Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано в качестве вяжущего материала в асфальтобетоне.
В процессе дорожного строительства используют различного рода присадки, улучшающие сцепление битума с минеральным материалом. К ним относятся анионо- активные, катионоактивные, амфолитные поверхностно-активные соединения. Однако, многие из них дороги, недефицитны или малоэффективны.
Известно вяжущее, включающее катионоактивные присадки, например полиамиды - отход в производстве пластмасс.
Полиамиды часто применяются в сочетании с соляной кислотой или серной кислотой, но они малоэффективны.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является вяжущее, содержащее битум и продукты конденсации полиэтиленполиамина (ПЭПА) и синтетических жирных
КИСЛОТ С21-С26Недостатком вяжущего, содержащего продукты конденсации ПЭПА с синтетическими жирными кислотами (например, БП-3), является то, что оно малоустойчиво к действию высоких температур. Асфальтобетон, приготовленный с применением вяжущего, компаундированного БП-3, имеет меньшие прочностные характеристики.
С целью увеличения сцепления с материалами кислотной и основной природы, прочности асфальтобетона, получаемого на основе битумного вяжущего, морозостойкости,, в битум в качестве адгезионной присадки вводят 30-35%-ный раствор продукта взаимодействия - разветвленных карбоновых кислот общей формулы сц}
iKcHt-CKjL-j-cooH,
где , R - -Ни -C2Hs, , с триэтилентетраамином.
Способ получения заключается в следующем.
В битум, разогретый до температуры подвижного состояния 140-160°С, вводят присадку, Время перемешивания соответствует полному растворению присадки (не менее 30 мин), Полученные образцы вяжущего исследуют по показателям качества.
В табл. 1 представлено влияние содержания присадки на свойства битумного вяжущего и присадки БП-3.
Из табл. 1 видно, что предлагаемые добавки присадки улучшают сцепление с минеральными материалами, а также улучшают морозостойкость вяжущего.
Полученные образцы вяжущего используют для приготовления асфальтобетона. Асфальтобетонные смеси готовят по общепринятому методу.
В табл. 2 представлены основные свойства асфальтобетонов.
Из табл. 2 видно, что по морозостойкости асфальтобетоны лучше, чем по прототипу, и прочность при сжатии при 20 и 50°С больше за исключением примера с содержанием присадки в количестве 0,5%.
Поскольку в изобретении и по прототипу используют различные марки битума, то для того, чтобы проверить истинное влияние присадок на битумное вяжущее, в каче- стве показателя влияния содержания присадки на прочность асфальтобетона берут соотношение прочности асфальтобетонов, содержащих ПАВ, к прочности асфальтобетонов с эталонным битумом, не содержащих ПАВ. Данные исследований
приведены в табл. 3.
Из табл. 3 видно, что введение предлагаемой присадки улучшает прочность асфальтобетона при 20 и 50°С по сравнению с присадкой БП-3 по прототипу. Коэффициент морозостойкости также в данном случае выше.
Формула изобретения Битумная композиция для дорожного строительства, включающая битум и адгезионную присадку, отличающаяся тем, что, с целью увеличения прочности на сжатие асфальтобетона на основе битумного вяжущего и повышения его морозостойко- сти, в качестве адгезионной присадки она содержит 30-35%-ный раствор продукта взаимодействия «-разветвленных монокар- боновых кислот общей формулы
СН3 Н{СНгадт-{-соон,
К
где R - -Н; -CaHs: -C4Hg; т 5-10, с триэтилентетраамином в сольвент-нафте при следующем со отношении компонен- тов, мас.%: битум 99,0-99,5: указанная адгезионная присадка 0,5-1,0.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БИТУМ | 2017 |
|
RU2669085C1 |
АДГЕЗИОННАЯ ПРИСАДКА И СПОСОБ ЕЁ ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2230083C1 |
ЭМУЛЬГАТОР КАТИОННЫХ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2230084C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ ДОБАВКА ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ НА ОСНОВЕ ТОРФА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЛЯ НЕЕ СТРУКТУРООБРАЗОВАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2479524C2 |
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БИТУМ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2241011C1 |
АМФОТЕРНАЯ АДГЕЗИОННАЯ ПРИСАДКА К БИТУМНЫМ ВЯЖУЩИМ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ | 2012 |
|
RU2534539C2 |
Модифицированный нефтяной дорожный битум | 2021 |
|
RU2784872C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АКТИВНОЙ ДОБАВКИ К БИТУМУ | 1994 |
|
RU2094427C1 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ | 2010 |
|
RU2448994C2 |
Холодный способ получения щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенной прочности для ремонта и устройства слоев дорожных покрытий | 2015 |
|
RU2612681C1 |
Сущность изобретения: композиция содержит два компонента, мас.%: битум 99,0- 99.5 и адгезионная присадка 0,5-1,0. В качестве адгезионной присадки используют 30-35%-ный раствор в сольвент-нафте продукта взаимодействия а-разветвленных монокарбоновых кислот формулы Н(СН2 -CH2)m C(CH3)(R) СООН, где R - -Н; -С2Н5; - т 5-10 с триэтилентетраамином. Асфальтобетон на основе вяжущего обладает морозостойкостью и прочностью на сжатие. 3 табл.
35
Таблица
Таблица 2
Таблица 3
Асфальтобетонная смесь | 1981 |
|
SU1117305A1 |
Шемонаева Д.С Свойства асфальтобетона на основе вяжущего, содержащего ка- тионоактивную присадку БП-3 | |||
- Автомобильные дороги, 1978, N 3, с.19-21. |
Авторы
Даты
1992-06-23—Публикация
1989-06-26—Подача