Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке конструктивных технических решений подшипниковых узлов с радиаль- но-упорными шариковыми и роликовыми подшипниками, в которых при сборке в дуплексе необходимо создать заданный осевой зазор или предварительный натяг.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипникового уз - ла.
Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу по схеме Х-дуп- лекс два радиально-упорных подшипника, крышку с центрирующим пояском и дистанционный элемент, снабжен деформируемой распорной втулкой, установленной между наружными кольцами подшипников, при этом в корпусе и на наружных поверхностях дистанционного элемента и центрирующего пояска крышки выполнена резьба, а дистанционный элемент установлен в корпусе на резьбе между торцами наружного кольца подшипника и крышки.
На фиг. 1 показан конструкция подшипникового узла; на фиг. 2 - схема действия сил в резьбовом соединении подшипникового узла, согласно которой витки резьбы дистанционного Элемента 3 и крышки 2 нагружены после сборки осевыми силами, действующими в диаметрально- противоположных направлениях; на фиг. 3 - то же. Между наружными кольцами подшипников 4 и 5 установлена деформируемая распорная втулка 6, позволяющая при сборке нагрузить витки резьбы дистанционного элемента 3 и крышки 2 в одну сторону; на фиг, 4 - диаграмма сила-деформация деформируемой распорной втулки, которая показывает предельно допустимую деформацию ВТуЛКИ ДО МОМвНТЭ разрушвния и соответствующего ей предельную силу осевого сжатия Рмакс.
Подшипниковый узел содержит корпус 1, крышку 2 с резьбой по наружному диаметру 2, дистанционный элемент 3 с резьбой по наружному диаметру, подшипники 4 и 5 с наружными кольцами, установленные в корпусе 1 по схеме Х-дупяекс, деформируемую
VI
сл
5 о
распорную втулку 6, расположенную между зкими торцами наружных колец подшипников.
Например, подшипниковый узел ведущей шестерни редуктора грузового или лег- 5 кового автомобиля содержит корпус 1, крышку 2 и дистанционный элемент 3, имеющий резьбу по наружным диаметрам, которые образуют соединения с корпусом 1.
Исходные данные на сборку подшипни- 10 кового узла:
-габаритные размеры подшипников
-резьбовое соединение в корпусе 128У 1.5;15
. - подшипники должны быть сжаты осевой силой порядка 300-400 кг, которая задана в технических условиях по моменту трения МТр при провороте вала в подшипниках в пределах ,3-0,4 кгм;20
-внутренние кольца подшипников, зафиксированные на валу с помощью резьбового соединения на хвостовике вала М 33 1,5 по моменту затяжки М3 30-35 кгм, чта соответствует осевой силе сжатия 5-5,5 т 25 (см. фиг. 1)г
-момент затяжки крышки Мэ 25-35 кгм, что соответствует осевой силе сжатия 1,5-2 т;
-узел сжатия деформируемой распор- 30 ной втулкой, установленной между узкими торцами наружных колец подшипников, со , следующими геометрическими параметрами: наружный диаметр 124,5 мм; внутренний диаметр 117,5 мм; деформируемый 35 участок с длиной 15 мм и толщиной 1,5 мм, имеет вогнутость 2 мм.
При сборке подшипникового узла предлагаемой конструкции (фиг. 1) с деформированной распорной втулкой 6 между узкими 40 торцами наружных колец подшипников 4 и 5 с помощью дистанционного элемента 3 с резьбой М 128 1,5 деформируется деформируемая распорная втулка, выбираются зазоры в подшипниках 4 и 5 и создается 45 требуемый преднатяг по моменту трения
,3-0,4 кгм, с осевой силой сжатия 300- 400 кг, при этом сила, развиваемая в резьбовом соединении, составит от 800 до 2500 кг. Часть этой силы - большая - будет приходиться на деформацию деформируемой распорной втулки 6, а другая часть - на создание преднатяга в подшипниках 4 и 5, при этом обеспечивается надежность резьбового соединения, так как витки резьбы на наружном диаметре дистанционного элемента 3 и крышки 2 будут прижаты к одной стороне, т. е. исключается возможность зазора в резьбовом соединении,
Использование подшипникового узла предлагаемой конструкции, в котором между наружными кольцами подшипников 4 и 5 установлена деформируемая распорная втулка 6, установленные в корпусе 1 по схеме Х-дуплекс, позволит повысить надежность и долговечность опоры за счет крепления наружных колец по торцам с помощью осевого сжатия и исключения возможности проворота наружных колец и нагружении двух резьбовых соединений в одну сторону, что позволит увеличить жесткость опоры при действии внешней осевой эксплуатационной нагрузки, которая будет распределена на большее число витков резьбовых соединений.
Формула изобретения Подшипниковый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу по схеме Х-дуплекс два радиально-упорных подшипника, крышку с центрирующим пояском и дистанционный элемент, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности опоры, он снабжен установленной между наружными кольцами подшипников деформируемой распорной втулкой, при этом в корпусе и на наружных поверхностях дистанционного элемента и центрирующего пояска крышки выполнена резьба, а дистанционный элемент установлен в корпусе на резьбе между торцами наружного кольца подшипника и крышки.
. з
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ создания осевого предварительного натяга в подшипниковом узле | 1990 |
|
SU1733944A1 |
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе | 1989 |
|
SU1663256A1 |
Способ определения величины компенсации при регулировании предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе | 1986 |
|
SU1742664A1 |
Способ определения параметров преднатяга и оценки пригодности конических подшипников при сборке редукторов | 1991 |
|
SU1788452A1 |
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2363868C1 |
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле | 1982 |
|
SU1068756A1 |
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле | 1984 |
|
SU1200155A1 |
Способ сборки подшипников качения по схеме Т-дуплекс | 1988 |
|
SU1594304A1 |
Способ контроля правильности подбора подшипников в комплекты | 1990 |
|
SU1775633A1 |
Устройство для измерения величины осевого смещения торцов колец подшипников при дуплекации | 1981 |
|
SU997517A1 |
Использование: машиностроение, в подшипниковых узлах с преднатягом. Сущность изобретения: наружные кольца подшипников крепятся по торцам с помощью деформируемой распорной втулки, установленной между ними. На дистанционном элементе и центрирующем пояске крышки по наружному диаметру выполнена резьба, образующая соединение с корпусом, а дистан- ционный элемент расположен между торцами наружного кольца подшипника и крышки. 4 ил.
6
FWi
с стороны реаььы
9
УбО.- 1Ъ№+$00
внешни tma jaMcmgygr только на элемента
Фиг.1
фцг.2
§
еРм
2500
.Х
8оо
&е
Комиссар А | |||
Г | |||
Опоры качения в тяжелых режимах эксплуатации | |||
М., 1987, с | |||
Способ исправления пайкой сломанных алюминиевых предметов | 1921 |
|
SU223A1 |
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву | 1922 |
|
SU56A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1989-11-30—Подача