Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным машинам с приводом от вала отбора мощности трактора.
Известно устройство для присоедине- ния трансмиссии сельскохозяйственных машин к валу отбора мощности трактора, включающее центрирующие устройства, установленные на тягаче и прицепе. Однако такое устройство требует затрат ручного труда тракториста во время сцепки прицепа с тягачом и не позволяет выполнить операцию сцепления механизированно.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для сцепки транспортных средств, включающее два центрирующих устройства, установленных на тягаче и на дышле прицепа с помощью шарнира, механизм фиксации центрирующих устройств, содержащий крючки и привод для управления механизмом фиксации из кабины тягача, полумуфты, соединенные приводными валами тягача и прицепа. Сопрягаемые элементы центрирующего устройства прицепа выпол- нены в виде вертикальной плиты с крючком вверху, а центрирующего устройства тягача - в виде плиты с шарнирным рычагом, на свободном конце которого установлен центрирующий ролик. Разнесение в простран- стве элементов центрирующих устройств сцепки тягача и прицепа обусловливает значительные габаритные размеры сцепки, что затрудняет ее эксплуатацию на применяемых в-сельскохозяйственном производстве тягачах и прицепах.
Целью изобретения является улучшение эксплуатации и уменьшение габаритных размеров.
Поставленная цель достигается тем, что в сцепке, включающей центрирующие устройства тягача и прицепа, полумуфты, приводные валы, механизм фиксации центрирующих устройств и механизм управления, центрирующее устройство тягача выполнено в виде уловителя с вертикальным и горизонтальным крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами, причем поверхность вертикального паза со- пряжена с центрирующим устройством прицепа, выполненным в виде усеченного клина, а поверхность горизонтального клинового паза сопряжена с горизонтально расположенными на поверхности усеченно- го клина кронштейнами, взаимодействующими с механизмом фиксации, который выполнен в виде подпружиненных крючков, смонтированных на наружной поверхности центрирующего устройства тягача.
Благодаря тому, что сопрягаемые элементы центрирующих устройств сцепки тягача с прицепом расположены крестообразно, а не разнесены по вертикали как в известной сцепке, предлагаемое техническое решение имеет меньшие габариты, что позволяет облегчить монтаж сцепки.
На фиг.1 представлена сцепка в разомкнутом состоянии, вид сбоку; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сцепка в разомкнутом состоянии, аксонометрия.
Сцепка содержит центрирующее устройство 1, установленное на имеющем привод навесном устройстве тягача 2, и центрирующее устройство 3, выполненное в виде усеченного клина и установленное с помощью шарнира 4 на дышле 5 прицепа. Стопорный механизм фиксации центрирующих устройств 1 и 3 сцепки тягача и прицепа содержит подпружиненные крючки б с приводом 7 для управления крючками 6 из кабины тягача, полумуфту 8, шарнирно соединенную карданом 9 с валом отбора мощности тягача, и полумуфту 10, шарнирно соединенную карданным валом 11 с приводным валом прицепа. Центрирующая часть 1 тягача 2 выполнена в виде уловителя с вертикальным 12 и горизонтальным 13 крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами. Поверхность вертикального паза 12 сопряжена с клиновой поверхностью 14 центрирующего устройства 3 прицепа, а горизонтальный клиновой паз 13 заканчивается ячейкой 15. Поверхность горизонтально расположенного паза 13 сопряжена с горизонтально расположенными кронштейнами 16, закрепленными на поверхности усеченного клина 14 центрирующего устройства 3 сцепки прицепа.
Сцепка работает следующим образом.
Тягач, наезжая на прицеп, регулирует имеющим привод навесным устройством 2 положение центрирующего устройства 1 сцепки тягача до уровня центрирующего устройства 3 сцепки прицепа.
Выполнение сопрягаемых элементов центрирующих частей сцепки тягача 1 и прицепа 3 соответственно в виде крестообразно пересекающихся клиновых пазов 12 и 13 и усеченного клина 14 с кронштейнами 16 позволяет одновременно центрировать части сцепки тягача 1 и прицепа 3 по вертикали и горизонтали.
При дальнейшем движении тягача задним ходом кронштейны 16 входят в сопряженный с ними горизонтальный паз 13 с ячейками 15, а полумуфты 8 и 10 входят в
сцепление одна с другой. При этом крючки 6, ранее отклоненные кронштейнами 16 под действием пружин, возвращаются в исходное положение и фиксируют кронштейны 16 в ячейках 15 горизонтального паза 13. Эти- ми действиями заканчивается процесс сцепления тягача с прицепом.
Расцепление сцепки происходит следующим образом. Водитель тягача из кабины посредством привода выводит крючки 6 из зацепления с кронштейнами 16 и отводит тягач, выводя центрирующее устройство 1 тягача из зацепления с центрирующим устройством 3 прицепа.
Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить габариты сцепки и улучшить ее эксплуатацию.
Формула изобретения
Сцепка, включающая центрирующие устройства тягача и прицепа, полумуфты,
приводные валы, механизм фиксации центрирующих устройств и механизм управления, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатации и уменьшения габаритных размеров, центрирующее устройство тягача, выполнено в виде уловителя с вертикальным и горизонтальным крестообразно расположенными и направленными вдоль продольной оси сцепки клиновыми пазами, причем поверхность вертикального паза сопряжена с центрирующим устройством прицепа, выполненным в виде усеченного клина, а поверхность горизонтального клинового паза сопряжена с горизонтально расположенными на поверхности усеченного клина кронштейнами, взаимодействующими с механизмом фиксации, который выполнен в виде подпружиненных крючков, смонтированных на наружной поверхности центрирующего устройства тягача.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СЦЕПКА ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИЦЕПОВ К ПОЛЕВОЙ УБОРОЧНОЙ МАШИНЕ | 1991 |
|
RU2010477C1 |
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА | 1965 |
|
SU171276A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР ЛЕСОВОЗНЫЙ | 1999 |
|
RU2169673C2 |
Сцепное устройство транспортного средства | 1991 |
|
SU1787808A1 |
Автотракторный прицеп | 1987 |
|
SU1444229A1 |
Транспортное средство для перевозки длинномерных грузов | 1980 |
|
SU906746A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1986 |
|
SU1381024A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАТЫВАНИЯ В БОБИНЫ И РАСКЛАДКИ ГИБКИХ ПОЛИВНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМЫ КАПЕЛЬНОГО ОРОШЕНИЯ | 2009 |
|
RU2395957C1 |
Устройство для сцепки тягача с сельскохозяйственным орудием | 1973 |
|
SU473328A3 |
Изобретение может быть использовано в соединениях транспортных средств с прицепными рабочими органами сельскохозяйственного производства. Сцепка содержит центрирующие устройства тягача и прицепа и стопорный механизм их фиксации в виде крючка, размещенный на наружной поверхности центрирующего устройства тягача. Центрирующее устройство 1 тягача выполнено в виде ловителя с крестообразно рас- положенными вдоль продольной оси клиновыми пазами 12 и 13. Центрирующее устройство прицепа выполнено в виде усеченного клина 3 с горизонтально расположенными кронштейнами 16. Поверхность вертикального клинового паза 12 центрирующего устройства тягача сопряжена с поверхностью 14 усеченного клина 3 центрирующего устройства прицепа, а поверхность горизонтального клинового паза 13 сопряжена с горизонтально расположенными кронштейнами 16, которые взаимодействуют с крючками 6. 3 ил. (Л
Устройство для сцепки транспортоного средства | 1973 |
|
SU580815A3 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1989-07-05—Подача