Изобретение относится к общему машиностроению.
Известно соединение деталей с помощью крепежного элемента с овальным или эллиптическим поперечным сечением, установленного с натягом в овальные или эллиптические соосные отверстия в соединяемых деталях.
В таком соединении увеличивается долговечность, герметичность и жесткость за счет уменьшения напряжений смятия.
Однако такое соединение вызывает повышенную концентрацию напряжений в материале деталей вокруг отверстия, что снижает долговечность соединения.
Целью изобретения является повышение долговечности соединения.
На фиг. 1 изображено предлагаемое соединение, общий вид; на фиг. 2 - эпюры тангенциальных растягивающих напряжений вокруг отверстия п , напряжений от работы соединяемой детали 3 на растяжение с учетом концентрации напряжения в
материале вокруг отверстия ар , а также эпюры суммы этих напряжений о при установке крепежного элемента с круглым поперечным сечением в круглое отверстие с натягом; на фиг. 3 - аналогичные эпюры Ot, Ср и ст. для крепежного элемента с поперечным сечением в виде овала или эллипса, установленного в круглое отверстие с натягом; на фиг. 4 - характер деформирования круглого отверстия при установке в него с натягом крепежного элемента с эллиптическим или овальным поперечным сечением.
На фигурах знаком плюс обозначены растягивающие напряжения, а знаком минус - сжимающие. ст,; - максимальные растягивающие напряжения в детали 3.
Крепежный элемент 1 с поперечным сечением в виде овала или эллипса устанавливают в круглое отверстие 2 в деталях 3 и 4 (фиг. 1) с натягом таким образом, что большая ось эллипса а перпендикулярна известному направлению действия максимального (определяющего) растягивающего
СО
С
vi о
«а
ю о
напряжения а в детали 3. В результате происходит локальный изгиб материала деталей вокруг отверстия (фиг. 4). Из фиг. 4 видно, что кривизна поверхности отверстия 2 в районе малой оси Ь эллипса уменьшается (- Af), а в районе большой оси а - увеличивается (+ Af). Поэтому в районе малой оси Ь возникают растягивающие тангенциальные напряжения Ot вокруг отверстия, а в районе большой оси а - сжимающие (фиг. 3).
На фиг. 3 также изображены эпюра тангенциальных напряжений вокруг отверстия, возникающих при работе детали 3 на растяжение, Ор , и эпюра суммы напряжений о% Ot + Ор .Из фигуры 3 видно, что Ot уменьшают Ор .
Для сравнения, при запрессовке круглого крепежного элемента в круглое отверстие локального изгиба стенок отверстия не происходит. Поэтому радиальный натяг вызывает равномерную эпюру растягивающих тангенциальных напряжений Ot вокруг отверстия, как показано на фиг. 2. Из фиг, 2 видно, что при работе детали 3 на растяжение напряжения Ot , складываясь с напряжениями Ор увеличивают их, и в результате снижается долговечность соединения.
По сравнению с соединением-прототипом, предлагаемый способ соединения деталей обладает существенным преиму
ществом в форме повышения долговечности соединения путем увеличения динамической прочности и снижения концентрации напряжений при растягивающих нагрузках.
5Предлагаемый способ соединения деталей позволяет также повысить долговечность широко применяющихся в настоящее время соединений с помощью обычных круглых болтов и заклепок с вытяжным сер10 дечником (для односторонней клепки) путем придания овальности или эллиптичности стержню болта или сердечнику заклепки и ориентации большой оси вала или эллипса перпендикулярно максимальным растяги- 15 вающим напряжениям, действующим в наиболее нагруженной из соединяемых деталей.
Формула изобретения Способ соединения деталей, включаю20 щий установку с натягом в соосные отверстия крепежного элемента с поперечным сечением в виде овала или эллипса, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности соединения путем увеличе25 ния динамической прочности и снижения концентрации напряжения при растягивающих нагрузках, большую ось овала или эллипса ориентируют перпендикулярно направлению действия максимальных рас30 тягивающих напряжений в соединяемых деталях, при этом последние используют с круглыми отверстиями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ соединения деталей | 1989 |
|
SU1656195A1 |
Соединение деталей и способ сборки деталей | 1986 |
|
SU1444566A1 |
Многорядное соединение деталей | 1990 |
|
SU1751461A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНКЕРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ | 1992 |
|
RU2025581C1 |
Способ получения болтового соединения деталей | 1991 |
|
SU1751463A1 |
Соединение деталей | 1977 |
|
SU621905A1 |
Болтовое соединение деталей | 1991 |
|
SU1754927A1 |
УСТРОЙСТВО СЦЕПКИ | 2006 |
|
RU2388633C2 |
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ ТУРБИН И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1996 |
|
RU2117195C1 |
Инструмент для получения ребристых трубчатых радиаторов | 1989 |
|
SU1764834A1 |
Использование: соединение несущих конструкций. Сущность изобретения: в со- осные отверстия соединяемых деталей устанавливают с натягом крепежный элемент. Поперечное сечение крепежного элемента выполнено в виде овала или эллипса, а отверстия в деталях используют круглые. При запрессовке крепежного элемента большую ось овала или эллипса ориентируют перпендикулярно направлению действия максимальных растягивающих напряжений в соединяемых деталях. Способ позволяет повысить долговечность соединения путем увеличения динамической прочности и снижения концентрации направлений при растягивающих нагрузках.4 ил.
б
Ш
Фае. 1
Фиг, 4
Соединение деталей | 1977 |
|
SU621905A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1989-01-12—Подача