Образец для испытаний валов на усталостную прочность Советский патент 1992 года по МПК G01N3/32 

Описание патента на изобретение SU1733963A2

сл С

Похожие патенты SU1733963A2

название год авторы номер документа
Образец для испытаний валов на усталостную прочность 1986
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Давыдов Борис Петрович
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Лельчук Лев Моисеевич
  • Семенов Михаил Евгеньевич
  • Петин Сергей Владимирович
SU1357781A1
Образец для испытания коленчатых валов на усталость 1986
  • Кравчук Степан Петрович
  • Стакян Мигран Григорьевич
  • Зимбицкий Виктор Алексеевич
  • Петросян Гагик Давыдович
SU1374092A1
Коленчатый вал 1986
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Давыдов Борис Петрович
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Лельчук Лев Моисеевич
  • Семенов Михаил Евгеньевич
SU1401175A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНЫХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ 2004
  • Петряков Владимир Константинович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Скорбов Максим Владимирович
  • Левушкин Сергей Николаевич
  • Нестеров Алексей Леонидович
RU2277596C1
Модель кривошипа коленчатого вала 1985
  • Кравчук Степан Петрович
  • Шавловский Карл Игнатьевич
  • Янкевич Наталья Степановна
SU1355783A1
Способ восстановления коленчатых валов 1991
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Лельчук Лев Моисеевич
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Блох Вадим Ефимович
  • Юшков Виталий Владимирович
  • Степанов Александр Григорьевич
SU1792817A1
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Сосновский А.П.
  • Ищенко В.И.
  • Леонов С.М.
  • Перевертов А.В.
  • Горейко А.Р.
  • Галиев Р.К.
RU2238445C1
Способ восстановления чугунныхКОлЕНчАТыХ ВАлОВ дВигАТЕлЕй 1978
  • Беркман Анатолий Абрамович
SU800212A1
Коленчатый вал 1989
  • Степанов Владислав Евгеньевич
  • Кохановский Леонид Александрович
  • Гордейчик Иван Игнатьевич
  • Лазарь Иосиф Владимирович
  • Фрадин Валерий Евсеевич
SU1666820A1
Коленчатый вал 1991
  • Шавловский Карл Игнатьевич
  • Янкевич Наталья Степановна
  • Бесман Александр Антонович
SU1751487A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 733 963 A2

Реферат патента 1992 года Образец для испытаний валов на усталостную прочность

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использоваться при испытаниях на усталостную прочность коленчатых валов. Целью изобретения является приближение условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленчатых валов. Образец содержит чередующиеся соосные цилиндрические участки 1 и 2 двух типоразмеров, соединенные галтелями 3. На участках 1 большего типоразмера имеются сквозные отверстия 4, оси которых проходят через центры симметрии этих участков перпендикулярно оси образца, обращены в одну сторону и сообщены с соответствующими отверстиями прорези 5, плоскости которых перпендикулярны оси .образца. Два ближайших участка 2 меньшего диаметра имитируют шатунную и коренную шейки коленчатого вала, а участок 1 между ними - щеку коленчатого вала. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 733 963 A2

Изобретение относится к испытательной технике и является дополнительным к авт. св. №1357781.

Известный образец для испытаний на усталостную прочность содержит соединенные галтелями соосные цилиндрические участки, выполненные поочередно двух типоразмеров, на больших из которых имеются сквозные отверстия, оси которых расположены в центрах симметрии этих участков перпендикулярно оси образца. Этот образец имеет следующие недостатки: неполная реализация возможности ускорения испытаний; необходимость проведения испытаний на мощных машинах, затрудни тельносТь контроля внутренних напряжений в образце; пониженная достоверность результатов испытаний.

Первые два недостатка и отчасти третий обусловлены высокой жесткостью образца на прямой изгиб, что в недостаточной степени имитирует характеристики жесткости реального коленчатого вала.

Пониженная достоверность результатов испытаний известного образца определяется тем, что его форма качественно отличается от формы реального коленчатого вала. У известного образца опасные сечения проходят через элемент, представляющий собой замкнутый контур, а у реального коленчатого вала шейки соединены незамкнутыми конструктивными элементами. Соответственно характер напряженного состояния будет разным, а значит и усталостные характеристики будут значительно отличаться, что снижает достоверность результатов испытаний.

Целью изобретения является приближение условий испытаний к натурным условиям эксплуатации коленчатых валов.

Эта цель достигается тем, что в известном образце для испытаний валов на уста 1

СлЭ

W

Ч)

о

со

ю

лостную прочность, согласно предложению, на участках большего диаметра выполнены обращенные в одну сторону и сообщенные с соответствующими отверстиями прорези, плоскости которых перпендикулярны оси образца.

