Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя Советский патент 1992 года по МПК H02P7/42 

Описание патента на изобретение SU1746507A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к области частотно-регулируемого электропривода переменного тока с асинхронным электродвигателем

Известено устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя, содержащее преобразователь частоты и асинхронный электродвигатель, в

котором выполняется закон регулирования напряжения и частоты U/f const.

Недостатками такого устройства являются малый рабочий диапазон регулирования выходной частоты преобразователя (5-60 Гц), малый рабочий диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя с учетом точности ее поддержания (5-7),

а также отсутствие пускового момента и перегрузки при трогании электродвигателя.

Известно также устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя с повышенным пусковым моментом и повышенным диапазоном регулирования частоты вращения, в котором заложен принцип частотно-токового управления асинхронным двигателем.

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя содержит силовой блок преобразователя частоты, выходные зажимы переменного тока которого предназначены для подключения к зажимам асинхронного элект- родвигателя, а входные - к зажимам промышленной сети, блок формирования задания частоты вращения, блок управления силовыми ключами преобразователя частоты, входные зажимы которого связаны через регуляторы тока с датчиками тока фаз статора и непосредственно или через преобразователь фаз с выходными зажимами блока формирования синусоидальных сигналов задания тока фаа статора двигателя, связанного первым входом с выходом блока задания частоты тока фаз статора двигателя, вторым входом с выходом блока задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, один из выходов которого сое- динен с выходом блока формирования зада- ния частоты вращения, а другой - с датчиком обратной связи, диод и два суммирующих усилителя, образующих узел формирования амплитуды реактивной составляющей тока статора, один из входов первого усилителя соединен непосредственно (в нереверсивном электроприводе) или через выпрямитель (в реверсивном электроприводе) с выходом блока задания частоты вращения, а выход - через диод с первым входом второго суммирующего усилителя, выход которого связан с третьим входом, являющимся каналом задания амплитуды реактивной составляющей тока ста- тора, блока формирования сигналов задания частоты и тока фаз статора, вторые входы суммирующих усилителей соединены источниками смещения.

Силовой блок содержит неуправляемый силовой выпрямитель, конденсатор фильтра, разрядный резистор, ключ, обратный диодный мост, блок ключей инвертора. Блок формирования сигналов задания частоты и тока фаз статора двигателя состоит из про- граммируемых запоминающих устройств (функций синуса и косинуса), преобразователей код - аналог, сумматоров.

Блок задания частоты тока статора двигателя состоит из последовательно соединенных сумматоров, преобразователя аналог - частота, счетчика импульсов. Блок задания амплитуды активной составляющей тока статора двигателя содержит сумматоры, интегральный регулятор скольжения, выход которого связан с входами сумматоров и через резистор и параллельно ему включенную RC-цепочку с входом операционного усилителя.

Датчик обратной связи содержит датчик напряжения, выход которого связан с входом преобразователя фаз (трех в две), преобразователи код-аналог функций синуса и косинуса, входы задания амплитуды которых подключены к выходу преобразователя фаз, а кодовые входы - к выходу программируемых запоминающих устройств, инвертирующий усилитель и сумматор.

Устройство обеспечивает пуск торможение и регулирование частоты вращения вниз от номинальной при M const и вверх от номинальной при INconst и .

Диапазон регулирования электродвигателя вниз от номинальной составляет обычно 1:10 и ограничивается влиянием падения напряжения от тока нагрузки на активных сопротивлениях фаз двигателя, которое на этих частотах вращения становится соизмеримым с величиной ЭДС вращения. Полной компенсации падения напряжения с помощью положительной обратной связи с выхода интегратора на вход сумматора, сигнал на выходе которого пропорционален активной составляющей тока нагрузки, достичь обычно не удается, так как величина активного сопротивления фаз двигателя в значительной степени зависит от температуры, а регулятор частоты вращения в этом режиме работает не эффективно.

