Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин, а точнее к подшипникам скольжения и может быть использовано в двигателях с высоким скоростями скольжения
Известен вкладыш подшипника скольжения, содержащий основание, выполненное из стали, на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных сплава. Один из них выполнен сплошным и твердым на базе алюминия и меди. Другой выполнен из мягкого антифрикционного сплава типа баббита, размещенного в канавках, выполненных на поверхности твердого антифрикционного сплава с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм под углом а к направлению скольжения, равным 15°. Слой из мягкого антифрикционного сплава предназначен для обеспечения приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и впитывания инородных тел.
Однако в результате смятия канавок до их полной глубины, возникающего в результате приработки рабочей поверхности вкладыша, образующейся при несоосности образующей шейки вала с образующей вкладыша, роль канавок утрачивает свое значение и износ пары вал-подшипник повышается.
Целью изобретения является повышение долговечности при низких удельных эксплуатационных нагрузках путем повышения приработочных свойств рабочей поверхности вкладыша.
Это достигается тем, что во вкладыше подшипника скольжения, содержащем ос- нование с закрепленным на нем твердым антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым расстоянием, не превышающим 10 мм, в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве выполсл
с
XJ XI СЛ СЛ Os XI
пена канавка шириной, не превышающей 10 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом
На фиг. 1 представлен вкладыш подшипника скольжения с канавкой, выполненной на твердом антифрикционном сплаве, в поперечном сечении; на фиг. 2 - развертка рабочей поверхности вкладыша подшипника по фиг. 1.
Вкладыш подшипника скольжения содержит основание (каркас) 1, выполненное из стали, на внутренней поверхности которого закреплены два антифрикционных сплава 2 и 3, Сплав 2 выполнен твердым (на базе алюминия или меди) и сплошным. Сплав 3 выполнен мягким (типа баббита) и размещен в канавках 4, поверхности которых покрыты промежуточным слоем 5, например, на базе никеля. Канавки 4 выполнены на поверхности твердого антифрикционного сплава 2 под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым расстоянием, не превышающем 10 мм. Сплав 3 предназначен для обеспечения антизадирной способности, приработки рабочей поверхности вкладыша с шейкой вала и впитывания инородных тел. С целью повышения долговечности при низких удельных эксплуатационных нагрузках путем повышения приработочных свойств рабочей поверхности вкладыша в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве3 выполнена канавка 6 шириной, не превышающей 15 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом.
Ширина канавки б определяется эмпирически в зависимости от: диаметра шейки коленчатого вала, ширины вкладыша и точности выполнения толщины стенки вкладыша и диаметра шейки вала.
Приработка рабочей поверхности вкладыша с канавкой, заполненной мягким антифрикционным сплавом, с шейкой вала происходит на глубину до 0,01 мм и под
углом контакта шейки вала с образующей внутренней поверхности вкладыша, равным
21-3
Такие вкладыши используются в двигателях компрессоров, турбин и других машин
с высокой скоростью скольжения (более 25 м/с) и незначительной удельной эксплуатационной нагрузкой на вкладыш. Формула изобретения Вкладыш подшипника скольжения, содержащий основание с закрепленным на нем твердым антифрикционным сплавом, выполненным с локальными канавками на рабочей поверхности, в которых размещен мягкий антифрикционный сплав, канавки
выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15°, и с межосевым их расстоянием, не превышающим 10 мм, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности при низких удельных эксплу0 атационных нагрузках путем повышения приработочных сво.йств рабочей поверхности вкладыша, в средней ее части на твердом антифрикционном сплаве выполнена канавка шириной, не превышающей 15 мм,
5 заполненная мягким антифрикционным сплавом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вкладыш подшипника скольжения | 1990 |
|
SU1775566A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011499C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2404378C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2422690C1 |
БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 1968 |
|
SU209151A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ БРОНЗОВЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2765925C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2524467C1 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПРИРАБАТЫВАЕМОСТИ ПАРЫ ТРЕНИЯ "ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА - ШЕЙКА ВАЛА" | 2012 |
|
RU2528070C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2049140C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2274777C2 |
Использование, высокоскоростные опоры скольжения. Сущность изобретения: на основании закреплен твердый антифрикционный сплав с локальными канавками на рабочей поверхности. В канавках размещен мягкий антифрикционный сплав. Канавки выполнены под углом а к направлению скольжения, равным 15° и с межосевым их расстоянием, не превышающем 10 мм. В средней части рабочей поверхности на твердом антифрикционном сплаве выполнена канавка шириной, непревышающей 15 мм, заполненная мягким антифрикционным сплавом. 2 ил.
Фиг. 2
0 |
|
SU369145A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-08-27—Подача