Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства.
Известно устройство для управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления, подключенный через двухпозиционный трехлинейный распределитель к гидроуправляемому регулятору плавности включения фрикционных элементов, имеющему оппозитно расположенные торцовые полости управления, и ный со сливом канал, и через дроссель - к одному из гидроцилиндров включения
фрикционных элементов. Однако известное устройство не обеспечивает достаточной плавности переключения передач, особенно при обратном переключении.
Цель изобретения - улучшение плавности включения при прямом и обратном ходе.
Цель достигается тем, что устройство для управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления, подключенный через двухпозицонный трехлинейный распределитель к гидроуправляемому регулятору плавности включения фрикционных элементов, имеющему оппозитно расположенные торцовые полости управления и соединенный со сливом канал, и через
VI
сл о о ю сл
дроссель - к одному из гидроцилиндров включения фрикционных элементов, снабжено двухпозиционным четырехлинейным распределителем, в первой позиции которого его первая и вторая линия соединены между собой и связаны, соответственно, первая Ј ист |чйи1 ом давления, вторая - с оДним из гидроцилиндров и с торцовой полостью управления регулятора, снабженного золотником, образующим третью торцовую полость управления, соединенную с другим гидроцилиндром и третьей линией, соединенной через распределитель с четвертой линией, связанной с упомянутым каналом, при этом во второй позиции распределителя его первая линия соединена с третьей, а вторая - с четвертой.
На чертеже показана кинематическая схема предлагаемого устройства.
Устройство для управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства содержит источник 1 давления, подключенный через двухпози- ционый трехлинейный распределитель 2 к гидроуправляемому регулятору 3 плавности включения фрикционных элементов, имеющему оппозитно расположенные торцовые полости 4 и 5 управления и соединенный со сливом 6 канал 7. Два гидроцилиндра включения фрикционных элементов 8 и 9 с гидроаккумуляторами. Источник 1 давления через дроссель 10 с обратным клапаном, подключен к одному из гидроцилиндров включения фрикционных элементов. Устройство снабжено двухпозиционным четырехлинейным распределителем 11, в первой позиции которого его первая и вторая линия соединены между собой и связаны соответственно, первая - с источником 1 давления, вторая - с гидроцилиндром Вис торцовой полостью 5 управления регулятора 3 плавности. Регулятор 3 снабжен золотником 12, образующим третью торцовую полость 13 управления, соединенную с гидроцилиндром 9 и с третьей линией, соединенной через распределитель 11 с его четвертой линией, связанной с каналом 7. При этом во второй позиции распределителя 11 его первая линия соединена с третьей, а вторая - с четвертой. Площади торцовых полостей 5 и 13 равны между собой, причем каждая из них меньше площади полости 4 из условия
P()S5 F S8 где S - площадь полости;
Р - давление в системе;
F - усилие отжимной пружины фрикционных элементов.
Устройство работает следующим образом.
При подключении распределителя 2 к источнику 1 создания давления рабочей
жидкости возникает давление в полости 4 гидроуправляемого регулятора 3 плавн-- ости включения фрикционных элементов, при этом золотник 12 переместится в крайнее правое положение. Далее рабочая жид0 кость, перейдя дроссель 10 и распределитель 11, начнет создавать давление одновременно в гидроцилиндре 8 и в полости 5 управлен. я. Возрастающее дав- л ение, преодолев сопротивление отжимной
5 пружины, обеспечивает плавное зажатие фрикционных элементов коробки передач. Поскольку рабочая площадь полости 4 больше площади полости 5, золотник 12 остается в крайнем правом положении. При переключении распределителя 11 начнет создавать0 ся давление в гидроцилиндре 9 и в полости 13 управления. К моменту, когда поршень гидроцилиндра 9 преодолеет сопротивление отжимной пружины, противоположные усилия на золотнике 12 регулятора плавно5 сти 3 уравновесятся, за счет равенства усилия в полости 4 с одной стороны и суммарного усилия в полостях 5 и 13 с другой .стороны. При дальнейшем увеличении давления золотник 12 начнет перемещаться
0 влево, образуя с каналом 7 управляемый дроссель, через который начнет стравливаться рабочая жидкость из гидроцилиндра 8. Таким образом, усилие на фрикционные элементы от воздействия гидроцилиндра 8
5 будет уменьшаться, на величину прироста усилия на фрикционные элементы от воздействия гидроцилиндра 9, что обеспечит плавный переход с одной передачи на другую, без разрыва силового потока.