Для частичного устранения указанного, недостатка в устройстве предусмотрено принудительное увеличение тока двигателя по каналу задания тока намагничивания с помощью элементов, которое осуществляется в области малых частот вращения в функции сигнала с выхода блока формирования задания частоты вращения, т.е. функции частоты вращения.

Однако из-за возможного перегрева обмоток двигателя установить постоянное значение тока фазы выше номинального по каналу тока намагничивания практически невозможно. Поэтому двигатель при низких частотах вращения плохо воспринимает перегрузку по моменту, что дополнительно ограничивает нижний диапазон регулирования частоты вращения. Диапазон регулирования частоты вращения выше номинальной во второй зоне с U const и также ограничивается требуемой перегрузкой двигателя по моменту, поскольку критический момент электродвигателя зависит от уровня приложенного напряжения и частоты тока статора(пропорционален квадрату приложенного напряжения и обратно пропорционален квадрату частоты тока статора).

При этом частота тока статора зависит от задаваемой частоты вращения и не может быть изменена, а напряжение, прикладываемое к двигателю во второй зоне регулирования, в некоторой степени зависит от закона управления силовыми ключами инвертора, работающего в режиме ШИМ (широтно-импульсной модуляции). При этом s области малых и средних значений частот вращения, когда амплитуда напряжения на двигателе меньше амплитуды напряжения сети, на выходе инвертора имеется ток, повторяющий заданное синусоидальное значение, и система управления инвертора работает в режиме регулятора тока.

При номинальной частоте вращения электродвигателя и выше ее напряжения сети уже недостаточно для формирования полной синусоиды заданного тока, так как противоЭДС фазы двигателя становится близкой к максимальному значению напряжения сети. В этом случае системой автоматического регулирования отрабатываются лишь начальные отрезки синусоиды задания тока фазы двигателя (ключи инвертора работают в режиме ШИМ), а в верхней части синусоиды задания тока фаз ключи инвертора полностью открыты и к фазам двигателя прикладывается полное напряжение сети.

Истинное значение тока фазы на этом участке определяется круговой частотой вращения поля статора, от которой зависит полное индуктивное сопротивление двигателя, и величиной скольжения. При этом чем больше амплитуда задания тока фазы, тем более длителен участок открытого состояния ключей инвертора и тем большее среднее значение напряжения (за полупериод) прикладывается к фазе двигателя, а значит, создается больший ток намагничивания и критический момент электродвигатель возрастает.

В устройстве при работе электропривода во второй зоне сигнал с выхода блока формирования задания частоты вращения превышает сигнал с выхода датчика обратной связи и операционный усилитель интегрального регулятора скольжения находится в насыщении, выдавая максимальное задание активной составляющей тока фазы. В то же время суммирующий операционный усилитель, выходной сигнал которого является заданием тока намагничивания во второй

зоне, по-прежнему выдает сигнал, соответствующий номинальному току намагничивания, который меньше задаваемого тока намагничивания двигателя в области малых 5 частот вращения. Поэтому на номинальной и выше номинальной частотах вращения на выходе инвертора имеется не максимально возможное напряжение и, соответственно, двигатель имеет не максимально возмож0 ный критический момент, который ограничивает момент допустимой перегрузки двигатель.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования частоты пу5 тем повышения перегрузочной способности двигателя в области малых и больших частот вращения.

В устройстве дли регулирования частоты вращения асинхронного электродвигате0 ля второй суммирующий усилитель снабжен третьим и четвертым входами, дополнительно введены выпрямитель, пороговый элемент, диод, множительный блок, сумматор, первый вход которого подключен к источни5 ку-смещения первого усилителя, второй его вход через введенный пороговый элемент и выпрямитель связан с выходом задатчика частоты вращения, а выход через введенный диод - с первым входом множительного

0 блока, второй вход которого подключен к выходу регулятора скольжения блока задания амплитуды активной составляющей то ка фаз статора и входу введенного выпрямителя, а выход - к второму входу

5 блока задания частоты тока фаз статора и второму входу блока задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, причем выход введенного выпрямителя связан с третьим входом второго суммирующе0 го усилителя, четвертый вход которого связан с пороговым элементом.

