Изобретение относится к учебным пособиям по математике и может быть использовано в учебном процессе высших учебных заведений.
Известно наглядное пособие, содержащее диски одинаковых диаметров равной высоты и прямоугольную рамку, в которой оии расположены.
Недостатком этого наглядного пособия является то, что диски одинакового диаметра, что не позволяет использовать его для демонстрации понятии сходимости и расходимости числовых рядов
Наиболее близким по своей технической сущности является обучающее средство, содержащее блок со 100 номерами, разноцветные диски одинакового диаметра, контактирующие друг с другом своими боковыми поверхностями и с внутренней бокс вой поверхностью прямоугольной рамки, внутри которой они расположены
Недостатком такого обучающего средства является то, что диски одинакового диаметра, что не позволяет использовать его для демонстрации понятий сходимости и расходимости числовых рядов
XI
3
Ю
СЬ
00
Целью настоящего изобретения является иллюстрация понятий членов частичных сумм, сходимости, расходимости и признаков сравнения числовых знакоположительных рядов.
Поставленная цель достигается тем, что в наглядном пособии, содержащему рамку с расположенными внутри нее дисками контактирующими друг с другом и с внутренним периметром рамки своими цилиндрическими поверхностями, рамка выполнена в виде равнобочного уголка, а диски выполнены с разными диаметрами в виде электроплафонов, встроенных в контактную цепь с пультом управления, содержащим индивидуальные для каждого электроплафона и общий нормально разомкнутые ключи. Диски имеют одинаковую толгцину. равную высоте полок уголка, на концах и вершине которого, а также в центрах дисков выполнены глухие отверстия с возможностью крепления разъемными соединениями на демонстрационной доске.
Пособие имеет одинаковые пластины для нумерации дисков с одинаковыми монтажными отверстиями в их верхних частях с возможностью навешивания пластин на лицевые поверхности дисков. Все элементы имеют цветовую индикацию.
Для доказательства существенных отличий был проведен анализ технических ре- шений, в результате которого не обнаружены решения со сходными конструктивными признаками, следовательно, можно сделать вывод, что заявляемое решение обладает существенными отличиями и новизной.
Ча фиг. 1 изображен общий вид пособия, ча фиг.2 - осевое сечение пособия.
Пособие содержит равнобочный уголок 1 с расположенными внутри него дисками 2,3,4 одинаковой толщины, выполненных в виде электроплафонов разных цветов, подключенных к пульту управления 5, с индивидуальными К1, К2, КЗ к общим К нормально открытыми ключами, электроцепь с ветвями 6,7,8,9, причем ветвями 6 электроцепь подключена к источнику питания. Электроплафоны содержат лампочки 10. Диски 2,3 и 4 прикрепленные к стенке 11.
Площади кругов Oi. 02. (з дисков 2,3 и 4 иллюстрируют соответственно первый, второй и третий члены ряда.
0 + (/3+ ... +0п +
0)
расходимость числового знакоположительного ряда. Устанавливают диски 2,3 и 4 так, чтобы они контактировали своими цилиндрическими поверхностями друг с другом и с
внутренней поверхностью уголка 1. Таким образом площади любых двух рядом расположенных дисков имеют одинаковое отношение q, меньшее или большее единицы, причем величина q определяемся выражением q К2, где
К
1 - sin a
1 +slna
(P 1) (2)
15
или
I 4- sin q 1 - slnct
(q 1) (3)
Учащиеся видят, что ряд 1 сходится, поскольку сумма площадей бесконечной совокупности дисков меньше площади ограниченной внутренним углом уголка 1 и дугой диска 4. Если в качестве первого элемента ряда рассматривать диск 3, то ряд 1 расходится (непосредственно видно, что сумма площадей дисков в этом случае не ограничена).
Показывают, что суммарная площадь Sn
дисков при любом числе п (п - количество дисков) меньше площади S, ограниченной уголком 1 и дугой диска 4, что подтверждает сходимость ряда. Затем меняют местами номера дисков 2,3,4 в обратном порядке.
Поскольку при этом Sn не ограничена, то ряд расходится. Иллюстрируют первый и второй признаки сравнения, Заменяют мысленно диски 2,3,4 дисками меньших диаметров с теми же центрами. Непосредственно видно,
что совокупность новых дисков, имитирующих ряд
oV + 02 + аз +
+ ап +
(4)
45 не заполняют площадь уголка 1, ограниченную дугой диска 4. Значит
Oi 0,
(5)
50 что соответствует формулировке первого признака сравнения. В противоположном случае
55
о о
(6)


| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Наглядное пособие по математике | 1981 | 
 | SU1008766A1 | 
| ДИАПРОЕКТОР | 1968 |  | SU222041A1 | 
| Наглядное пособие Поповых для демонстрации действий над векторами | 1984 | 
 | SU1224814A1 | 
| Наглядное пособие по строительным конструкциям | 1990 | 
 | SU1770970A1 | 
| НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2011 | 
 | RU2520049C2 | 
| ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ МАТРИЦЫ | 1992 | 
 | RU2010342C1 | 
| Наглядное пособие для демонстрации действий над векторами | 1982 | 
 | SU1053134A1 | 
| УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ | 1997 | 
 | RU2120665C1 | 
| НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2013 | 
 | RU2536194C2 | 
| СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ | 2005 | 
 | RU2312400C2 | 
 
		
		 
		
         
         
            Использование, относится к учебным  пособиям по математике и может быть использовано в высших учебных заведениях  при изучении теории числовых рядов.  Целью изобретения является иллюстрация  понятий членов частичных сумм, сходимости, расходимости и признаков сравнения  числовых знакоположительных рядов. Сущность изобретения в наглядном пособии,  содержащем рамку с расположенными  внутри нее дисками, контактирующими друг  с другом и с внутренним периметром рамки своими цилиндрическими поверхностями,  рамка выполнена в виде равнобочного уголка, а диски выполнены с разными диаметрами в виде электроплафонов, встроенных в  контактную цепь с пультом управления, содержащим индивидуальные для каждого  злекгроплафона и общий нормально разомкнутые ключи. Диски имеют одинаковую  толщину, равную высоте полок уголка, на  концах и вершине которого, а также в центрах дисков выполнены глухие отверстия с  возможностью крепления их разъемными  соединениями на демонстрационной доске.  Все элементы имеют цветовую индикацию.  Пособие имеет три одинаковых пластины с  номерами, одинаковыми монтажными отверстиями в их верхних частях с возможностью навешивания пластин на лицевые  поверхности дисков. Устанавливая ы уголке  диски в заданной последовательности демонстрируют сходимость, расходимость и  признаки сравнения. 3 з.п.ф-лы. 2 ил. Ё
Наглядное пособие по математике используют следующим образом: Пусть необходимо продемонстрировать сходимость и
Из фиг.1 видно, что сумма площадей дисков может быть как ограничена, так и не ограничена. Поэтому выводы о поведении ряда (4) сделать нельзя. При выполнении
условия (6) первый признак сравнения не работает.
Для демонстрации расходимости ряда, мысленная замена дисков 2,3.4 на диски большего дмаметрз с теми же центрами по- казывает, что поскольку суммарная площадь дисков 2,3,4..., бесконечно велика, то суммарная площадь дисков больших диаметров, тем более бесконечна, что иллюстрирует второй признак сравнения. Если же в последнем случае мысленно заменить диски 2,3,4 дисками меньшего диаметра с теми же центрами, то суммарная площадь новых дисков может быть как ограничена, так и не ограничена, В этом случае выводы о поведении ряда (4) сделать нельзя. Сумма Зз - #1 + 02 + оз иллюстрирует понятие третьей частичной суммы ряда.
Пособие позволяет демонстрировать понятие членов числовых рядов, сходимо- сти м расходимости числовых рядов, а также признаков сравнения, что дает положительный дидактический эффект при изучении темы Ряды.
Формулаизобретения
с другом и внутренним периметром рамки своими цилиндрическими поверхностями, отличающееся тем. что с целью иллюстрации понятий членов частичных сумм, сходимости, расходимости и признаков сравнения числовых знакоположительных рядов, рамка выполнены с разными диаметрами в виде электроплафонов, встроенных в контактную электроцепь с пультом управления, содержащим индивидуальные для каждого электрофона и общий нормально разомкнутые ключи
Фиг. 2.
| Патент США № 3453748, кл | |||
| Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 | 
 | SU9A1 | 
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-12-26—Подача