Антифрикционный композиционный материал Советский патент 1992 года по МПК F16C33/20 

Описание патента на изобретение SU1775565A1

Изобретение относится к материаловедению, в частности к изготовлению подшипников скольжения.

Полимерные композиционные материалы получили исключительно широкое распространение в машинах для восприятия радиального и осевого усилия на валу. Примером может служить упорный подшипник главного судового двигателя, воспринимающий и передающий корпусу судна движущую силу упора гребного винта. В настоящее время известно большое оличе- ство материалов для подшипников: антифрикционные металлы, резина, дерево, синтетические полимеры, композиты. Металлические подшипники требуют интенсивную смазку, имеют склонность к задирам и перегревам с подплавлением вкладышей при работе в экстремальных условиях, слабые демпфирующие свойства, что вызывает шум и вибрацию при переменных режимах работы. Применяемые в настоящее время полимерные материалы для подшипников и подпятников или металло- полимерные композиции обладают хорошими упругодемпфирующими свойствами, антикоррозионными и антифрикционными свойствами. Однако эти подшипники и подпятники отличаются сложностью конструктивной и технологической, а также низкой термостойкостью и прочностью, что резко снижает надежность работы.

Наиболее близкими к предлагаемому материалу явл яются антифрикционные термостойкие полимеры, представляющие собой армирующую углеродную ткань с матрицей из пироуглерода. Недостатком этих материалов является низкая адгезионная способность между слоями, что вызывает расслаивание и повышенный износ.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности и прочности антифрикционного композиционного материала.

Указанная цель достигается тем, что материал сформирован из армирующих углеродных волокон и связующей матрицы из пиролитического углерода, образующих пористый углеродный композит. Причем вектор выхода волокон на поверхность трения

С

VI Vi

Л

сл

ON

ориентирован к вектору скорости на поверхности трения под углом 20-90°.

При больших и меньших углахуказанно- го диапазона наблюдается расслоение поверхности трения при длительной работе. Например, подшипники, изготовленные из углеродной ткани под углом намотки 0-15J3 при работе расслаивались из-за низкой адгезии между слоями,

Способ формирования материала и де- тали заключается в следующем, Заготовка из углеродных волокон, ткани, жгутов формируется определенным способом, в зависимости от требуемой ориентации волокон, либо на оправке соответствующей уклад- кой, либо предварительной пропиткой в уг- леродосодержащих связующих (сахарный раствор, угольный пек, смола) с последующем сушкой и возгонкой летучих, подвергается карбонизации. После этого производится механическая обработка. Окончательно обработанная деталь пропитывается в среде углеродосодержащего газа при температуре, соответствующей температуре карбонизации 930-980°С с по- следующей графитизацией.

На фиг. 1 показан подпятник; на фиг. 2 - подшипник, выполненные изданного материала, где 1 - углеродные волокна, 2 - пиро- литический графит.

Примером конкретно исполнения является материал для подпятника, выполненный в лаборатории Углеродный композит

НКИ для триботехнических испытаний. Подпятник из предложенного материала с наружным диаметром 120 мм, внутренним диаметром 30, толщиной 10 мм получен методом намотки углеродной ткани типа УРАЛ - 1 и последующей пропиткой в природном газе при температуре 930°С, затем заготовка подвергалась механической обработке и вторичной пропитке в газовой среде при температуре 980°С.

Другим примером является материал подшипника, выполненный по такой же технологии из углерод-углеродного композита с внутренним диаметром 30 мм, наружным 50 мм, шириной 10 мм.

Результаты испытаний показали надежную работу подшипника и подпятника из предложенного материала при изменении удельного давления от 0,5 до 5 МПа при работе без смазки, при смазке морской и пресной водой,

После 100 часовых испытаний при смазке морской водой следов износа и расслоений не обнаружено.

Таким образом, предложенный антифрикционный материал рекомендован для работы в машинах-приводах, машинах-двигателях и специальных технологических машинах при работе как на обычной смазке, так и без смазки или при использовании в качестве смазки пресную или морскую воду, что повысит экологичность и экономичность подшипников,

Похожие патенты SU1775565A1

название год авторы номер документа
Антифрикционная композиция и способ её получения 2020
  • Черненко Дмитрий Николаевич
  • Черненко Николай Михайлович
  • Щербакова Татьяна Сергеевна
  • Грудина Иван Геннадьевич
  • Назаров Александр Иванович
  • Солдатов Михаил Михайлович
RU2751337C1
Поршневое композиционное кольцо для двигателя внутреннего сгорания и способ его изготовления 1988
  • Селезнев Юрий Владимирович
  • Гура Ирина Александровна
  • Гавлович Ирина Николаевна
SU1675370A1
АНТИФРИКЦИОННАЯ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2008
  • Кирик Евгения Валериевна
  • Лобынцева Ирина Владимировна
  • Анисимов Андрей Валентинович
  • Бахарева Виктория Ефимовна
  • Блышко Ирина Валентиновна
  • Савелов Александр Сергеевич
RU2395534C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1999
  • Абозин И.Ю.
  • Бахарева В.Е.
  • Лобынцева И.В.
  • Николаев Г.И.
  • Панфилов Н.А.
  • Петрова Л.В.
  • Симина В.Н.
RU2153107C1
Антифрикционная композиция 2022
  • Маланюк Артем Игоревич
  • Махортов Андрей Дмитриевич
RU2780264C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ТЕРМОСТОЙКИЙ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 2004
  • Струк Василий Александрович
  • Кравченко Виктор Иванович
  • Костюкович Геннадий Александрович
  • Авдейчик Сергей Валентинович
RU2268273C1
УГЛЕРОДНЫЙ КОМПОЗИТНЫЙ РЕЗЬБОВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НА БАЗЕ ЦЕЛЬНОТКАНОЙ 3D ПРЕФОРМЫ 2023
  • Лукьяненко Юрий Владимирович
  • Белинис Петр Георгиевич
  • Рогожников Вячеслав Николаевич
  • Цыкун Роман Георгиевич
RU2801427C1
БАЗАЛЬТОФТОРОПЛАСТОВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ТРИБОТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2013
  • Петрова Павлина Николаевна
  • Васильев Спиридон Васильевич
  • Охлопкова Айталина Алексеевна
  • Морова Лилия Ягьяевна
RU2552744C2
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УПЛОТНЕНИЙ СУДОВОЙ АРМАТУРЫ 2011
  • Андриенко Александр Анатольевич
  • Ершов Ярослав Владимирович
  • Рагулина Татьяна Леонидовна
  • Федорова Ольга Евгеньевна
RU2463321C1
Тормозное устройство и способ изготовления его элементов 2021
  • Бушуев Вячеслав Максимович
  • Бушуев Максим Вячеславович
  • Хохлявин Никита Александрович
  • Вараксин Андрей Сергеевич
  • Гизатуллин Руслан Талгатович
RU2781577C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 775 565 A1

Реферат патента 1992 года Антифрикционный композиционный материал

Формула изобретения SU 1 775 565 A1

2Э-Ю

фиг.1

i 2

pve.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1775565A1

Сиренко Г
А
и др
Антифрикционные термостойкие полимеры
Киев: Техника, 1978, с
Система механической тяги 1919
  • Козинц И.М.
SU158A1

SU 1 775 565 A1

Авторы

Селезнев Юрий Владимирович

Зубков Александр Петрович

Гура Ирина Александровна

Павлова Ада Ивановна

Губарь Виктор Владимирович

Даты

1992-11-15Публикация

1989-11-03Подача