Сущность устройства заключается в том, что за счет введения выпрямителя, порогового элемента (стабилитрона), суммато5 ра, диода и множительного устройства и их оригинальной связи осуществляется в функции температуры электродвигателя коррекции положительной обратной связи по активной составляющей тока нагрузки и до0 полнительной составляющей по частоте скольжения, увеличение составляющей тока намагничивания в функции тока нагрузки, а также увеличение наряду с активной составляющей задания тока статора и его реактив5 ной составляющей до- предельного значения при работе электродвигателя во второй зоне при одновременном снижении добавки по частоте скольжения.

Благодаря введенным элементам и их связям происходит изменение положительной обратной связи по активной составляющей тока двигателя в функции температуры двигателя, что позволяет более точно компенсировать падение напряжения на активном сопротивлении фаз двигателя, повысив тем самым жесткость механических характеристик двигателя, а значить, и расширить диапазон регулирования частоты вращения. Кроме того, в функции нагрузки (сигнала на выходе регулятора скольжения) происходит наряду с увеличением активной составляющей и увеличение составляющей тока намагничивания, что повышает максимальный момент электродвигателя в области малых частот вращения, в увеличение задания активной и реактивной составляющих в функции частоты вращения во второй зоне повышает напряжение на зажимах электродвигателя, а значит, перегрузку во второй зоне, что также расширяет диапазон регулирования частоты вращения.

На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя; на фиг. 2 - време.нные диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя (фиг. 1) содержит преобразователь 1 частоты с выходными зажимами переменного тока, предназначеными для подключения к асинхронному двигателю 2, датчики 3-5 тока фаз статора, включенные на выходе преобразователя 1 частоты, входные зажимы которого предназначены для подключения к питающей сети, блока 6 управления силовыми ключами преобразователя частоты, входные зажимы которого связаны через регуляторы 7-9 тока с датчиками тока фаз статора и через преобразователь 10 фаз (двух в три) с выходными зажимами блока 11 формирования синусоидальных сигналов задания тока фаз статора, связанного первым входом с выходом блока 12 задания частоты тока фаз статора, вторым входом - с выходом блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, снабженного регулятором 14 скольжения, один из входов которого соединен с выходом задатчика 15 частоты вращения, а другой - с выходом датчика 16 обратной связи, входы которого предназначены для подключения к фазам статора, один из входов первого суммирующего усилителя 17 связан через выпрямитель 18с выходом задатчика 15 частоты вращения и первым входом задатчика 12 частоты тока фаз статора, а выход через диод 19 - с первым входом второго суммирующего усилителя 20, выход которого связан с входом задания амплитуды реактивной составляющей тока статора блока 11 формирования синусоидальных сигналов задания тока фаз статора, вторые входы суммирующих усилителей 17 и 20 соединены с источниками смещения Ui, U2, вновь введенные выпрямитель 21, пороговый элемент 22, диод 23, множительный блок 24, сумматор 25, первый вход которого подключен, например, через терморезистор

0 26 делителя к источнику Ui смещения первого усилителя, второй его вход через введенный пороговый элемент 22 и выпрямитель 18 связан с выходом задатчика 15 частоты вращения, а выход через вве5 денный диод 23 - с первым входом множительного блока 24, второй вход которого подключен к выходу регулятора 14 скольжения блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора и

0 входу введенного выпрямителя 21, а выход - к второму входу блока 12 задания частоты тока фаз статора и второму входу блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, причем выход введен5 ного выпрямителя 21 связан с третьим входом второго суммирующего усилителя 20, четвертый вход которого связан с пороговым элементом 22.

Преобразователь 1 частоты содержит

0 неуправляемый силовой выпрямитель 27, конденсатор 28 фильтра, разрядный резистор 29, ключ 30, обратный диодный мост31, блок 32 ключей инвертора.

