-16
-17
ел
с
Изобретение относится к двигателест- роению и может быть использовано в систе- мах смазки двигателей внутреннего сгорания.
Известен насос с регулируемой производительностью, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки. .
Однако при работе насоса в режиме номинальной производительности во всасывающей полости насоса возникает кавитация.
Цель изобретения - повышение надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса.
Поставленная цель достигается тем, что насос, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с н.ей подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенной в масляном поддоне ниже уровня масла, насос снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.
На фиг,1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг.2 - насос, продольный разрез.
Насос 1 включен в систему смазки двигателя внутреннего сгорания и содержит корпус 2, ведущую 3 и ведомую 4 шестерни, поршень 5 для изменения длины зацепления шестерен, пружину 6 привода поршня, основной 7 и дополнительный 8 патрубки, подключенные к всасывающей полости насоса 1, причем их приемники отверстия расположены на одном уровне, а диаметр дополнительного патрубка 8 больше или равен диаметру основного 7, маслоприемник 9, расположенный в масляном поддоне 10 ниже уровня ма сла, заборное отверстие которого перекрыто фильтрующей сеткой, и гидрораспределитель 11 с мембранным приводом 12. Подпружиненный плунжер 13 в корпусе распределителя 11 установлен с
возможностью перемещения и перекрытия дополнительного патрубка 8, для чего его шток 14 связан с мембраной 15 привода (выполненной из эластичного температуромаслостойкого материала). Полость 16 привода подключена к основному патрубку 7 и снабжена ограничителем 17. Надпоршне- вое пространство 18 насоса 1 подключено к масляной магистрали двигателя.
При неработающем двигателе под воздействием пружины 6 поршень 5 находится в крайнем левом положении (фиг.1), обеспечивая при этом номинальную длину зацепления зубьев шестерен 3 и 4, Плунжер 13
перекрывает патрубок 8. При запуске двигателя в основном всасывающем патрубке 7 резко возрастает разрежение Рразр из-за создаваемого вакуума Рв. Масло с большой скоростью поступает во всасывающую полость насоса 1, это приводит к деформации мембраны 15, которая вызывает перемещение штока 13 и плунжера 14, что приводит к подключению дополнительного патрубка 8 к всасывающей полости насоса 1.
Масло по дополнительному патрубку 8
поступает до тех пор, пока в масляной магистрали двигателя и надпоршневом пространстве 18 не будет достигнуто давление, рекомендованное заводом-изготовителем.
С этого момента длина зацепления зубьев шестерен 3 и 4 уменьшается и при достижении минимального значения скорость движения масла в основном патрубке 7 снижается из-за уменьшения Рразр и Рв:
Мембрана 15 под действием пружины возвращается в исходное положение, при этом плунжер 13 перекрывает дополнительный всасывающий патрубок 8. С этого момента масло в насос поступает только по основному патрубку 7 и его достаточно для поддержания в масляной магистрали двигателя оптимального давления. Во всасывающей полости насоса не образуется вакуумных пузырьков.
По мере износа трущихся сопряжений
двигателя расход масла на их смазку начнет увеличиваться. Поршень 5 начнет перемещать ведомую шестерню 4 по отношению к ведущей 3, увеличивая длину зацепления
зубьев шестерен, производительность насоса, скорость движения масла в патрубке. Все это приводит к деформации мембраны 15, перемещению плунжера 13 и частичному или полному открытию патрубка 8, предотвращая таким образом образование кавитации во всасывающей полости насоса.
Когда давление в системе смазки достигнет предельно допустимого значения, подача масла в насос 1 будет осуществляться по основному 7 и дополнительному 8 патрубкам при номинальном зацеплении шестерен 2 и 3, исключая возникновение кавитации по всасывающей полости насоса. При повторном запуске насос будет работать аналогично описанному.
Таким образом, каждый раз с изменением режима подачи насоса 1 автоматически изменяется диаметр (площадь поперечного сечения) всасывающего патрубка насоса, что предотвращает образо- вание кавитации во всасывающей полости насоса.
Формула изобретения Насос с регулируемой производитель- ностью системы смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней
подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок насоса и маслоприемник, заборное отверстие кото рогоза к рыто сеткой, раз- мещенныйв масляном поддоне ниже уровня масла, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса, последний снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом за- мембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система смазки двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1744280A1 |
Система смазки двигателя внутреннего сгорания транспортного средства с подрессоренной осью | 1987 |
|
SU1495455A1 |
Система смазки двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1560738A1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2024774C1 |
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2150013C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2035601C1 |
Система смазки двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом | 1990 |
|
SU1776828A1 |
НАСОС МАСЛЯНЫЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2601066C2 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА (ДВА ВАРИАНТА) | 2008 |
|
RU2382256C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ САЛОНОВ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1991 |
|
RU2025347C1 |
Изобретение относится к двигателест- роению. Цель- повышение надежности. Основной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей лолости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку 7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости. 2 ил.
0 |
|
SU336462A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1990-05-03—Подача