Сцепка Советский патент 1992 года по МПК A01B59/04 B60D1/04 

Описание патента на изобретение SU1724041A1

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным машинам с приводом от вала отбора мощности трактора.

Известно устройство для присоедине- ния трансмиссии сельскохозяйственных машин к валу отбора мощности трактора, включающее центрирующие устройства, установленные на тягаче и прицепе. Однако такое устройство требует затрат ручного труда тракториста во время сцепки прицепа с тягачом и не позволяет выполнить операцию сцепления механизированно.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для сцепки транспортных средств, включающее два центрирующих устройства, установленных на тягаче и на дышле прицепа с помощью шарнира, механизм фиксации центрирующих устройств, содержащий крючки и привод для управления механизмом фиксации из кабины тягача, полумуфты, соединенные приводными валами тягача и прицепа. Сопрягаемые элементы центрирующего устройства прицепа выпол- нены в виде вертикальной плиты с крючком вверху, а центрирующего устройства тягача - в виде плиты с шарнирным рычагом, на свободном конце которого установлен центрирующий ролик. Разнесение в простран- стве элементов центрирующих устройств сцепки тягача и прицепа обусловливает значительные габаритные размеры сцепки, что затрудняет ее эксплуатацию на применяемых в-сельскохозяйственном производстве тягачах и прицепах.

Целью изобретения является улучшение эксплуатации и уменьшение габаритных размеров.

Поставленная цель достигается тем, что в сцепке, включающей центрирующие устройства тягача и прицепа, полумуфты, приводные валы, механизм фиксации центрирующих устройств и механизм управления, центрирующее устройство тягача выполнено в виде уловителя с вертикальным и горизонтальным крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами, причем поверхность вертикального паза со- пряжена с центрирующим устройством прицепа, выполненным в виде усеченного клина, а поверхность горизонтального клинового паза сопряжена с горизонтально расположенными на поверхности усеченно- го клина кронштейнами, взаимодействующими с механизмом фиксации, который выполнен в виде подпружиненных крючков, смонтированных на наружной поверхности центрирующего устройства тягача.

Благодаря тому, что сопрягаемые элементы центрирующих устройств сцепки тягача с прицепом расположены крестообразно, а не разнесены по вертикали как в известной сцепке, предлагаемое техническое решение имеет меньшие габариты, что позволяет облегчить монтаж сцепки.

На фиг.1 представлена сцепка в разомкнутом состоянии, вид сбоку; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сцепка в разомкнутом состоянии, аксонометрия.

Сцепка содержит центрирующее устройство 1, установленное на имеющем привод навесном устройстве тягача 2, и центрирующее устройство 3, выполненное в виде усеченного клина и установленное с помощью шарнира 4 на дышле 5 прицепа. Стопорный механизм фиксации центрирующих устройств 1 и 3 сцепки тягача и прицепа содержит подпружиненные крючки б с приводом 7 для управления крючками 6 из кабины тягача, полумуфту 8, шарнирно соединенную карданом 9 с валом отбора мощности тягача, и полумуфту 10, шарнирно соединенную карданным валом 11 с приводным валом прицепа. Центрирующая часть 1 тягача 2 выполнена в виде уловителя с вертикальным 12 и горизонтальным 13 крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами. Поверхность вертикального паза 12 сопряжена с клиновой поверхностью 14 центрирующего устройства 3 прицепа, а горизонтальный клиновой паз 13 заканчивается ячейкой 15. Поверхность горизонтально расположенного паза 13 сопряжена с горизонтально расположенными кронштейнами 16, закрепленными на поверхности усеченного клина 14 центрирующего устройства 3 сцепки прицепа.

Сцепка работает следующим образом.

Тягач, наезжая на прицеп, регулирует имеющим привод навесным устройством 2 положение центрирующего устройства 1 сцепки тягача до уровня центрирующего устройства 3 сцепки прицепа.

Выполнение сопрягаемых элементов центрирующих частей сцепки тягача 1 и прицепа 3 соответственно в виде крестообразно пересекающихся клиновых пазов 12 и 13 и усеченного клина 14 с кронштейнами 16 позволяет одновременно центрировать части сцепки тягача 1 и прицепа 3 по вертикали и горизонтали.

При дальнейшем движении тягача задним ходом кронштейны 16 входят в сопряженный с ними горизонтальный паз 13 с ячейками 15, а полумуфты 8 и 10 входят в

сцепление одна с другой. При этом крючки 6, ранее отклоненные кронштейнами 16 под действием пружин, возвращаются в исходное положение и фиксируют кронштейны 16 в ячейках 15 горизонтального паза 13. Эти- ми действиями заканчивается процесс сцепления тягача с прицепом.