Блок 11 формирования синусоидальных

5 сигналов задания тока фаз статора двигателя состоит из программируемых запоминающих устройств (функций синуса и косинуса) 33 и 34, преобразователей код - аналог 35-38, сумматоров 39 и 40.

0 Задатчик 12 частоты тока фаз статора двигателя состоит из последовательно соединенных сумматоров 41, преобразователя 42 аналог-частота, счетчика 43 импульсов. Блок 13 задания амплитуды активной

5 составляющей тока фаз статора двигателя содержит сумматоры 44 и 45, интегральный регулятор 14 скольжения, выход которого связан через резистор и параллельно ему включенную RC-цепочку с входом операци0 онного усилителя 46.

Датчик 16 обратной связи содержит датчик 47 напряжения, выход которого связан с входом преобразователя 48 фаз (трех в две), преобразователи 49 и 50 код - аналог

5 функций синуса и косинуса, входы задания амплитуды которых подключены к выходу преобразователя фаз, а кодовые входы - к выходу программируемых запоминающих устройств 33, 34, инвертирующий усилитель 51 и сумматор 52.

При этом, если по фазам статора двигателя протекает намагничивающий ток, описываемый формулами

I/4A f4rn Sin an

In

I (MB l,am sin (MI --3- ):

In

fic pm -sin(Ht+4p);

то на выходе датчика 47 напряжения имеются сигналы, определяемые соотношениями

cos(wt +у);

COS( W t -

In

+ V):

In

COS( (l) I + + V)

Преобразователь 48 фаз, выполняемый обычно на базе суммирующих операционных усилителей, имеет на выходе в качестве сигнала одной из двух фаз сигнал фазы А

cos( (j) t + i/J );

а второй сигнал получается из соотношения U/ -1/{/l3 -UmCos(Mt-- + V-0 +

+ UmCOS(fi) V)

Um Sln(ft)t + V)Блоки 49-52 реализуют математические соотношения

COS( Wt -И/О COS Wt+Um X

sin(wt + V;) sin Um cos t/;.

В указанных соотношениях /цт - амплитуда тока намагничивания фаз двигателя; UA, UB, Uc - синусоидальные сигналы, пропорциональные напряжениям на зажимах асинхронного двигателя; Us2 - напряжение на выходе датчика обратной связи; ty- угол сдвига между векторами напряжения и ЭДС фаз двигателя.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии схемы напряжения подается на блок 1 преобразователя частоты и цепи управления, но сигнал на

выходе задатчика 15 частоты вращения отсутствует, сигнал на выходе выпрямителя 18 равен нулю, а на выходе усилителя 17 - отрицательный, пропорциональный напряжению смещения Ui,

Отрицательный сигнал с выхода усилителя 17 через диод 19 проходит на вход усилителя 20 и суммируется с напряжением смещения на его входе, увеличивая начальный сигнал на выходе усилителя 20, являющийся сигналом задания амплитуды тока намагничивания двигателя.

Сигнал на выходах регулятора 14 скольжения, множительном блоке 24 и блока 13

задания активной составляющей тока фаз

статора двигателя также равен нулю, равна

нулю и выходная частота преобразователя

42 аналог - частота, счетчик 43 импульсов не

переключается, но его состояние соответствует какому-то неизменному числу импульсов. Данному же числу импульсов соответствует и код синуса на выходе устройства 33, и код косинуса на выходе устройства 34.

При этом поскольку сигнал на выходе регулятора 14 скольжения равен нулю, то на выходе преобразователей 35 и,36 код-аналог сигнал также равен нулю, а на выходе преобразователей 37 и 38 соответственно

равен

t Sin 0, i COS в,

где 9- угол, соответствующий коду на выхо- де счетчика 43 импульсов,

а на выходах блока 10 преобразования фаз равен

ju sin#; ft (0 + );

О

I,,, sin ().

в соответствии с уровнем этих сигналов регуляторами 7-9 тока поддерживается и ток в фазах двигателя. Причем в исходном состоянии схемы, поскольку частота равна нулю, по фазам двигателя протекает постоянный ток, который не создает вращающего момента и двигатель находится в неподвижном состоянии.

