Подшипниковый узел Советский патент 1992 года по МПК F16C43/00 

Описание патента на изобретение SU1751510A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке конструктивных технических решений подшипниковых узлов с радиаль- но-упорными шариковыми и роликовыми подшипниками, в которых при сборке в дуплексе необходимо создать заданный осевой зазор или предварительный натяг.

Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипникового уз - ла.

Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу по схеме Х-дуп- лекс два радиально-упорных подшипника, крышку с центрирующим пояском и дистанционный элемент, снабжен деформируемой распорной втулкой, установленной между наружными кольцами подшипников, при этом в корпусе и на наружных поверхностях дистанционного элемента и центрирующего пояска крышки выполнена резьба, а дистанционный элемент установлен в корпусе на резьбе между торцами наружного кольца подшипника и крышки.

На фиг. 1 показан конструкция подшипникового узла; на фиг. 2 - схема действия сил в резьбовом соединении подшипникового узла, согласно которой витки резьбы дистанционного Элемента 3 и крышки 2 нагружены после сборки осевыми силами, действующими в диаметрально- противоположных направлениях; на фиг. 3 - то же. Между наружными кольцами подшипников 4 и 5 установлена деформируемая распорная втулка 6, позволяющая при сборке нагрузить витки резьбы дистанционного элемента 3 и крышки 2 в одну сторону; на фиг, 4 - диаграмма сила-деформация деформируемой распорной втулки, которая показывает предельно допустимую деформацию ВТуЛКИ ДО МОМвНТЭ разрушвния и соответствующего ей предельную силу осевого сжатия Рмакс.

Подшипниковый узел содержит корпус 1, крышку 2 с резьбой по наружному диаметру 2, дистанционный элемент 3 с резьбой по наружному диаметру, подшипники 4 и 5 с наружными кольцами, установленные в корпусе 1 по схеме Х-дупяекс, деформируемую

VI

сл

5 о

распорную втулку 6, расположенную между зкими торцами наружных колец подшипников.

Например, подшипниковый узел ведущей шестерни редуктора грузового или лег- 5 кового автомобиля содержит корпус 1, крышку 2 и дистанционный элемент 3, имеющий резьбу по наружным диаметрам, которые образуют соединения с корпусом 1.

Исходные данные на сборку подшипни- 10 кового узла:

-габаритные размеры подшипников

-резьбовое соединение в корпусе 128У 1.5;15

. - подшипники должны быть сжаты осевой силой порядка 300-400 кг, которая задана в технических условиях по моменту трения МТр при провороте вала в подшипниках в пределах ,3-0,4 кгм;20

-внутренние кольца подшипников, зафиксированные на валу с помощью резьбового соединения на хвостовике вала М 33 1,5 по моменту затяжки М3 30-35 кгм, чта соответствует осевой силе сжатия 5-5,5 т 25 (см. фиг. 1)г

-момент затяжки крышки Мэ 25-35 кгм, что соответствует осевой силе сжатия 1,5-2 т;

-узел сжатия деформируемой распор- 30 ной втулкой, установленной между узкими торцами наружных колец подшипников, со , следующими геометрическими параметрами: наружный диаметр 124,5 мм; внутренний диаметр 117,5 мм; деформируемый 35 участок с длиной 15 мм и толщиной 1,5 мм, имеет вогнутость 2 мм.

При сборке подшипникового узла предлагаемой конструкции (фиг. 1) с деформированной распорной втулкой 6 между узкими 40 торцами наружных колец подшипников 4 и 5 с помощью дистанционного элемента 3 с резьбой М 128 1,5 деформируется деформируемая распорная втулка, выбираются зазоры в подшипниках 4 и 5 и создается 45 требуемый преднатяг по моменту трения

,3-0,4 кгм, с осевой силой сжатия 300- 400 кг, при этом сила, развиваемая в резьбовом соединении, составит от 800 до 2500 кг. Часть этой силы - большая - будет приходиться на деформацию деформируемой распорной втулки 6, а другая часть - на создание преднатяга в подшипниках 4 и 5, при этом обеспечивается надежность резьбового соединения, так как витки резьбы на наружном диаметре дистанционного элемента 3 и крышки 2 будут прижаты к одной стороне, т. е. исключается возможность зазора в резьбовом соединении,

Использование подшипникового узла предлагаемой конструкции, в котором между наружными кольцами подшипников 4 и 5 установлена деформируемая распорная втулка 6, установленные в корпусе 1 по схеме Х-дуплекс, позволит повысить надежность и долговечность опоры за счет крепления наружных колец по торцам с помощью осевого сжатия и исключения возможности проворота наружных колец и нагружении двух резьбовых соединений в одну сторону, что позволит увеличить жесткость опоры при действии внешней осевой эксплуатационной нагрузки, которая будет распределена на большее число витков резьбовых соединений.