0 При последующем переключении распределителя 11, давление в гидроцилиндре 8 начнет постепенно возрастать, а давление в гидроцилиндре 9 начнет соответственно понижаться и посредством регулятора плав5 ности 3 обеспечится плавный переход с одних фрикционных элементов на другие, аналогично вышеописанному.
При переходе на холостой ход распределитель 2 отключается. Давление из под0 ключенного гидроцилиндра стравливается через обратный клапан дросселя 10.
При переходе на холостой ход, во время перехода с одной передачи на другую, когда в работе оба гидроцилиндра 8 и 9,
5 давление с подключенного гидроцилиндра стравливается через обратный клапан дросселя 10, а с отключенного - чрез канал 7, образующий с золотником 12 управляемый дроссель.
Такая конструкция устройства обеспечивает плавный переход с одной передачи на другую без разрыва силового потока, кроме того, быстрый переход двигателя на режим холостого хода.
Формула изобретения Устройство для управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления, подключенный через двухпози- ционный трехлиней - ый распределитель к гидроуправляемому регулятору плавного включения фрикционных элементов, имеющему оппозитно расположенные торцовые полости управления, и соединенный со сливом канал, и через дроссель - к одному из гидроцилиндров включения фрикционных
-б
0
5
элементов, отличающееся тем, что, с целью улучшения плавности включения при прямом и обратном ходе, оно снабжено двухпозиционным четырехлинейным распределителем, в первой позиции которого его первая и вторая линии соединены между собой и связаны соответственно первая - с источником давления, вторая - с одним из гидроцилиндров и с торцовой полостью управления регулятора, снабженного золотником, образующим третью торцовую полость управления, соединенную с другим гидроцилиндром и с третьей линией, соединенной через распределитель с его четвертой линией, связанной с упомянутым каналом, при этом во второй позиции распределителя его первая линия соединена с третьей, а вторая - с четвертой.
-Г уй
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Исполнительное устройство автоматического переключения передач | 1988 |
|
SU1594001A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1458256A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Гидравлическая система управления коробкой передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789367A1 |
Система управления гидромеханической передачей | 1989 |
|
SU1710381A1 |
Устройство управления многоступенчатой передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1341072A1 |
Переключающее устройство системы управления транспортным средством | 1987 |
|
SU1706907A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Использование: относится к транспортному машиностроению и касается устройств для управления фрикционными элементами гидромеханической коробки передач транспортного средства. Сущность изобретения: источник давления 1 через распределитель 2 подключен к гидроуправ- ляемому регулятору 3 плавного включения фрикционных элементов в коробке, первая торцовая полостьуправления 4 которого соединена через дроссель 10 и двухпозицион- ный четырехлинейный распределитель 11, а вторая торцовая полость 5 - непосредственно с силовым цилиндром 8, управляющим фрикционными элементами коробки. При подключении источника давления при помощи распределителя 2 к устройству управления золотник 12 плавно переместится в правое крайнее положение за счет разности площадей первой и второй торцовых полостей управления 4 и 5, что приведет к плавному нарастанию давления в силовом цилиндре 8. 1 ил. у Ё
CZ
4
X
/
73
Л
я
щрё
Устройство для управления фрикционными элементами гидромеханической ступенчатой коробки перебач транспортного средства | 1975 |
|
SU551205A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-04-09—Подача