Изобретение относится к приборостроению, в частности к механическим системам точного линейного перемещения, и может быть использовано в развертывающих механизмах устройств ввода-вывода графической информации, в частности в фототелеграфных аппаратах и полиграфических машинах.
Известен механизм перемещения суппорта токарного станка 1, в котором с целью повышения точности за счет исключения влияния на перемещения суппорта относительных перекосов и биений винтовой пары кронштейн суппорта снабжен центрами, расположенными диаметрально противоположно относительно продольной оси ходового винта, в которых установлено с возможностью покачивания кольцо. В
кольце в плоскости, перпендикулярной оси центров, установлены толкающие скалки со сферическими концами, взаимодействующими с торцом гайки.
Известно корректирующее устройство для механизма подачи винта 2, в котором полугайки соединены друг с другом с помощью пружины и навинчены на ведущий винт. Каждая полугайка соединена с помощью эластичных пластин с кольцом, установленным с зазором на ведущем вин re. Кольцо с двух сторон шарнирно связано с центрами, установленными в перемещаемом звене.
Наиболее близким к заявляемому является винтовой привод 3, который содержит каретку, винт, взаимодействующий с ним гайку, поводок, закрепленный на последхх|
N
-л
О CJ
ней, а также упоры, установленные ма каретке и выполненные в виде втулки, размещенного в ней подпятника и опирающегося на последний шарика, размещенного во втулке с радиальным зазором, а поводок гайки размещен между шариками,
Недостатком прототипа является передача усилия перемещаемой каретке через консольный поводок гайки, что приводит к ее перекашиванию относительно винта и возникновению неравномерности момента трения в резьбе. Жестко поджатые к поводку шарики, размещенные в регулируемых при сборке опорах, не позволяют компенсировать появляющийся в процессе работы из-за износа зазор в данном соединении, Винтовой привод не обеспечивает компенсации периодической ошибки резьбы винта, которая приводит к наиболее ощутимой невооруженным глазом периодической нерав- номерности оптической плотности синтезируемого развертывающим устройством полутонового черно-белого или цветного изображения.
Целью изобретения является повышение точности и плавности перемещения.
Цель достигается тем, что о механизме линейного перемещения, содержащем каретку с направляющими, винт, взаимодействующую с ним гайку и узел связи гайки с кареткой, гайка выполнена по крайней мере из двух резьбовых секторов, равномерно расположенных по окружности и соединенных между собой с помощью пружины, а узел связи гайки с кареткой выполнен в виде шариковых упоров, объединенных в группы по числу резьбовых секторов, в каждой из которых не менее семи шариковых упоров, примем один из упоров каждой группы и пружина, соединяющая соседние резьбовые секторы, расположены по разные стороны от осевой плоскости симметрии соответствующего сектора, а центр этого упора и ось пружины равноудалены от перпендикулярных оси винта торцов резьбового сектора, по крайней мере шесть остальных упоров каждой группы установлены попарно, причем в каждой паре один из упоров подпружинен к каретке, линии, соединяющие центры упоров двух пар, параллельны одна другой и каждая касательно к окружности среднего диаметра резьбы винта, упоры третьей пары расположены на соответствующих торцах резьбового сектора, перпендикулярных оси винта, а один из упоров этой пары установлен с возможностью осевого перемещения и с зазором между ним и кареткой, выбираемым из соотношения
S. п
где А - амплитуда периодической ошибки шага резьбы винта;
п - число резьбовых секторов.
На фиг. 1 приведен разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 2 - вид сверху с разрезом А-А на фиг, 1; на фиг-. 3 - вид сбоку с продольным разрезом механизма линейного перемещения по оси винта.
Мехгнизм линейного перемещения состоит из ходового винта 1,гайки, выполненной из двух резьбовых секторов 2 и 3, установленных соответственно в верхнем
корпусе 4 и нижнем корпусе 5 с продольными призматическими пазами, кронштейна 6, закрепленного на каретке 7, установленной в призматических шариковых направляющих 8 и 9. В призматические пазы верхнего
корпуса помещены шарики 10, 11 и 12, 13 упоров. Первые поджаты жесткими упорами 14, 15 с подпятниками 16, 17, вторые - упорами 18, 19 с пружинами 20, 21, помещенными во втулки 22, 23. Линии, соединяющие
центры шариков 10,12 и 11, 13 параллельны и каждая касательна окружности среднего диаметра резьбы винта.
