Способ управления шаговым двигателем Советский патент 1992 года по МПК H02P8/00 

Описание патента на изобретение SU1723653A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для вращательного перемещения подвижного элемента, а также в позиционных устройствах, требующих совмещения перемещения поданного элемента в аксиальном направлении с его вращением вокруг продольной оси двигателя и осуществления точного останова рабочего органа.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем реализации режима вращательного движения.

На фиг. 1 схематически показан электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2-7 - развертка магнитной системы двигателя, в различных положениях ротора (ось параллельна продольной оси двигателя); на фиг. 8 - функциональная схема устройства управления двигателем.

Шаговый двигатель (фиг. 1) содержит статор 1, состоящий из отдельных магнито- проводов, полюса которых охвачены катушками многофазной обмотки 2 с числом фаз,

кратным числу магнитопроводов статора 1, и вторичный элемент 3, состоящий из отдельных магнитопроводов. На полюсах вторичного элемента 3 и статора 1 выполнены зубцы, причем зубцы на полюсах статора 3 смещены по отношению к зубцам смежных полюсов на постоянную величину в осевом направлении.

Способ управления шаговым двигателем заключается в следующем.

Для реализации режима вращательного движения включают попарно обмотки полюсов, расстояние между которыми по окружности равно половине полюсного деления.

Допустим, что в некоторый момент времени к источнику напряжения подключены полюса первой фазной обмотки статора 1 шагового электродвигателя. Усилие взаим-. ного притяжения возбужденных полюсов первой фазной обмотки статора 1 и зубцов вторичного элемента 3 приводит к их совмещению (на фиг. 2 приведена развертка магнитной системы двигателя, которая илСО

С

4

hO СО

о ел со

люстрирует данный случай, зубцы полюсов вторичного элемента 3 заштрихованы). В следующий момент времени осуществляется переключение фазных обмоток статора 1, а именно отключение первой фазной обмот- ки статора 1 и подключение второй. В результате этого происходит совмещение зубцов вторичного элемента 3 с зубцами второй фазной обмотки статора 1, т.е. осуществляется перемещение вторичного эле- мента 3 в новое фиксированное положение. На фиг. 3 приведена развертка магнитной системы двигателя для данного случая, т.е. совмещение зубцов второй фазной обмотки статора 1 с зубцами соответствующего по- люса вторичного элемента 3.

Из фиг. 2 и 3 видно, что перемещение вторичного элемента 3 в новое фиксированное положение является суммой перемещений по двум взаимно перпендикулярным направлениям (т.е. по осям X и Y). Развертка магнитной системы двигателя, приведенная на фиг. 3, получена путем смещения зубцов вторичного элемента 3 (начальное положение на фиг. 2) по оси Y вниз и по оси X вправо до их совмещения с зубцами второй фазной обмотки статора 1.

Таким образом, вторичный элемент 3 в результате перемещения в новое форсированное положение совершил некоторое по- ступательное движение (движение по оси Y), направление которого совпадает с продольной осью вала двигателя, и некоторое вращательное движение (движение по оси X), направление которого перпендикулярно продольной оси вала двигателя.

В следующий момент времени происходит очередное переключение фаз, в результате которого к источнику напряжения подключается третья фазная обмотка стато- ра 1, На фиг. 3 нетрудно видеть, что для перемещения в новое фиксированное положение (по совмещению зубцов третьей фазной обмотки статора 1 с зубцами соответствующего полюса вторичного элемента 3) вторичный элемент сохраняет прежними направления движения по осям X и Y.

На фиг. 4 приведена развертка магнитной системы двигателя, зафиксированная в момент времени, когда к источнику напря- жения вновь подключена первая фазная обмотка статора 1, т.е. вторичный элемент 3 совершил оборот на 180° вокруг продольной оси вала двигателя. В этот момент времени вторичный элемент 3 .находится в противоположном крайнем положении вдоль оси Y. При следующем переключении фаз статора 1 вторичный элемент 3 совершает движение по оси Y вверх и по оси X вправо до совмещения зубцов соответствующего полюса вторичного элемента 3 с зубцами второй фазной обмотки статора 1 (на фиг. 5 приведена развертка магнитной системы двигателя, зафиксированная в новом фиксированном положении).

Таким образом, при поочередном подключении катушек фаз обмоток статора вторичный элемент 3 совершает одновременное вращательное и возвратно-поступательное движение. Изменение направления переключения фаз статора 1 на противоположное обеспечивает реверс вала двигателя как в направлении вращательного, так и в направлении возвратно-поступательного движения.

При парной системе коммутации катушек фаз многофазной обмотки статора 1 1,5-2,6- 3,7-4,8-1,5 обеспечивается перемещение вторичного элемента 3 только в направлении вращения, так как при данной системе коммутации фаз одновременно включаемые фазы создают равные и противоположно направленны з усилия в осевом направлении (по оси Y), т.е. при таком включении фаз осуществляется взаимная компенсация усилий, содава- емых включенными фазами в направлении, совпадающем с продольной осью вала двигателя. Работа двигателя в таком режиме вращения иллюстрируется схемами развертки магнитной системы двигателя, приведенными на фиг, 2 (к источнику напряжения подключены фазы 1,5 статора 1), на фиг. 6 (к источнику напряжения подключены фазы 2,6 статора 1) и на фиг. 7 (к источнику напряжения подключены фазы 3,7 статора 1).