Достижение положительного эффекта по предложению определяется тем, что участок с отверстием после выполнения прорези становится из замкнутого контура незамкнутым. При деформации от момента, приложенного к меньшим участкам в плоскости, перпендикулярной отверстию, жесткость такого образца намного уменьшается. Поэтому, при прочих равных условиях для era испытаний необходимы меньшее время и меньшая мощность испытательной машины.

Отмеченное снижение жесткости, а также то. что прорези придают образцу осевую асимметрию, делают его намного более чувствительным к внутренним напряжениям, особенно в галтелях и вблизи от них. Это выражается в угловом раскрытии или сжатии разреза при возникновении напряжений соответственно растяжению и сжатию. В соответствии с этим можно по изменению ширины прорези в процессе на- гружения определить знак и оценить численное значение внутренних напряжений в образце на каждом этапе его изготовления при различных видах обработки.

Прорези качественно изменяют характер деформирования материала образца в области опасных сечений, при замкнутом контуре происходит попеременно Растяжение - сжатие по всему сечению, а при незамкнутом-изгиб, т.е. деформация, характерная для щек реальных коленчатых валов. Таким образом более точно имитируется напряженное состояние, определяющее долговечность моделируемых деталей. Это значит, что испытания дают более правильное представление о соотношении усталостной прочности при различных материалах, конструктивных и технологических решениях, что повышает достоверность результатов испытаний.

На фиг. 1 показан образец, общий вид; на фиг. 2 - фрагмент образца в напряженном состоянии.

Образец содержит соосные цилиндрические участки 1 и 2. Выполненные поочередно двух типоразмеров и соединенные галтелями 3. На участках 1 большего типоразмера имеются сквозные отверстия 4 с осями, проходящими через центры симметрии участков 1 перпендикулярно оси образца. На каждом участке 1 большего типоразмера по одну сторону от оси образца выполнены сквозные прорези 5, перпендикулярные указанной оси до сообщения их с отверстиями А.

При такой конструкции образца два

ближайших участка 2 меньшего диаметра имитируют шатунную и коренную шейку коленчатого вала, а участок 1 большего диаметра - щеки коленчатого вала, к которым примыкают эти шейки. Имитация щеки до0 стигается за счет выполнения отверстия 4 и прорези 5, которые имитируют коленчатую форму участка 1.

Для испытания образец зажимают в машине за участки 2 меньшего размера. Изгиб

5 образца производится в плоскости, перпендикулярной осям отверстий 4. В таком случае на каждом участке 1 большего типоразмера происходит деформация изгиба, которая сосредотачивается в основном в

0 областях 1 и 2 (фиг. 2) с опасными сечениями. Момент сопротивления в этих сечениях подбирают за счет изменения диаметра отверстий 4 так, чтобы он был равен моменту сопротивления в опасном сечении модели5 руемого реального коленчатого вала.

Момент сопротивления образца при кручении определяется диаметром поперечных сечений по галтелям. Возникновение внутренних напряжений на этапах

0 изготовления, поверхностной обработки и испытаний образца вызывает взаимный поворот разделенных прорезью частей участка образца, который можно количественно оценить по изменению расстояния о между краями прорези. На фиг, 2 показано, как это происходит при напряжениях растяжения. Для измерений ширины прорези о лучше всего использовать микроскоп с окуляр- мИкрометром. При этом для каждого участка

0 образца с прорезью необходимо протариро- вать взаимное перемещение частей разделенных прорезью о в зависимости от внешнего нагружения (для чего наносят обычно риски). После чего по величине о

5 можно судить об уровне нагружения образца. Таким образом положительный эффект предложенного образца сводится к следующему:

сокращение продолжительности испы0 таний и сроков внедрения коленчатых валов с высокой усталостной прочностью, что повышает производительность испытаний;

создание возможности удешевления испытательных машин за счет снижения не5 обходимой мощности, а также уменьщения. их габаритов,

снижение трудоемкости и стоимости работ по измерению внутренних напряжений за счет простого тарирования деформаций в зависимости уровня нагружения.

Формула изобретения

Образец для испытаний валов на усталостную прочность по авт. св. СССР № 1357781, отличающийся тем, что. с целью приближения условий испытаний к

натурным условиям эксплуатации коленчатых валов, на участках большего диаметра выполнены обращенные в одну сторону и сообщенные с соответствующими отверстиями прорези, плоскости которых перпендикулярны оси образца.

фиг 1

фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1733963A2

Образец для испытаний валов на усталостную прочность 1986
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Давыдов Борис Петрович
  • Денисов Вячеслав Александрович
  • Лельчук Лев Моисеевич
  • Семенов Михаил Евгеньевич
  • Петин Сергей Владимирович
SU1357781A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 733 963 A2

Авторы

Бурумкулов Фархат Хикматович

Лельчук Лев Моисеевич

Аблаев Анатолий Алексеевич

Осин Андрей Михайлович

Даты

1992-05-15Публикация

1990-01-08Подача