Конструкция нижнего корпуса 5, расположение шариковых упоров аналогично
конструкции и расположению шариковых упоров верхнего корпуса 4. Все упоры, подпятники, пружины и втулки установлены в кронштейне 6.
На корпусах 4 и 5 установлены соответственно упоры 24 и 25, на каретке 7 - упор 26 с втулкой 27, на кронштейне 6 - упор 28 с втулкой 29. Между упорами 24 и 26 помещен шарик 30, между упорами 25 и 28 - шарик 31.
В продольные призматические пазы каретки 7 попарно помещены четыре шарика 32, одновременно располагающиеся в призматических пазах направляющих 8 и 9. На верхнем корпусе 4 установлен передний упор 33 и задний упор 34, в кронштейне б - жесткий упор 35, с противоположной стороны - упор 36, поджатый пружиной 37, помещенной во втулку 38. Между упорами 33 и 35 размещен шарик 39, а между упорами 34 и 35 - шарик 40.
. На нижнем корпусе 5 установлен передний упор 41 и задний упор 42, в кронштейне 6 - микрометрический регулируемый упор 43, а с противоположной стороны - упор 44, поджимаемый пружиной 45, помещенной во втулку 46. Между упорами 41 и 43 размещен шарик 47, а между упорами 42 и 44 - шарик 48. Между шариками 47 и упором 43 при сборке устанавливается зазор (в направлении перемещения), равный доле амплитуды периодической ошибки резьбы ходового винта, соответствующей числу резьбовых секторов.
Упоры 33 и 34, 41 и 42 расположены на плоскостях торцов резьбовых секторов, перпендикулярных оси винта.
Между корпусами 4 и 5 установлена пружина 49, зацепленная концами за штифты 50. 51, помещенные в канавки корпусов. Пружиной 49 резьбовые секторы 2 и 3 постоянно прижаты к ходовому винту 1, через упоры 24, 26 и шарик 30 корпус 4 прижат к каретке 7, а через упопы 25, 28 и шарик 31 корпус 5 прижат к кронштейну 6.
Упоры 24 и 25 и пружина 40, соединяющая противоположные резьбовые секторы, расположены по разные стороны от осевой плоскости симметрии резьбового сектора, а центры шариков 30 и 31 этих упоров и ось пружины равноудалены от перпендикулярных оси винта торцов резьбовых секторов.
Механизм линейного перемещения работает следующим образом.
При вращении ходового винта 1 резьбо- вые секторы 2 и 3 перемещаются вдоль его оси. На первой половине оборота ходового винта усилие перемещения оси резьбового сектора 2 через верхний корпус 4, упор 33, шарик 39. жесткий упор 35, кронштейн 6 передается каретке 7, движущейся на шариках 32 вдоль направляющих 8 и 9. Зазор между шариком 47 и упором 41 резьбового сектора 3 уменьшается и на второй половине оборота ходового винта 1 движение ка- ретке 7 передается через нижний корпус 5, упор 41, шарик 47, микрометрический упор 43 и кронштейн 6. При этом между шариком 39 и упором 33 (35) образуется зазор, максимальное значение которого достигает ве- личины, в частном данном случае достигающей половины амплитуды периодической ошибки резьбы ходового винта, а в общем случае - величины, равной части этой ошибки, соответствующей числу резь- бовых секторов. Таким образом достигается компенсация периодической ошибки шага резьбы ходового винта и повышается плавность линейного перемещения каретки.
При обратном ходе каретки 7 усилие перемещения передается ей от резьбовых секторов 2 и 3 одновременно через верхний 4 и нижний 5 корпуга, упоры 34 и 42, шарики 40, 48, упоры 36, 44, пружины 37, 45, втулки 3, 46 и кронштейн 6. В данном случае пере- дача усилия каретки через два шариковых упора не имеет особого значения, так как обычно обратный ход каретки не является рабочим.