Устройство управления двигателем, реализующее предлагаемый способ (фиг. 8), содержит шаговый двигатель 4, два сдвиговых регистра 5, 6, выходы которых соединены с выходами блока совпадения 7, выходы которого соединены через многоканальный усилитель мощности 8 с фазами шагового двигателя 4.

Устройство управления двигателем (фиг. 8) работает следующим образом.

На тактовые входы сдвиговых регистров 5 и 6 поступают импульсы управления ty, осуществляя сдвиг данных на их входах. Данные, загруженные в сдвиговые регистры 5 и 6, соответствуют режимам работы шагового двигателя 4. Например, данные, загруженные в сдвиговой регистр 5, соответствуют поочередной системе коммутаций фаз двигателя, тогда как данные, загруженные в сдвиговый регистр 6, соответствуют парной системе коммутаций фаз, которая соответствует предлагаемому способу управления двигателем, Сигналы, формируемые на выходах сдвиговых регистров 5 и 6, поступают на входы блока 7 совпадения.

Блок 7 совпадения выполняет роль коммутатора. Уровень логического сигнала Ui на управляющем входе блока совпадения 7 соответствует установке режима работы шагового двигателя 4. Блок 7 совпадения в соответствии с заданным режимом работы двигателя осуществляет коммутацию выхо-. дов соответствующего сдвигового регистра 5 или 6 через многоканальный усилитель 8 мощности с фазами шагового двигателя 4.

Реверс двигателя осуществляется путем изменения направления сдвига данных на выходах сдвиговых регистров 5 и 6 за счет изменения уровня логического сигнала Ua, поступающего н а вход установки направления сдвига.

При таком выполнении шагового двигателя постигается упрощение конструкции привода за счет того, что в предлагаемом двигателе достигается возможность получать вращательное или вращательно-по- ступательное движение вала при меньшем количестве фазных обмоток. Соответственно упрощаются устройство управления коммутацией обмоток и конструкция привода в целом.

Кроме того, при таком выполнении шагового двигателя достигается повышение

энергетических характеристик за счет того, что весь объем статор.а занимают зубцы фазных обмоток. Уменьшение объема статора (по сравнению с прототипом) позволяет уменьшить геометрические размеры ротора, а следовательно, и его массу.

Формула изобретения Способ управления шаговым двигателем со смежными полюсами цилиндрического статора, смещенными вдоль оси на одинаковую величину, включающий последовательную коммутацию обмоток полюсов, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем реализации режима вращательного движения, подают питание одновременно на обмотки полюсов, расстояние между которыми по окружности равно половине полюсного деления.

Похожие патенты SU1723653A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1993
  • Вейнгер А.М.
RU2071628C1
ВОЗБУДИТЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ 2008
  • Магомедов Магомед Хабибович
RU2440660C2
Линейный шаговый электродвигатель 1973
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Блинов Иван Григорьевич
  • Грицина Олег Яковлевич
  • Фурсин Юрий Сергеевич
SU476640A1
Двухкоординатный шаговый электродвигатель 1977
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Гониашвили Элисбар Семенович
  • Копылов Игорь Петрович
SU657539A1
Шаговый электродвигатель 1988
  • Грушин Вячеслав Васильевич
SU1728943A1
Шаговый двигатель и способ управления шаговым двигателем 1984
  • Малиновский Александр Евгеньевич
SU1288835A1
Бесконтактный многофазный синхронный коммутаторный генератор 1977
  • Чорба Вадим Ростиславович
SU752645A1
Пьезоэлектромагнитный шаговый двигатель для перемещения носителя информации 1988
  • Имамвердиев Казанфар Мамед Оглы
  • Юсуф-Заде Эльхан Муса Оглы
  • Гасанов Мехман Гусейн Оглы
SU1583996A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Новиков Михаил Иванович
  • Новиков Иван Михайлович
RU2727956C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416859C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 723 653 A1

Реферат патента 1992 года Способ управления шаговым двигателем

Использование: совмещенное перемещение подвижного элемента в аксиальном направлении с его вращением вокруг продольной оси и осуществление точного останова рабочего органа. Сущность изобретения: в шаговом двигателе со смежными полюсами цилиндрического статора, смещенными вдоль оси на одинаковую величину, питание подают одновременно на обмотки полюсов, расстояние между которыми по окружности равно половине полюсного деления. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 723 653 A1

У УС У Х УЛХ Уч УчЧУчХ

Шг,2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1723653A1

Шаговый двигатель и способ управления шаговым двигателем 1984
  • Малиновский Александр Евгеньевич
SU1288835A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США №4607187, кл
Способ изготовления фасонных резцов для зуборезных фрез 1921
  • Орлов А.К.
SU318A1

SU 1 723 653 A1

Авторы

Дерипаско Сергей Михайлович

Саввин Вячеслав Иванович

Сеньков Алексей Петрович

Шумский Александр Георгиевич

Даты

1992-03-30Публикация

1989-05-10Подача