Постоянный ток фаз двигателя протекает по их активным сопротивлениям, вызывая появление на зажимах двигателя напряжения, которое через датчик 47 напряжения, преобразователь 48 фаз поступает на аналоговые входы преобразователей 49 и 50 код-аналог, на частотные входы которых подается сигнал с выхода программируемых запоминающих устройств 33 и 34. При этом на выходах преобразователей 49 и 50 имеются соответственно сигналы

Ua -Um cos 9: U/3 Um sin в;

где Um - амплитуда фазного напряжения двигателя.

После суммирования соответствующих инверсного и прямого сигналов на выходе сумматора 52 имеется сигнал Um cos 0 при одном заданном направлении вращения и -Um cos в при другом заданном направлении вращения.

В рассматриваемом режиме при нулевой частоте, когда весь ток двигателя задается по каналу задания тока намагничивания, угол равен 90°, и проекция его на ось, совпадающую с вектором активного тока, равна нулю, т.е. сигнал с выхода датчика 16 обратной связи равен нулю и датчик обратной связи не оказывает влияния на состояние регулятора 14 скольжения.

При Появлении сигнала на выходе за- датчика 15 появляется и аналоговый сигнал на выходе регулятора 14 скольжения, а на выходе преобразователя 42 аналог-частота непрерывная последовательность импульсов, частота которых определяется уровнем входного сигнала. Счетчик 43 начинает считать импульсы, изменяя код сигнала на выходе запоминающих устройств 33 и 34, запрограммированных на функции синуса и косинуса. При этом на выходе преобразователей 35-38 частота - аналог появляются гармонические сигналы, амплитуды которых пропорциональны задаваемым значениям активной (уровень напряжения с выхода блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора двигателя) и реактивной (уровень напряжения с выхода усилителя 20) составляющим тока статора в эквивалентном двухфазном двигателе.

Сигнал с выхода усилителя 20 определяется суммой трех входных сигналов - напряжения смещения Da, сигнала с выхода регулятора 14 скольжения и сигнала с выхода усилителя 17, который определяется алгебраической суммой двух сигналов - напряжения смещения Ui и сигнала с выхода выпрямителя 18, суммируемого с противоположным знаком.

На выходах блоков 35-38 имеют сигналы задания активной и реактивной составляющих тока статора в двухфазной системе координат

Sin Wt; 136 1аЗ COS О) Г, Sinft)t; COS ftH.

5После суммирования попарно активной

и реактивной составляющих тока статора в сумматорах 39 и 40 на их выходах имеют

10

Sln((Wt ); Uo lmCOS(uJt + (р);

где lm V|23 + ; р arctg .

В дальнейшем сигналы зэ и АО, сдвинутые один относительно другого на 90

эл.град.. преобразуются в преобразователе 10 фаз в три сигнала, сдвинутые между собой на 120 эл.град., которые и используются в качестве сигналов задания тока фаз статора асинхронного двигателя ЗА

Im sin( );

bB lmsln(o)t+0)--Tp); 2л:

(Q)t+().

0

В соответствии с уровнем задающих сигналов на выходе блока 10 в фазах асинхронного электродвигателя начинает протекать ток, появляется вращающий момент и двигатель разгоняется. При работе двигателя на установившейся заданной скорости сигнал с задатчика частоты вращения равен

5 сигналу обратной связи с выхода обратного координатного преобразователя и при холостом ходе двигателя сигнал на выходе регулятора скольжения мал.

При набросе нагрузки ток и напряжение

0 в первый момент сохраняются постоянными, не меняется и сигнал обратной связи с выхода обратного координатного преобразователя. В этом случае скорость двигателя начинает снижаться и в таке фаз двигателя появляется активная составляющая, созда-- вая вращающий момент. Одновременно, поскольку заданное значение тока не изменилось, уменьшается реактивная составляющая, т/е. уменьшается ток намагни0 чивания, а значит, уменьшается и фаз ЭДС двигателя, уменьшая сигнал обратной связи с выхода обратного координатного преобразователя.