Формула изобретения Подшипниковый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу по схеме Х-дуплекс два радиально-упорных подшипника, крышку с центрирующим пояском и дистанционный элемент, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности опоры, он снабжен установленной между наружными кольцами подшипников деформируемой распорной втулкой, при этом в корпусе и на наружных поверхностях дистанционного элемента и центрирующего пояска крышки выполнена резьба, а дистанционный элемент установлен в корпусе на резьбе между торцами наружного кольца подшипника и крышки.

. з

Похожие патенты SU1751510A1

название год авторы номер документа
Способ создания осевого предварительного натяга в подшипниковом узле 1990
  • Булавин Игорь Александрович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Смолюгов Андрей Владимирович
  • Шевляков Юрий Александрович
  • Агеев Николай Витальевич
  • Адаричев Валерий Петрович
  • Малахов Андрей Игоревич
  • Аверкин Григорий Валентинович
SU1733944A1
Способ приработки радиально-упорных подшипников в дуплексе 1989
  • Булавин Игорь Александрович
  • Смолюгов Андрей Владимирович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Агеев Николай Витальевич
  • Паршин Николай Егорович
  • Адаричев Валерий Петрович
  • Гришин Виталий Владимирович
SU1663256A1
Способ определения величины компенсации при регулировании предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе 1986
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Железнов Анатолий Александрович
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Снимщиков Анатолий Иванович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Коровин Валентин Серафимович
  • Воронин Сергей Алексеевич
  • Рябушкин Петр Ильич
SU1742664A1
Способ определения параметров преднатяга и оценки пригодности конических подшипников при сборке редукторов 1991
  • Сокруто Игорь Васильевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Груздев Александр Юрьевич
  • Шевляков Юрий Александрович
  • Агеев Николай Витальевич
  • Обручев Сергей Александрович
  • Лотфи Хусам
SU1788452A1
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Богатов Николай Юрьевич
  • Власов Вадим Викторович
  • Прытков Вячеслав Борисович
  • Потапов Александр Иванович
  • Уткин Василий Германович
  • Одиноков Владимир Александрович
RU2363868C1
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле 1982
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Гречухин Александр Иванович
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Сапожников Федор Федорович
  • Булавин Игорь Александрович
  • Сидоров Анатолий Григорьевич
SU1068756A1
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле 1984
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Булавин Игорь Александрович
  • Харитонов Валерий Иванович
SU1200155A1
Способ сборки подшипников качения по схеме Т-дуплекс 1988
  • Архангельский Юрий Сергеевич
  • Шинкарук Иван Бортимеевич
SU1594304A1
Способ контроля правильности подбора подшипников в комплекты 1990
  • Архангельский Юрий Сергеевич
  • Дзиненко Борис Алексеевич
  • Михалевич Александр Альбертович
SU1775633A1
Устройство для измерения величины осевого смещения торцов колец подшипников при дуплекации 1981
  • Архангельский Ю.С.
  • Сербенко С.В.
SU997517A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 510 A1

Реферат патента 1992 года Подшипниковый узел

Использование: машиностроение, в подшипниковых узлах с преднатягом. Сущность изобретения: наружные кольца подшипников крепятся по торцам с помощью деформируемой распорной втулки, установленной между ними. На дистанционном элементе и центрирующем пояске крышки по наружному диаметру выполнена резьба, образующая соединение с корпусом, а дистан- ционный элемент расположен между торцами наружного кольца подшипника и крышки. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 751 510 A1

6

FWi

с стороны реаььы

9

УбО.- 1Ъ№+$00

внешни tma jaMcmgygr только на элемента

Фиг.1

фцг.2

§

еРм

2500

8оо

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751510A1

Комиссар А
Г
Опоры качения в тяжелых режимах эксплуатации
М., 1987, с
Способ исправления пайкой сломанных алюминиевых предметов 1921
  • Касаткин П.М.
SU223A1
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 751 510 A1

Авторы

Булавин Игорь Александрович

Смолюгов Андрей Владимирович

Груздев Александр Юрьевич

Шевляков Юрий Александрович

Агеев Николай Витальевич

Паршин Николай Егорович

Адаричев Валерий Петрович

Даты

1992-07-30Публикация

1989-11-30Подача