Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам контроля зубчатых колес внешнего зацепления.
Известен способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес, основанный на измерении величин общих нормалей к разноименным профилям зубьев зубчатого колеса, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых общей нормалью. При таком способе контроль ведется по трем точкам на каждом профиле зуба.
Недостатком известного способа контроля является то, что для зубчатого колеса с заданными параметрами расположение точек контроля на профиле зуба строго регламентировано, а это не позволяет вести контроль в произвольно выбранной точке профиля, что снижает точность контроля, так как контроль по трем точкам не охватывает всего профиля.
Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, заключающийся в том, что в диаметрально противоположные впадины между
зубьями контролируемого колеса устанавливают ролики или шарики, измеряют размер между их наружными поверхностями в диаметральной плоскости и по сравнению его с номинальной величиной судят о контролируемом профиле. Диаметр ролика или шарика принимают равным 1,718тп.
Недостатком известного способа является низкая его точность, так как о точности судят по результатам замеров только в одной точке каждого профиля (точке контакта ролика или шарика с профилем зуба зубчатого колеса), что недостаточно для криволинейного профиля.
Целью изобретения является повышение точности контроля путем увеличения количества точек контроля.
Цель достигается тем, что в известном способе диаметр роликов или шариков изменяют в диапазоне от Омин до Омзкс, границы которого определяют из выражения:
Омин -1т. cos(1,5 -В) + 0,9 .т;
. тУ
СЛ
С
VJ
Ч) Os 00 X
СО
D
макс
K
21
где ip
0,684
,)(2 ) +2,4. m-.,
+ 0,387 ;
1,33 4-х
Z - число зубьев зубчатого колеса;
/3-угол; наклона зубьев;
х - коэффициент смещения исходного контура; - гп-нормальный модуль.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан фрагмент контролируемого зубчатого колеса 1 с установленными во впадинах роликами 2; на фиг. 2 - расположение роликов различного диаметра во впадине между зубьями.
При контроле профилей зубьев зубчатого колеса 1 в диаметрально противоположные впадины между зубьями устанавливают ролики 2, измеряют размер М между их наружными поверхностями в диаметральной плоскости и по сравнению его с номинальной величиной судят о контролируемом профиле. Для повышения точности контроля диаметр роликов 2 изменяют в диапазоне от Омин до Омакс, границы которого определяют из выражений: . .: . ,. -.;:
Омин (1,5/3 ) + 0,9. т;
21
гпг
)1/. cos(2Ј ) 2,4, т;
W Т§1тх 0-387; - -;
Z-число зубьев зубчатого колеса;
/ т угол наклона зубьев;
х - коэффициент смещения исходного контура; , ..-.
гп - нормальный модуль. Приме р. Для контроля по заявляемому способу профилей зубьев прямозубого зубчат бго колеса с числом зубьев 24, коэффициентом смещения исходного контура 0,12 модулем 10 мм можно использовать ролики с минимальным диаметром 1,12 m и максимальным диаметром 3,13т, которые
будут контактировать с профилями зубьев в точке I сопряжения эвольвенты с переходной кривой и в точке на окружности вершин зубьев, соответственно. Ролики, диаметры
которых находятся в диапазоне между Омин и Омакс. будут контактировать с эвольвент- ным профилем зубьев в промежуточных его точках. С увеличением диаметра роликов точки их контакта с профилями зубьев будут
перемещаться к вершинам зубьев. Так, ролик с диаметром D2 2,5 m будет контактировать с профилями зубьев в точках, расположенных ближе к вершинам зубьев, чем ролик с диаметром DI 1,5 m.
Таким образом, данный способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, в сравнении с прототипом, позволяет увеличить количество точек контроля, что обусловливает более высокую его
точностью.
Формул а изобретения Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес внешнего зацепления, заключающийся в том, что в диаметрально
противоположные впадины между зубьями .контролируемого колеса устанавливают ролики или шарики, измеряют размер между их наружными поверхностями в диаметральной плоскости и по сравнению его с
номинальной величиной судят о контролируемом профиле, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля путем увеличения количества точек контроля, диаметр-роликов или шариков изменяют
в диапазоне от Омин до Омакс. границы которого определяют из выражений
DMnH -L Cos(1,5 /) + 0,9.m;
40
45
Омакс (pCn)1/,cos(2 /) + 2,4.m,
..f -TMlx +0-387; Т ;:
Z - число зубьев зубчатого колеса;
fi -угод наклона зубьев;
х - коэффициент смещения исходного контура;
m - нормальный модуль.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля параметров цилиндрических зубчатых колес | 1978 |
|
SU868309A1 |
Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес | 1988 |
|
SU1620805A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1989 |
|
RU2029663C1 |
Способ обработки зубьев зубчатых колес дисковым лезвийным инструментом | 2021 |
|
RU2763831C1 |
Способ контроля косозубых цилиндрических колес | 1989 |
|
SU1686301A1 |
Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев | 1987 |
|
SU1527476A1 |
Способ изготовления зуборезной головки с незатылованными резцами | 1990 |
|
SU1795931A3 |
Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес | 1990 |
|
SU1739179A1 |
Устройство для контроля размера зубчатых колес по роликам | 1986 |
|
SU1335799A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле точности зубчатых колес. Оно позволяет повысить точность контроля пр о- филей зубьев зубчатых колес путем увеличения количества точек контроля. Это достигается тем, что при установке в диаметрально противоположные впадины между зубьями роликов или шариков, поверх которых измеряют размер и сравнивают его с номинальной величиной, диаметр роликов или шариков изменяют в диапазоне от ОМИн до Рмакс, границы которого определяют из математических выражений. 2 ил.
Способ дискретного контроля профилей зубьев зубчатых колес | 1988 |
|
SU1620805A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Тайц Б.А | |||
Точность и контроль зубчатых колес | |||
М.: Машиностроение, 1972t с.324- 344. |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-04-23—Подача