Сигнал обратной связи уменьшается не° сколько в большей степени, чем снижается ЭДС, так как одновременно с перераспределением активной и реактивной составляющих тока статора двигателя происходит поворот в пространство вектора ЭДС te, что

дополнительно снижает ее проекцию на ось, перпендикулярную прежнему вектору тока намагничивания, который теперь совпадает с полным током статора

При уменьшении сигнала обратной связи нарушается баланс между ней и задающим сигналом с задатчика 15 и на выходе регулятора 14 скольжения появляется напряжение,.являющееся заданием на увеличение активной и реактивной составляющих тока статора, последние возрастают, увеличивая момент двигателя. Для уменьшения просадки скорости одновременно с увеличением активной составляющей тока статора увеличивается и его частота вследствие поступления сигнала с выхода множительного блока 24 на вход преобразователя 42 аналог - частота через сумматор 41 Имеющее место при этом увеличение сигнала обратной связи вследствие роста напряжения на двигателе компенсируется введением отрицательного сигнала с выхода множительного блока 24 на вход сумматора 45 который также компенсирует и увеличение напряжения за счет возрастания падения напряжения на активных сопротивлениях фаз статора при росте активной составляющей тока нагрузки

Постоянная времени интегрирования регулятора 14 должна выбираться близкой к электромагнитной постоянной времени всего контура регулирования тока статора Для форсирования переходных процессов САР в процессе отработки задаваемого уровня активной составляющей тока статора и стабилизации используется операционный усилитель 46, вход которого через пропорционально-дифференциальное звено (резистор с подключенной параллельно ему RC-цепочкой) подсоединен к выходу регулятора 14 скольжения

В первый момент пуска сигнал на входе операционного усилителя 20 равен сумме трех сигналов - напряжению смещения U2 сигнала с выхода регулятора 14 скольжения и с выхода усилителя 17.

При этом сигнал напряжения смещения Ua соответствует номинальному току намагничивания двигателя, а сумма сигналов с выходов усилителя 17 и регулятора 14 скольжения соответствует превышению тока намагничивания над номинальным Поэтому пуск двигателя и работа его на малых скоростях происходит с повышенным током намагничивания, обеспечивая появление на валу электродвигателя повышенного пускового момента несмотря на малый сигнал на выходе блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора двигателя.

В процессе разгона электродвигателя возрастает сигнал на выходе задатчика 15 частоты вращения, а также сигнал на выходе выпрямителя 18, который имеет знак, про- тивоположный знаку напряжения смещения на входе усилителя 17. При этом сигнал на выходе усилителя 17 уменьшается по мере роста скорости, уменьшается и сигнал на выходе усилителя 20, являющийся сигналом

0 задания амплитуды тока намагничивая. Ток намагничивания по мере роста скорости уменьшается.

При достижении скоростью заданного уровня (определяется величиной активного

5 сопротивления обмоток фаз двигателя, обычно ,1 п нОм) сигнал на выходе усилителя 17 меняет знак, диод 19 запирается и сигнал на выходе усилителя 20 определяется величиной напряжения смещения

0 U2 на его входе и величиной напряжения на выходе регулятора 14 скольжения. При холостом ходе двигателя, когда сигнал на выходе регулятора скольжения близок к нулю, сигнал на выходе усилителя 20 соответству5 ет номинальному току намагничивания.

