой заготовки из алюминиевого сплава.

Поршни, изготовленные этими способами, обладают хорошими прочностными характеристиками, но также и высокой теплопроводностью, что нежелательно в силу того, что поршень работает при повышенных температурах; недостаточна также износостойкость юбки поршней.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ изготовления поршня двигателя внутреннего .сгорания, включающий получение литой заготовки поршня из алюминиевого сплава, ее нагрев до 480-500°С и дальнейшую штамповку.

Этот поршень обладает достаточно высокими прочностными характеристиками, но также высокой теплопроводностью и недостаточной износостойкостью. К тому же, в силу специфики работы поршня, когда различные его зоны подвергаются разного рода воздействиям, желательно иметь поршень, обладающий повышенной жаропрочностью и низкой теплопроводностью днища и зоны канавок под поршневые кольца, а также повышенной износостойкостью юбочной части,

Цель изобретения - достижение повышенной жаропрочности и низкой теплопроводности днища поршня и зоны канавок под поршневые кольца, повышенной износостойкости юбки.

Указанная цель достигается тем, что литую заготовку поршня изготавливают пори- стой с послойной дифференцированной пористостью: 1-й слой - днище - с пористостью 80-85%, 2-й слой - зона канавок под поршневые кольца - с пористостью 70- 75%, 3-й слой - юбка - с пористостью 60- 65%.

Формирование пористых слоев осуществляется путем послойной (в 3 слоя) засыпки в пресс-форму нагретого порообразователя, последовательного уп- лотнения слоев, заливки алюминиевым сплавом и удаления порообразователя из отливки с помощью растворителя после ее затвердевания, Причем в слои порообразователя перед уплотнением добавляют дис- персный наполнитель: в 1-й и 2-й слои, формирующие соответственно днище поршня и зону канавок под поршневые кольца, - оксид кремния SiOa в количестве 4-6 об.%; в 3-й слой, формирующий юбоч- ную часть - графит в количестве 5-7 об.%.

Полученную пористую заготовку нагревают до 430-435°С (при температуре свыше 427°С высококремнистый алюминиевый сплав приобретает сверхпластичность, что объясняют коагуляцией кремния), помещают в матрицу и штампуют.

Изобретение позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики поршня; тем самым повышаются надеж- ность работы поршня и срок его службы,

По предлагаемому способу изготовлены поршни с различной пористостью зон .заготовки и различным содержанием наполнителя в порообразователе. Для изготовления заготовок поршней используют порообра- зователь фракции 50-200 мкм.

Каждый поршень получают следующим образом.

Порообразователь засыпают в 2 поддо- на, в один из которых добавляют оксид кремния SiOa фракции 50-80 мкм к количестве 5%, в другой - графит фракции 50-80 мкм в количестве 6% (для поршня, имеющего пористость 1-й, 2-й и 3-й зон за- готовки 80,70 и 60% соответственно, содержание наполнителей варьируют: Si02 - в интервале 2-8%, графита - в интервале 3- 9%), тщательно перемешивают содержимое поддонов. Оба поддона помещают в печь и нагревают их содержимое до 600°С, снова перемешивают и доводят нагрев до 650°С.

Затем нагретый порообразовательс наполнителем засыпают послойно в пресс- форму: 1-й слой - на высоту, равную высоте

днища заготовки поршня; 2-й слой - на высоту, равную высоте зоны канавок под поршневые кольца заготовки; 3-й слой - на высоту, равную высоте юбочной части заготовки поршня. Каждый слой после засыпки уплотняют до достижения заданной пористости, 1-й и 2-й слои порообразователя содержат оксид кремния. 3-й слой - графит. Высоты слоев порообразователя и величины давления прессования порообразователя рассчитывают, исходя из конструктивных размеров поршня и заданной пористости зон заготовки поршня.

Затем в пресс-форму вливают нагретый до 750°С алюминиевый сплав, содержащий 23% кремния. После затвердевания и охлаждения отливку извлекают из формы и подвергают экстрагированию - удалению порообразователя с помощью растворителя (горячей воды).

Полученную пористую заготовку нагревают до 434°С, помещают в матрицу и подвергают штамповке, в результате которой закрываются поры - получают поршень двигателя внутреннего сгорания. Из зон поршня вырезают образцы и подвергают испытаниям.

Свойства поршня представлены в таблице. Для сравнения в этой же таблице представлены свойства поршня, изготовленного по способу-прототипу.

Днище поршня и зона канавок под поршневые кольца приобретают высокую жаропрочность и низкую теплопроводность, что объясняется следующим. Во-первых, высокая пористость заготовки обуславливает наличие развитой поверхности металла, на которой при нагреве перед штамповкой образуется пленка , способствующая по- вышению жаропрочности и снижению теплопроводности (температура плавления А120з - 2500°С, коэффициент теплопроводности - 30 Вт/м К; для сравнения эти же величины для алюминиевого сплава соответственно равны приблизительно 600- 620°С и 140-150 Вт/м К). Во-вторых, большая пористость и малый размер пор (50-200 мкм) обуславливают малые толщины стенок металлического каркаса и вследствие этого малый размер зерен кремния (1/4 размера пор, т.е. 15-50 мкм), содержащегося в сплаве в количестве 20-25%, что также способствует повышению прочности указанных зон. В-третьих, повышению прочности и снижению теплопроводности способствуют частицы оксида кремния размерами 50-80 мкм, которые перед заливкой металлом находятся в порообразователе, а после удаления последнего из отливки остаются в металле (температура плавления и

коэффициент теплопроводности оксида кремния составляют соответственно 1710°Си2 Вт/мК.

