Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам свободного хода, и может быть использовано в импульсных вариаторах, приводах стартеров и т.д.
Известен храповой механизм свободного хода, содержащий концентричные обойму и храповик, подпружиненные к храповику собачки с осями, замкнутый шарнирный многозвенник, расположенный между обоймой и храповиком. Оси собачек совмещены с шарнирами много- звенника и подпружинены относительно обоймы, а многозвенник связан с обоймой двумя тягами, шарнирно соединенными с обоймой и диаметрально противоположными шарнирами многозвенника.
, Известен также храповый механизм свободного хода, содержащий концентрич- ные обойму с пазами и храповик, размещенные в обойме равномерно по окружности подвижные опоры, подпружиненные к храповику собачки с осями, упругий элемент, выполненный в виде резинового кольца. Ось каждой собачки расположена в пазу обоймы и поджата закрепленной на обойме пружиной к соответствующей подвижной опоре, а упругое резиновое кольцо расположено в замкнутом объеме между обоймой и подвижными опорами.
Наиболее близким к предлагаемому является храповый механизм свободного хода, содержащий концентрично расположенные храповое колесо и обойму с пазами в ее торцовых стенках, упругое опорное кольцо, расположенное в обойме, подпружиненные к храповому колесу собачки, расположенные в контакте с опорным кольцом, упругие сектора и два упругих кольца. Оси собачек расположены в пазах обоймы и охвачены опорным кольцом. Упругие кольца находятся по обе стороны собачек с радиальным относительно опорного кольца зазором и прижимают к нему оси собачек. Упругие сектора размещены равномерно по окружности между обоймой и опорным кольцом.
Упругое опорное кольцо будет испытывать значительные растягивающие нагрузки усталостного характера. В то же время оно должно иметь малое поперечное сечение так как для работы механизма важно, чтобы опорное кольцо было достаточно гибким. Следовательно, упругое опорное кольцо будет ненадежным элементом и обусловит недостаточную долговечность механизма. Кроме того, рабочее усилие в механизме передается через контакт осей собачек с пазами обоймы. Не менее нагружено место контакта осей собачек и опорного кольца, Между тем связь в этих местах
осуществляется высшей кинематической парой, т.е. контакт происходит по линии. В условиях значительных передаваемых усилий и интенсивного трения неизбежен износ осей собачек, пазов обоймы и опорного кольца, что также обусловит недостаточную долговечность и надежность механизма.
Целью изобретения является повышение долговечности и надежности храпового
0 механизма свободного хода.
Поставленная цель достигается тем, что храповой механизм свободного хода, содержащий концентрично расположенные храповое колесо и обойму с пазами в ее
5 торцовых стенках, опорное кольцо, расположенное в обойме, подпружиненные к храповому колесу собачки, расположенные в контакте с опорным кольцом, и упругие сектора, размещенные равномерно по окруж0 ности между обоймой и опорным кольцом, снабжен осью, на концах которой выполнено по одной лыске, обе лыски расположены в одной плоскости, опорное кольцо выполнено жестким, а пазы в обойме расположе5 ны радиально, собачки шарнирно установлены в опорном кольце, ось своей центральной частью установлена в опорном кольце с возможностью вращения, а ее концы размещены с возможностью перемеще0 ния в пазах обоймы в контакте их лысок с плоскими поверхностями пазов, обращенными в одну сторону с рабочими поверхностями храповых зубьев.
На фиг. 1 изображен предлагаемый хра5 повой механизм; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Механизм свободного хода содержит концентрично расположенные храповое колесо 1 и обойму 2, опорное кольцо 3, распо1
0 ложенное в обойме 2, упругие сектора 4, расположенные междуобоймой 2 и опорным кольцом 3 равномерно по окружности, собачки 5, установленное в опорном кольце 3 с возможностью поворота на осях 6 и
5 поджатые к храповому колесу 1 пружинами 7, ось 8,центральная часть которой установлена в опорном кольце 3 с возможностью вращения, а концы - имеют по одной лыске и вставлены с возможностью перемещения
0 в радиальные пазы 9 обоймы 2, причем поверхности 10 лысок параллельны друг другу и контактируют с плоскими поверхностями пазов 9, обращенными в одну сторону с рабочими поверхностями храповых зубьев.
