Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.
Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, при котором измеряют на различных высотах зубьев величины хорд между разноименными профилями зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами хорд. Для измерения хорд используют кромочный зубомер.
Недостатком известного способа является необходимость базирования мерительного инструмента по вспомогательной базе - окружности вершин зубьев, что снижает точность контроля.
Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют величины общих нормалей к разноименным профилям зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общий нормалей, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от
ZMHH до ZMSKC. Величины ZMHH и ZMSKC определены математическими выражениями.
Недостатком известного способа является то, что при выборе 2Макс не учитывается влияние фаски на вершине зуба, а это снижает точность контроля.
Цель изобретения - повышение точности контроля путем учета влияния фаски на вершине зубьев на выбор ZMBKC.
Цель изобретения достигается тем, что согласно способу измеряют величину фаски, а максимальное число зубьев ZMaKc, охватываемых общей нормалью, определяют по математическому выручению
(Л
с
VJ со о
я
л
da Sin «а
,71
+ 2
п cos a cosySb, -2-x-tga-Z-inVat)-Q-gL.
На фиг.1 показан сектор контролируемого зубчатого колеса с расположением общих нормалей; на фиг.2 - один зуб колеса с расположением на его профиле точек контроля и фаски.
Контроль зубчатого колеса осуществляют путем измерения нормалемером величин общих нормалей W к разноименным профилям 2 зубьев 3 и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общих нормалей, определяемых по математическому выражению
W (л 2п 0,5) + 2 х tg a +
+ Z in v «t) m cos a, где Zn - количество зубьев, охватываемых общей нормалью. При этом измеряют величину фаски f, а максимальное число 2Макс и минимальное число 2Мин зубьев, охватываемых общей нормалью, определяют по математическим выражениям
j
л
da Sin Oa
m cos a
f
+ Я- + 2
0)
-2 -x-tga-Z- inv«t)-Q-g-:m
ZMHH 2макс 2,
где Имакс - округляют до ближайшего меньшего целого числа;
da-диаметрокружности вершин зубьев колеса;
m - нормальный модуль;
основной угол наклона зубьев; «а - угол профиля на окружности вершин;
«t - угол профиля (для непрямозубых колес), inv Ut tg a - (i ;
«-угол профиля зуба исходного конту- оа;
х - коэффициент смещения исходного контура;
Z - число зубьев контролируемого зубчатого колеса;
f - величина фаски.
Изменение числа зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от 7Мин до ZMaKc приводит к тому, что точка контроля перемещается по профилю 1 зуба 2, что позволяет контролировать профиль 1 в различных его точках и тем самым повысить точность контроля.
В выражении (1) наличие фаски на вершине зуба 2 учитывается дополнительным
членом --.
0,6 m
Так, для зубчатого колеса с 35 зубьями после соответствующих вычислений получим
: 6,1 f
0,6 m ®
Тогда у зубчатого колеса без фаски общей нормалью можно охватить максимум 6
5 зубьев, при этом точка контроля лежит на расстоянии 0,053 m от вершины зуба. Если это зубчатое колесо имеет фаски на вершинах зубьев, величина которых составляет f 0,08 m, то фаски отсекают точки контроля
10 у вершины зубьев.. Тогда общей нормалью можно охватить максимум 5 зубьев, что подтверждается расчетами по выражению (2) после округления результата до ближайшего меньшего целого числа
15 „ „ 0,08 m
-макс
6,1 5,97.
0,6 m
Формула изобретения Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что из20 меряют величины общих нормалей к разноименным профилям зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общих нормалей, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых
25 общей нормалью, в диапазоне от ZMHH до ZMHH, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем учета влияния фаски на вершине зубьев на выбор 2макс, измеряют величину фаски, а максимальное
30 число зубьев ZM3Kc, охватываемых общей нормалью, определяют по математическому выражению
5
5
0
1
-макс
da Sin «а
+ JIя т cos a cos/Зь 2 -2 х tg«-Z in v«t)0,6 m
где ZMBKC округляют до ближайшего меньшего целого числа; 0 da - диаметр окружности вершин
m - нормальный модуль;
основной угол наклона зубьев;
«а угол профиля зуба на окружности вершин;
«-угол профиля зуба исходною корпуса;
«t - угол профиля (для непрямозубых колес),
inv «t tg a-fXt;
х - смещение исходного контура;
Z - число зубьев зубчатого колеса;
f -- величина фаски.
W5 wf
ИА
Фиг.1
Л
Фиг I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес | 1988 |
|
SU1620805A1 |
Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления | 1991 |
|
SU1796873A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1716225A2 |
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ КОРРИГИРОВАННАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025614C1 |
Способ обработки зубчатых колес ультразвуком | 1986 |
|
SU1484423A1 |
Способ черновой обработки зубчатого колеса симметричным набором дисковых фрез | 1990 |
|
SU1815024A1 |
Долбяк | 1987 |
|
SU1521540A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1357628A1 |
Способ шлифования зубчатых колес | 1983 |
|
SU1151386A2 |
Способ получения зубчатых профилей методом геометрического построения эвольвенты | 1990 |
|
SU1759574A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам контроля точности зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности контроля за счет учета фаски на вершине зубьев колеса. Контроль осуществляется при изменении числа зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от2Мин до ZMSKC, величины которых определяют по математическим выражениям, приведенным в описании изобретения. 2 ил.
Цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внешнего зацепления | |||
Расчет геометрии | |||
Справочное пособие | |||
М.: Машиностроение, 1974, с | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Предохранительный клапан | 1987 |
|
SU1620613A2 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-06-07—Публикация
1990-05-24—Подача