При длительной работе на установившейся скорости с током нагрузки температура обмоток двигателя повышается и сопротивление терморезистора 26, встро0 енного в обмотку двигателя, уменьшается. При этом растет сигнал на входе сумматора 25 и его выходе, а значит, и на втором входе множительного блока 24 и его выходе, что увеличивает частоту тока статора на состав5 ляющую возросшего скольжения от тока нагрузки, сведя к минимум изменения частоты вращения Возросшее при этом напряжение на зажимах двигателя, а значит, и на выходе датчика 16 обратной связи компен0 сируется возросшим отрицательным сигналом на входе сумматора 45, поступающим с выхода множительного блока 24,

При достижении ротором двигателя частоты вращения, близкой к номинальной,

5 когда напряжение на зажимах статора двигателя приближается к напряжению промышленной сети, пороговый элемент 22 пробивается и на вход сумматора 25 подается сигнал, действующий встречно ссигна0 лом от источника смещения lh, а на вход суммирующего усилителя 20 подается сигнал, действующий согласно с сигналом от источника смещения U2 и сигналом с выхода выпрямителя 21

5При этом сигнал на выходе множительного блока 24 уменьшается (становится равным нулю, когда полярность на выходе сумматора 25 меняет свой знак и диод 23 закрывается), уменьшается и добавка по частоте скольжения на вход сумматора 41, что

устранят несоответствие частоты вращения ротора двигателя, заданной при холостом ходе на номинальной и вышеноминальной частотах вращения двигателя и в режиме работы с U const (операционный усилитель регулятора 14 скольжения в этом режиме вследствие превышения сигнала с задатчи- ка 15 над сигналом с блока 16 находится в насыщении, выдавая максимальное значение скольжения, которое не соответствует истинному его значению).

Одновременно максимальное значение сигнала с выхода регулятора 14 скольжения подается на входы операционного усилителя 46 и выпрямителя 21, которые переходят в режим насыщения, выдавая максимальные значения задания активной и реактивной составляющих тока статора.

Однако ток статора двигателя пропорционально его заданию возрасти не может, поскольку для его создания при больших частотах вращения с U const напряжения сети недостаточно.

Силовые ключи при этом переходят в режим отработки задания синусоиды на на- чальном ее участке с последующим полным открытием и подключением всего выпрямленного напряжения сети к обмоткам двигателя. Чем больше амплитуда тока задания, тем больше длительность открытого состоя- ния ключей и тем больше уровень приложенного к обмоткам двигателя напряжения, а значит, тем больше перегрузочная способность двигателя по моменту при его работе в режиме с U const (с ростом напряжения при неизменной частоте возрастает ток намагничивания, а значит, поток двигателя и его критический момент).

Таким образом, предлагаемое устройство имеет большую перегрузочную способ- ность двигателя в области малых частот вращения благодаря более точной компенсации падения напряжения на активных сопротивлениях фаз двигателя от тока нагрузки и увеличение тока намагничивания в функции тока нагрузки, а также большую перегрузочную способность в области больших частот вращения благодаря увеличению амплитуды задания тока фаз до максимального значения (определяется уровнем напряже- ния питания операционных усилителей). Увеличение возможной перегрузки двигателя по моменту позволяет также расширить диапазон регулирования частоты вращения и выше, и ниже номинальной,

Формула изобретения

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя, содержащее преобразователь частоты с выходными зажимами переменного тока

предназначенными для подключения к асинхронному двигателю, датчики тока фаз статора, включенные на выходе преобразователя частоты, входные зажимы которого предназначены для подключения к питающей сети, блок управления силовыми ключами преобразователя частоты, входные зажимы которого связаны через регулятор тока с датчиками тока фаз статора и через преобразователь фаз - с выходными зажимами блока формирования синусоидальных сигналов задания тока фаз статора, связанного первым входом с выходом блока задания частоты тока фаз статора, вторым входом - с выходом блока задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, снабженного регулятором скольжения, один из входов которого соединен с выходом задатчика частоты вращения, а другой - с выходом датчика обратной связи, входы которого предназначены для подключения к фазам статора, один из входов первого суммирующего усилителя через выпрямитель связан с выходом задатчика частоты вращения и первым входом задатчика частоты тока фаз статора, а БЫ.ХОД через диод - с первым входом второго суммирующего усилителя, выход которого связан с входом задания амплитуды реактивной составляющей тока статора блока формирования сину- соидальных сигналов задания тока фаз статора, вторые входы суммирующих усилителей соединены с источниками смещения, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования частоты вращения путем повышения перегрузочной способности двигателя в области малых и больших частот вращения, второй суммирующий усилитель снабжен третьим и четвертым входами, дополнительно введены выпрямитель, пороговый элемент, диод, множительный блок, сумматор, первый вход которого подключен к источнику смещения первого усилителя, второй его вход через введенный пороговый элемент и выпрямитель связан с выходом задатчика частоты вращения, а выход через введенный диод - с первым входом множительного блока, второй вход которого подключен к выходу регу- лятора скольжения блока задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора и входу введенного выпрямителя, а выход - к второму входу блока задания частоты тока фаз статора и второму входу блока задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, причем выход введенного выпрямителя связан с третьим входом второго суммирующего усилителя, четвертый вход которого связан с пороговым элементом.