5 Такое выполнение конструкции храпового механизма свободного хода обеспечивает возможность перемещения опорного кольца 3 относительно обоймы 2 - небольшой поворот вокруг оси 8 и перемещение вдоль радиальных пазов 9 обоймы 2,
Механизм работает следующим образом.
При заклинивании одна из собачек 5 первой войдет в зацепление с зубом храпового колеса 1. После этого под действием усилия со стороны храпового колеса 1 опорное кольцо 3 начнет смещаться относительно обоймы 2, а следовательно, относительно храпового колеса 1. Вместе с опорным кольцом 3 относительно храпового колеса 1 будут перемещаться и собачки 5 до тех пор/пока еще две собачки 5 не войдут в зацепление. После этого произойдет передача крутящего момента. Таким образом, при заклинивании механизма свободного хода произойдет самоустановка собачек 5 за счет подвижности опорного кольца 3. Крутящий момент будет передаваться тремя собачками 5 с храпового колеса 1 на опорное кольцо 3 и с опорного кольца через ось 8 и пазы 9 на обойму 2. Ведущим элементом может быть и обойма. Упругие сектора 4 служат для возврата опорного кольца 3 в исходное концентричное обойме 2 положение во время свободного хода. Плоские поверхности 10 на оси 8 обеспечивают передачу крутящего момента с опорного кольца 3 на обойму 2 низшей кинематической парой, а также фиксируют ось 8 от выпадания из отверстия опорного кольца 3.
Использование изобретения позволит увеличить надежность и долговечность храпового механизма свободного хода.
Формула изобретения
Храповой механизм свободного хода, содержащий концентрично расположенные храповое колесо и обойму с пазами в ее
торцовых стенках, опорное кольцо, расположенное в обойме, подпружиненные к храповому колесу собачки, расположенные в контакте с опорным кольцом, и упругие сектора, размещенные равномерно по окружности между обоймой и опорным кольцом, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности, он снабжен осью, на концах которой выполнено по одной лыске, обе лыски расположены
в одной плоскости, опорное кольцо выполнено жестким, а пазы в обойме расположены радиально, собачки шарнирно установлены в опорном кольце, ось своей центральной частью установлена в опорном
кольце с возможностью вращения, а ее концы размещены с возможностью перемещения в пазах обоймы в контакте их лысок с плоскими поверхностями пазов, обращенными в одну сторону с рабочими поверхностями храповых зубьев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 1991 |
|
RU2008542C1 |
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2002 |
|
RU2221943C2 |
ХРАПОВЫЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2008 |
|
RU2382249C2 |
Храповой механизм свободного хода | 1981 |
|
SU1027448A1 |
Храповый механизм свободного хода | 1985 |
|
SU1323786A1 |
Храповой механизм свободного хода | 1983 |
|
SU1089317A1 |
ХРАПОВЫЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 1997 |
|
RU2119601C1 |
Храповой механизм свободного хода | 1984 |
|
SU1200029A1 |
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 1997 |
|
RU2138707C1 |
ХРАПОВЫЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2009 |
|
RU2398144C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может быть использовано в импульсных вариаторах, приводах стартеров и т.п. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности храпового механизма. Опорное кольцо 3 механизма выполнено жестким и связано с ведомой обоймой 2 через ось 8. Ось 8 на концах имеет лыски, поверхности 10 которых параллельны друг другу. Концы оси 8 установлены в пазах 9 с возможностью радиального перемещения, а центральная часть оси 8 размещается в кольце 3 с возможностью вращения. При зацеплении одной из собачек 5 с зубом храпового колеса 1 кольцо 3 начинает перемещаться относительно последнего, а также относительно обоймы 2 до тех пор, пока еще несколько собачек 5 не войдут в зацепление с храповым колесом 1. Ось 8, концы которой размещены в пазах 9, обеспечивает перемещение кольца 3 и, следовательно, самоустановку собачек 5, Плоские поверхности 10 оси 8 и пазов 9 обеспечивают передачу крутящего момента. Таким образом достигается повышение долговечности и надежности механизма. 2 ил. w Ё
Храповой механизм свободного хода | 1983 |
|
SU1089317A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1989-11-21—Подача