Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин, а точнее к подшипникам скольжения, и может быть использовано в высоконагруженных двигателях.
Известен вкладыш подшипника скольжения, содержащий основание, выполненное из стали, на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных сплава. Один из них выполнен сплошным и твердым на базе алюминия или меди. Другой выполнен из мягкого антифрикционного сплава типа баббита, размещенного в канавках, выполненных на поверхности твердого антифрикционного сплава с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм, под углом а к направлению скольжения, равным 15°. Слой из мягкого антифрикционного сплава предназначен для обеспечения приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и впитывания инородных тел.
Однако в результате смятия канавок до их полной глубины, возникающего в результате процесса приработки рабочей поверхности вкладыша, образующейся при несоосности образующей шейки вала с образующей вкладыша, роль канавок утрачивает свое назначение и износ пары вал- подшипник повышается.
Целью изобретения является повышение долговечности вкладыша подшипника путем снижения смятия канавок в режиме приработки рабочей поверхности вкладыша.
Это достигается тем, что во вкладыше подшипника скольжения, содержащем основание с закрепленным на нем антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм, в средней части рабочей поверхности вкладыша на твердом антифрикционном сплаве выполнен гладкий участок шириной, не превышающей 15 мм.
(л
х4
:сл сл
На фиг. 1 представлен вкладыш подшипника скольжения с гладким участком нэ твердом антифрикционном сплаве, в поперечном сечении; на фиг. 2 - развертка рабочей поверхности вкладыша подшипника по фиг. 1.
Вкладыш подшипника скольжения содержит основание (каркас) 1, выполненное из стали, на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных сплава 2 и 3. Сплав 2 выполнен твердым (на базе алюминия или меди) и сплошным. Сплав 3 выполнен мягким (типа баббита) и размещен в канавках 4, поверхности которых покрыты промежуточным слоем 5, на- пример, на базе никеля. Канавки 4 выполнены на поверхности твердого антифрикционного сплава 2, под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым расстоянием, не превышающем 10 мм. Сплав 3 предназначен для обеспечения антизадирной способности, приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и впитывания инородных тел. С целью повышения долговечности путем снижения смятия канавок 4 в режиме приработки рабочей поверхности вкладыша в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве 3 выполнен гладкий участок 6, шириной не превышающей 15 мм.
Ширина гладкого участка 6 определяется эмпирически в зависимости от диаметра
шейки коленчатого вала, ширины вкладыша и точности выполнения толщины стенки вкладыша и диаметра шейки вала.
Приработка рабочей поверхности вкладыша с гладким участком с шейкой вала происходит на глубину до 0,02 мм под углом контакта шейки вала с образующей внутренней поверхности вкладыша, равным 51- 6 . При таком характере приработки контакт шейки вала с поверхностью вала увеличивается и в работу вступает гладкий участок. Такие вкладыши используются в тракторных и комбайновых высоконагруженных двигателях со скоростью скольжения не более 25 м/с.
Формула изобретения Вкладыш подшипника скольжения, содержащий основание с закрепленным на нем твердым антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым их расстоянием, не превышающим 10мм, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения смятия канавок в режиме приработки рабочей поверхности вкладыша, в средней части рабочей поверхности вкладыша на твердом антифрикционном сплаве выполнен гладкий участок шириной, не превышающей 15 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вкладыш подшипника скольжения | 1990 |
|
SU1775567A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011499C1 |
БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1968 |
|
SU209151A1 |
ВКЛАДЫШ РАДИАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2162174C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ | 2007 |
|
RU2386058C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2141580C1 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПРИРАБАТЫВАЕМОСТИ ПАРЫ ТРЕНИЯ "ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА - ШЕЙКА ВАЛА" | 2012 |
|
RU2528070C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СЛОЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2011 |
|
RU2480637C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2422690C1 |
Использование: высоконагруженные опоры скольжения. Сущность изобретения: на основании закреплен твердый антифрикционный сплав с локальными канавками на рабочей поверхности, В каналах размещен мягкий антифрикционный сплав. Канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым их расстоянием, не превышающим 10 мм. В средней части рабочей поверхности вкладыша на твердом антифрикционном сплаве выполнен гладкий участок шириной, не превышающей 15 мм. 2 ил.
0US./
Фиг. 2
0 |
|
SU369145A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-08-27—Подача