с

Похожие патенты SU1746507A1

название год авторы номер документа
Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1990
  • Шепелин Виталий Федорович
SU1758823A1
Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1989
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
SU1646035A2
Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1987
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
  • Николаев Сергей Станиславович
SU1534736A1
Электропривод 1985
  • Волков Александр Васильевич
  • Шехтер Андрей Семенович
SU1309244A1
Электропривод 1986
  • Волков Александр Васильевич
  • Шехтер Андрей Семенович
SU1372580A1
Электропривод 1991
  • Грабовецкий Георгий Владимирович
  • Куклин Олег Георгиевич
  • Орлик Валерий Витальевич
  • Денисов Владимир Яковлевич
  • Чудинов Иван Петрович
  • Борвенко Игорь Альбертович
SU1837379A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Сидоров Петр Григорьевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
RU2313894C1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ТЯГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Романов Игорь Владимирович
  • Чудаков Павел Леонидович
RU2451389C1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Чабанов Алим Иванович
  • Кузнецов Борис Иванович
  • Тропин Сергей Николаевич
  • Гуня Михаил Арсентьевич
SU1734185A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 746 507 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя

Использование: в. частотно-регулируемых электроприводах переменного тока с асинхронным электродвигателем Сущность изобретения: устройство содержит преобразователь 1 частоты с выходными зажимами переменного тока, предназначенными для подключения к асинхронному двигателю 2, датчики 3, 4, 5 тока фаз статора, блок 6 управления силовыми ключами преобразователя 1 частоты, входные зажимы которого связаны через регуляторы тока 7,8,9с датчиками 3, 4, 5 тока фаз статора и через преобразователь 10 фаз с выходными зажимами блока 11 формирования синусоидальных сигналов задания тока фаз статора, связанного первым входом с выходом блока 12 задания частоты тока фаз статора, вторым входом - с выходом блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, снабженного регулятором 14 скольжения, один из входов первого суммирующего усилителя 17 связан через выпрямитель 18с выходом задатчика 15 частоты вращения, а выход через диод 19-с первым входом второго суммирующего усилителя 20, выпрямитель 21. пороговый элемент 22, диод 23, множительный блок 24, сумматор 25, первый вход которого подключен, например, через терморезистор 26 к источнику смещения первого усилителя 17, второй его вход через пороговый элемент 22 и выпрямитель 18 к выходу задатчика 15 частоты вращения, а выход через диод 23 связан с первым входом множительного блока 24, второй вход которого подключен к выходу регулятора 14 скольжения и входу выпрямителя 21, а выход - к второму входу блока 12 задания частоты тока фаз статора и второму входу блока 13 задания амплитуды активной составляющей тока фаз статора, причем выход выпрямителя 21 связан с третьим входом второго суммирующего усилителя 20, четвертый вход которого связан с пороговым элементом 22. 2 ил. (Л С XI Јь О СЛ О VI

Формула изобретения SU 1 746 507 A1

w

23

X

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1746507A1

Устройство для регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя 1988
  • Шепелин Виталий Федорович
  • Горчаков Валентин Викторович
  • Сушенцов Анатолий Анатольевич
SU1614089A2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 746 507 A1

Авторы

Шепелкин Виталий Федорович

Даты

1992-07-07Публикация

1990-06-15Подача