Графит, добавляемый в слой порообра- зователя, формирующий юбку поршня, после заливки металлом остается в нем и действует как смазка. В результате эта часть поршня, работающая в условиях интенсивного трения, приобретает высокие антифрикционные свойства.

Формула изобрет е-н и я 1. Способ изготовления поршня двигателя внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов, заключающийся в изготовлении литой заготовки, ее нагреве и последующей штамповке, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества готового изделия, литую заготовку изготавливают с послойнойдифференцированной

0

5

П

пористостью, а именно: 1 слой - днище - с пористостью 80-85%, 2 слой - зона канавок под поршневые кольца - 70-75%, 3 слой - юбка поршня - 60-65%, причем нагрев пористой заготовки под штамповку осуществляют до 430-435°С.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что пористые слои заготовки формируют путем поочередной засыпки и уплотнения в пресс-форме нагретого порообразователя каждого из слоев, которые затем заливают алюминиевым сплавом и удаляют порообразователь из отливки после ее затвердевания, причем первый и второй слои порообразователя содержат дисперсный оксид кремния S102 в количестве 4-6 об.% от порообразователя каждого слоя, третий слой - графит 5-7 об.% от порообразователя слоя.

Похожие патенты SU1722677A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Кайбышев О.А.
  • Трифонов В.Г.
RU2176943C2
Способ изготовления поршня с нирезистовой вставкой методом изотермической штамповки и литьем под давлением 2023
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2806416C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бураков Ю.В.
  • Мягков Л.Л.
  • Панин В.И.
  • Романова В.С.
RU2116487C1
ПОРОШКОВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2012
  • Шалунов Евгений Петрович
  • Архипов Иван Владимирович
RU2509817C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2001
  • Гордеев С.К.
  • Денисов Л.Ю.
  • Абрамов А.А.
  • Платонов В.Н.
RU2205970C2
БЫСТРОЗАКРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ 2011
  • Конкевич Валентин Юрьевич
  • Лебедева Татьяна Ивановна
  • Тарануха Галина Владимировна
RU2468105C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИМИ ВСТАВКАМИ 2009
  • Баранов Леонид Иванович
  • Белоусов Игорь Яковлевич
  • Сапрыкин Анатолий Александрович
  • Сивак Борис Александрович
  • Шляхина Надежда Арсентьевна
RU2402413C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕПЛОПРОВОДНОГО АЛЮМИНИЙ-ГРАФИТОВОГО КОМПОЗИТА 2020
  • Козлов Дмитрий Владимирович
  • Потапов Сергей Николаевич
RU2754225C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЗАГОТОВОК ИЗ БЫСТРОЗАКРИСТАЛЛИЗОВАННЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2011
  • Конкевич Валентин Юрьевич
  • Лебедева Татьяна Ивановна
  • Бочвар Сергей Георгиевич
RU2467830C1

Реферат патента 1992 года Способ изготовления поршня двигателя внутреннго сгорания

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству поршней двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - улучшение качества готового изделия. Способ заключается в изготовлении пористой литой заготовки, получаемой в результате формирования пористых слоев: 1-й слой - днище - с пористостью 80-85%; 2-й слой - зона канавок под поршневые кольца - 70-75%; 3-й слой - юбка 60-65%, путем засыпки в пресс-форму нагретого по- рообразователя и последовательного уплотнения слоев, заливки алюминиевым сплавом и удаления порообразователя из отливки с помощью растворителя после ее затвердевания. Причем в слои перед уплотнением добавляется дисперсный накопитель: в 1-й и 2-й слои - оксид кремния (Si02) в количестве 4-6% от объема преобразователя слоя; в 3-й слой - графит - 5-7% от объема порообразователя слоя. Полученную отливку нагревают до 430-435°С и штампуют. 1 з.п.ф-лы, 1 табл, сл с

Формула изобретения SU 1 722 677 A1

10 342 360 3S7 350 365 31 322 360 380 378 353 375 316

153 171 190 180 170 184 148 140 147 170 164 150 172 150 - 7 35 32 33 32 30 31 5 ЗЭ 37 38 37 38 35

0,25 0,

0,01В 0,

326

138

142

0,25 0,26 0,21 0,20 0,21 0,22 0,22 0,4

0,01В 0,02 0,015 0,014 0,015 0,014 0,015 0,1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1722677A1

Калпин Ю.Г., Бершман Г.Б и др
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1

SU 1 722 677 A1

Авторы

Швецов Евгений Ерминингельдович

Фурман Евгений Львович

Хлынов Вадим Владимирович

Барышников Михаил Юрьевич

Фатхулин Ринат Харисянович

Казанцев Сергей Павлович

Сержантов Евгений Павлович

Козырев Сергей Петрович

Писаревская Инна Аркадьевна

Даты

1992-03-30Публикация

1989-07-11Подача