Расцепление сцепки происходит следующим образом. Водитель тягача из кабины посредством привода выводит крючки 6 из зацепления с кронштейнами 16 и отводит тягач, выводя центрирующее устройство 1 тягача из зацепления с центрирующим устройством 3 прицепа.

Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить габариты сцепки и улучшить ее эксплуатацию.

Формула изобретения

Сцепка, включающая центрирующие устройства тягача и прицепа, полумуфты,

приводные валы, механизм фиксации центрирующих устройств и механизм управления, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатации и уменьшения габаритных размеров, центрирующее устройство тягача, выполнено в виде уловителя с вертикальным и горизонтальным крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами, причем поверхность вертикального паза сопряжена с центрирующим устройством прицепа, выполненным в виде усеченного клина, а поверхность горизонтального клинового паза сопряжена с горизонтально расположенными на поверхности усеченного клина кронштейнами, взаимодействующими с механизмом фиксации, который выполнен в виде подпружиненных крючков, смонтированных на наружной поверхности центрирующего устройства тягача.

Похожие патенты SU1724041A1

название год авторы номер документа
Прицеп для перевозки на раме тягача 2022
  • Зеленский Олег Константинович
  • Трофимов Александр Леонидович
  • Беспалов Дмитрий Владимирович
RU2789565C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИЦЕПОВ К ПОЛЕВОЙ УБОРОЧНОЙ МАШИНЕ 1991
  • Блынский Ю.Н.
  • Голубь С.А.
  • Гуськов Ю.А.
  • Ярмашев Ю.Н.
  • Самойленко А.Ф.
  • Скрипников В.А.
RU2010477C1
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА 1965
  • В. А. Горбачевский, А. Н. Рыжков, В. П. Немцев, И. О. Сухарникс
  • К. Е. Харламов
SU171276A1
КРАН-МАНИПУЛЯТОР ЛЕСОВОЗНЫЙ 1999
  • Апальков В.Д.
  • Богданов В.О.
  • Иванов Ю.Г.
  • Коростелкин А.Н.
  • Марданов Р.Д.
  • Мошкин В.С.
  • Оконьский А.Б.
  • Павлов П.И.
RU2169673C2
Сцепное устройство транспортного средства 1991
  • Брюханов Юрий Александрович
  • Иванов Алексей Феофилович
SU1787808A1
Автотракторный прицеп 1987
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Теленченко Валентина Васильевна
  • Миркитанов Владимир Ильич
  • Скуртул Анатолий Иванович
  • Статкевич Александр Михайлович
SU1444229A1
Транспортное средство для перевозки длинномерных грузов 1980
  • Такунов Григорий Иванович
  • Зуевский Владимир Валентинович
  • Сацукевич Анатолий Иванович
SU906746A1
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 1986
  • Немцов Виктор Петрович
  • Фирсов Владимир Леонтьевич
SU1381024A1
Устройство для сцепки тягача с сельскохозяйственным орудием 1973
  • Губерт Гейстхоф
SU473328A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ 2009
  • Леденев Алексей Михайлович
  • Леденев Денис Алексеевич
  • Захаров Владимир Владимирович
  • Захаров Егор Владимирович
  • Жидков Владимир Михайлович
RU2395957C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 041 A1

Реферат патента 1992 года Сцепка

Изобретение может быть использовано в соединениях транспортных средств с прицепными рабочими органами сельскохозяйственного производства. Сцепка содержит центрирующие устройства тягача и прицепа и стопорный механизм их фиксации в виде крючка, размещенный на наружной поверхности центрирующего устройства тягача. Центрирующее устройство 1 тягача выполнено в виде ловителя с крестообразно рас- положенными вдоль продольной оси клиновыми пазами 12 и 13. Центрирующее устройство прицепа выполнено в виде усеченного клина 3 с горизонтально расположенными кронштейнами 16. Поверхность вертикального клинового паза 12 центрирующего устройства тягача сопряжена с поверхностью 14 усеченного клина 3 центрирующего устройства прицепа, а поверхность горизонтального клинового паза 13 сопряжена с горизонтально расположенными кронштейнами 16, которые взаимодействуют с крючками 6. 3 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 724 041 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724041A1

Устройство для сцепки транспортоного средства 1973
  • Хуберт Гайштофф
SU580815A3
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 724 041 A1

Авторы

Никонов Владимир Геннадьевич

Стремнин Валентин Алексеевич

Яковлев Николай Степанович

Баженов Сергей Александрович

Даты

1992-04-07Публикация

1989-07-05Подача