Насос Советский патент 1992 года по МПК F16N13/20 

Описание патента на изобретение SU1728570A1

-16

-17

ел

с

Изобретение относится к двигателест- роению и может быть использовано в систе- мах смазки двигателей внутреннего сгорания.

Известен насос с регулируемой производительностью, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки. .

Однако при работе насоса в режиме номинальной производительности во всасывающей полости насоса возникает кавитация.

Цель изобретения - повышение надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса.

Поставленная цель достигается тем, что насос, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с н.ей подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенной в масляном поддоне ниже уровня масла, насос снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.

На фиг,1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг.2 - насос, продольный разрез.

Насос 1 включен в систему смазки двигателя внутреннего сгорания и содержит корпус 2, ведущую 3 и ведомую 4 шестерни, поршень 5 для изменения длины зацепления шестерен, пружину 6 привода поршня, основной 7 и дополнительный 8 патрубки, подключенные к всасывающей полости насоса 1, причем их приемники отверстия расположены на одном уровне, а диаметр дополнительного патрубка 8 больше или равен диаметру основного 7, маслоприемник 9, расположенный в масляном поддоне 10 ниже уровня ма сла, заборное отверстие которого перекрыто фильтрующей сеткой, и гидрораспределитель 11 с мембранным приводом 12. Подпружиненный плунжер 13 в корпусе распределителя 11 установлен с

возможностью перемещения и перекрытия дополнительного патрубка 8, для чего его шток 14 связан с мембраной 15 привода (выполненной из эластичного температуромаслостойкого материала). Полость 16 привода подключена к основному патрубку 7 и снабжена ограничителем 17. Надпоршне- вое пространство 18 насоса 1 подключено к масляной магистрали двигателя.

При неработающем двигателе под воздействием пружины 6 поршень 5 находится в крайнем левом положении (фиг.1), обеспечивая при этом номинальную длину зацепления зубьев шестерен 3 и 4, Плунжер 13

перекрывает патрубок 8. При запуске двигателя в основном всасывающем патрубке 7 резко возрастает разрежение Рразр из-за создаваемого вакуума Рв. Масло с большой скоростью поступает во всасывающую полость насоса 1, это приводит к деформации мембраны 15, которая вызывает перемещение штока 13 и плунжера 14, что приводит к подключению дополнительного патрубка 8 к всасывающей полости насоса 1.

Масло по дополнительному патрубку 8

поступает до тех пор, пока в масляной магистрали двигателя и надпоршневом пространстве 18 не будет достигнуто давление, рекомендованное заводом-изготовителем.

С этого момента длина зацепления зубьев шестерен 3 и 4 уменьшается и при достижении минимального значения скорость движения масла в основном патрубке 7 снижается из-за уменьшения Рразр и Рв:

Мембрана 15 под действием пружины возвращается в исходное положение, при этом плунжер 13 перекрывает дополнительный всасывающий патрубок 8. С этого момента масло в насос поступает только по основному патрубку 7 и его достаточно для поддержания в масляной магистрали двигателя оптимального давления. Во всасывающей полости насоса не образуется вакуумных пузырьков.

По мере износа трущихся сопряжений

двигателя расход масла на их смазку начнет увеличиваться. Поршень 5 начнет перемещать ведомую шестерню 4 по отношению к ведущей 3, увеличивая длину зацепления

зубьев шестерен, производительность насоса, скорость движения масла в патрубке. Все это приводит к деформации мембраны 15, перемещению плунжера 13 и частичному или полному открытию патрубка 8, предотвращая таким образом образование кавитации во всасывающей полости насоса.

Когда давление в системе смазки достигнет предельно допустимого значения, подача масла в насос 1 будет осуществляться по основному 7 и дополнительному 8 патрубкам при номинальном зацеплении шестерен 2 и 3, исключая возникновение кавитации по всасывающей полости насоса. При повторном запуске насос будет работать аналогично описанному.

Таким образом, каждый раз с изменением режима подачи насоса 1 автоматически изменяется диаметр (площадь поперечного сечения) всасывающего патрубка насоса, что предотвращает образо- вание кавитации во всасывающей полости насоса.

Формула изобретения Насос с регулируемой производитель- ностью системы смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней

подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок насоса и маслоприемник, заборное отверстие кото рогоза к рыто сеткой, раз- мещенныйв масляном поддоне ниже уровня масла, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса, последний снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом за- мембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.

Похожие патенты SU1728570A1

название год авторы номер документа
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Сергей Николаевич
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Шестаков Алесандр Анатольевич
SU1744280A1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания транспортного средства с подрессоренной осью 1987
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Мартынюк Сергей Николаевич
  • Мартынюк Людмила Федоровна
SU1495455A1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Мартынюк Сергей Николаевич
  • Мартынюк Елена Николаевна
SU1560738A1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Мартынюк Н.П.
  • Мартынюк С.Н.
  • Мартынюк Е.Н.
  • Мартынюк Л.Ф.
RU2024774C1
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Уханов А.П.
  • Гончаров А.Г.
  • Уханов Д.А.
  • Уханов М.А.
RU2150013C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Мартынюк Николай Павлович[Md]
  • Шкилев Владимир Дмитриевич[Md]
  • Мартынюк Сергей Николаевич[Md]
  • Мартынюк Елена Николаевна[Md]
  • Мартынюк Людмила Федоровна[Md]
RU2035601C1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом 1990
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Сергей Николаевич
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Мартынюк Людмила Федоровна
SU1776828A1
НАСОС МАСЛЯНЫЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кокурин Сергей Дмитриевич
  • Малов Сергей Юрьевич
RU2601066C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ САЛОНОВ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1991
  • Мартынюк Николай Павлович[Md]
  • Мартынюк Сергей Николаевич[Md]
  • Мартынюк Елена Николаевна[Md]
  • Мартынюк Людмила Федоровна[Md]
RU2025347C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА (ДВА ВАРИАНТА) 2008
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
  • Горбатовский Алексей Владимирович
RU2382256C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 728 570 A1

Реферат патента 1992 года Насос

Изобретение относится к двигателест- роению. Цель- повышение надежности. Основной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей лолости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку 7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 728 570 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1728570A1

0
SU336462A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 728 570 A1

Авторы

Мартынюк Николай Павлович

Мартынюк Сергей Николаевич

Мартынюк Елена Николаевна

Мартынюк Людмила Федоровна

Даты

1992-04-23Публикация

1990-05-03Подача