Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности, и касается химического состава алюминиевого сплава для деталей, работающих в узлах трения и испытывающих повышенные контактные напряжения в условиях ограниченной смазки и сухого трения, например, в качестве статора и крышек роторных компрессоров, поршней, поршневых колец и гильз цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания.
Известен антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий, мас.%: Кремний0,4-15
Медь0,1-15
Марганец0,1-5
Олово0,1-5
Свинец0,1-5
АлюминийОстальное
Однако известный сплав на основе алюминия, обладая высокими антифрикционными свойствами в условиях смазки, имеет недостаточные износостойкие и противоза- дирные характеристики в условиях сухого трения и ограниченной смазки.
Наиболее близким по составу к изобре- .тению является антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий мас.%: Кремний16-25
Медь.3-5,5
Магний.0,2-0,8
Марганец 0,3-0,8
Титан.0,25
Железо 0,3
Свинец0,3-2
АлюминийОстальное
Известный антифрикционный сплав на основе алюминия характеризуется недостаточными антифрикционными свойствами в
XJ
N vj
СЛ КЭ СЛ
условиях сухого трения и при повышенных контактных напряжениях. Кроме того, он содержит в своем составе такой токсичный материал как свинец.
Цель изобретения - повышение антм- фрикционных свойств сплава в условиях ограниченной смазки ги сухого трения.
Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, марганец и титан, дополнительно содержит олово при следующем содержании компонентов, мас.%:
Кремний16-18
Медь4-5
Магний0,85-1,3
Марганец0,2-0,4
Титан0,15-0,25
Олово1-6
АлюминийОстальное
Сущность изобретения заключается во введении в алюминиевый сплав большего количества магния, который наряду с упрочняющей фазой CuAl2 образует дополнительную твердую фазу MgaSi, обеспечивая совместно с мягкой оловяно-алюминиевой эвтектикой высокие износостойкие свойства сплава
Для получения сплава были подготовлены пять смесей компонентов, содержание которых отражено в табл. 1,
Антифрикционный сплав на основе алюминия плавили в электропечи сопротивления. В расплавленный чушковой алюминий вводили лигатуру алюминий-кремний, После расплавления вводили остальные компоненты: медь марганец и титан в виде
лигатур, а магний и олово вводили в чистом виде Расплав рафинировали при 750- 760°С гексахлорэтаном в количестве 0,3% от веса шихты в два приема, затем произво- дили модифицирование фосфористой медью в количестве 0,3% of веса шихты. Сплав подвергался термообработке по режиму: закалка при 505 ± 5°С в течение 4 ч, охлаждение в воде при 80°С, старение при 175 ±5°С в течение 10 ч.
Полученные сплавы имели следующие характеристики (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, предложенный антифрикционный сплав на основе алюминия превосходит известный по изностойкости и имеет меньший коэффициент трения.
Предложенный сплав может быть ичс- пользован для изготовления статоров и крышек роторных двигателей внутреннего сгорания и компрессоров, поршней, поршневых колец и гильз блока цилиндров двигателей и компрессоров.
Формула изобретения Антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, марганец и титан, отличающийся тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств, он дополнительно содержит олово при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кремний16-18
Медь4-5
Магний0,85-1,3
Марганец0,2-0,4
Титан0,15-0,25
Олово1-6
АлюминийОстальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сплав на основе алюминия | 1990 |
|
SU1723169A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЗАГОТОВКИ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2004 |
|
RU2284364C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2016 |
|
RU2643284C2 |
Износостойкий чугун | 1981 |
|
SU950789A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2049140C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2039116C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2030475C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2006 |
|
RU2329321C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2012 |
|
RU2504595C1 |
Чугун | 1980 |
|
SU910828A1 |
Использование, для деталей, работающих в узлах трения и испытывающих повышенные контактные напряжения в условиях ограниченной смазки и сухого трения, например в качестве статора и крышек роторных компрессоров поршней, поршневых колец и гильз цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания Сущность изобретения: антифрикционный сплав на основе алюминия содержит, мас.%: кремний 16-18; медь 4-5; магний 0,85-1,3; марганец 0,2-0,4; титан 0,15-0,25; олово 1-6; алюминий остальное. Характеристика сплава;(после закалки и искусственного старения) - твердость 140-160 НВ; коэффициент трения по стали твердостью HRC 50 - 0,13-0,2; прочность на растяжение 30-40 кгс/мм2; относительная износостойкость сплава по сравнению с известным составляет 1,2-1,4. 2 табл. (Л
Таблица 1
Таблица 2
Патент ФРГ № 755300, кл | |||
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" | 1923 |
|
SU40A1 |
Патент США №4055417, кл | |||
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1990-06-07—Подача