В процессе движения оба резьбовых сектора постоянно прижаты к ходовому пинту пружиной, чем обес.печипаотся отсутг.1 вие осевого зазора в сопряжении резьб винта и секторов. Во время вращения винта развороту секторов относительно его оси препятствуют упоры 24, 26 и 25, 28, а также шарики 30 и 31, втулки 27 и 29 препятствуют выпадению шариков при их перекатывании. Поперечные смещения резьбовых секторов относительно винта при его вращении ограничиваются в горизонтальной плоскости упорами 14, 15, подпятниками 16, 17 и шариками 10, 11 в одном направлении, упорами 18, 19, пружинами 20, 21 и втулками 22, 23 в противоположном. Одновременно шарики 10, 11 и 12, 13 обеспечивают возможность осевых смещений корпусов 4 и 5 относительно друг друга при смене передающего усилие перемещения каретки резьбового сектора и возможность радиальных смещений резьбовых секторов в вертикальной плоскости для компенсации периодической ошибки механизма от радиального биения резьбы винта при его вращения,
Опоры корпусов 4 и 5 через шарики 30, 31 на каретку 7 и кронштейн 6, жестко связанный с кареткой, обеспечивают возможность исключения из конструкции специальной направляющей для резьбовых секторов (гайки) при одновременном наличии у них необходимых степеней свободы относительно перемещаемой каретки.
Формула изобретения
Механизм линейного перемещения, содержащий каретку с направляющими, винт, взаимодействующую с ним гайку и узел связи гайки с кареткой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и плавности перемещения, гайка выполнена в виде по крайней мере двух резьбовых секторов, равномерно расположенных по окружности и соединенных между собой при помощи пружины, а узел связи гайки с кареткой выполнен в виде шариковых упоров, объединенных в группы по числу резьбовых секторов, в каждой из которых не менее семи шариковых упоров, один из упоров каждой груг.пы и пружина, соединяющая соседние резьбовые сектора, расположены по разные стороны от осевой плоскости симметрии соответствующего сектора, а центр этого упора и ось пружины равноудалены от перпендикулярных оси винта торцов резьбового сектора, по крайней мере шесть остальных упоров каждой группы установлены попарно, причем в каждой паре один из упоров подпружинен к каретке, линии, соединяющие центры упоров двух пар, параллельны одна другой и
каждая касательна к окружности среднего диаметра резьбы винта, упоры третьей пары расположены на соответствующих торцах резьбового сектора, перпендикулярных оси винта, а один из упоров этой пары установлен с возможностью осевого перемещения
и с зазором S между ним и кареткой, выбираемым из соотношения:
S A/n .
где А - амплитуда периодической ошибки шага резьбы винта;
п - число резьбовых секторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Станок для закалки деталей с индукционного нагрева | 1974 |
|
SU646844A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В. А. | 2016 |
|
RU2686648C9 |
КОАКСИАЛЬНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2044375C1 |
Устройство для получения вращательного движения Абрамова Валентина Алексеевича (Абрамова В.А.) | 2016 |
|
RU2654690C9 |
Устройство для передачи движения | 1985 |
|
SU1259073A1 |
Устройство для полирования торцов оптических наконечников | 1988 |
|
SU1549731A1 |
Винтовой привод | 1985 |
|
SU1227871A1 |
Планшайба | 1986 |
|
SU1371845A1 |
ЛАЗЕРНЫЙ ЦЕЛЕУКАЗАТЕЛЬ-ДАЛЬНОМЕР | 2004 |
|
RU2269093C1 |
СТЕНД СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ВЕРХНИЙ КОРСЕТ СТЕНДА, НИЖНИЙ КОРСЕТ СТЕНДА, МЕХАНИЗМ ПОПЕРЕЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, МЕХАНИЗМ ПРОВОРОТА СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, ХОДОВАЯ ОПОРНАЯ ТЕЛЕЖКА СТЕНДА СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ ИЗДЕЛИЯ, СПОСОБ СБОРКИ ОБТЕКАТЕЛЯ НА СТЕНДЕ | 2008 |
|
RU2392201C1 |
Изобретение относится к приборостроению и может быть r-спользовано в развертывающих механизмах устройств ввода-вывода графической информации. Цель изобретения - повышение точности и плавности перемещения. С этой целью гайка выполнена из двух резьбовых секторов, соединенных между собой пружиной. Гайка связана с кареткой при помощи узла связи, включающего группы шариковых упоров. Один из упоров установлен с зазором по отношению к каретке и имеет возможность перемещения вдоль оси ходового винта. При вращении ходового винта усилие перемещения передается через резьбовой сектор, верхний корпус, упор, шарик, жесткий упор и кронштейн (первая половина оборота), а также через второй резьбовой сектор, нижний корпус, упор, шарик, микрометрический упор и кронштейн (вторая половина оборота). За счет наличия зазора достигается компенсация периодической ошибки шага резьбы ходового винта. 3 ил. со с
Mdt
1726 1 2 k 7
.... Л Л
3128 5 3 6
SO П 32 8
Фиг.1
со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1989-08-07—Подача