Изобретение относится к составам защитных покрытий от коррозии и может быть использовано в автомобильной промышленности и в быту для антикоррозионной защиты днищ и внутренних поверхностей крыльев легковых автомобилей.
Известны антикоррозионные автомобильные битумные мастики БМП (ТУ 6-10- 882-83), АПМ (ТУ 6-10-1812-81) и № 579 СГУ 6-10-1268-82), содержащие раствор битума, синтетическую смолу, модифицирующие до- байки и наполнители. Указанные мастики обладают рядом недостатков, в частности они имеют низкую ударную прочность и адгезию к металлу при низких температурах. При температуре минус 30° С покрытие становится хрупким и крошится даже при незначительных ударах камней или щебня при эксплуатации автомобиля. Недостаточна также его износостойкость, вследствие чего
долговечное, ь покрытия ограничена до 1 года эксплуатации,
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является композиция для защитных покрытий, включающая битум, алкидную смолу, толуол, асбест и присадку. Покрытие этого состава характеризуется высокими показателями водостойкости, однако его защитные свойства в среде S02 и соленых растворах недостаточны. Это существенно снижает эффективность покрытия особенно в условиях больших промышленных городов и зимой при интенсивном использовании химических средств борьбы с гололедицей. Как и другие битумные мастики она не морозостойка.
Целью изобретения является создание мастики, обладающей повышенными защитными свойствами и морозостойкостью,
XJ
ю ю
W
т. е. улучшенными эксплуатационными показателями.
Поставленная цель достигается использованием в составе мастики в качестве основы синтетической алкилрезорциновой смолы (АРЭФС), а в качестве наполнителя - гидрофобного модифицированного аэросила при следующем содержании компонентов, мас.%:
АРЭФС (ТУ 38.10970-82)90-94
Аэ рос ил (ТУ 6-18-160-73)6-10
Мастику готовят путем механического смешивания компонентоЪ в любом смесителе, например типа ЗЛ-400, при комнатной температуре до получения однородной мае- сы.
Изобретение иллюстрируется примерами, приведенными в табл. 1.
Испытания мастики проводились по показателям, указанным в номенклатуре обя- зательных показателей качества для группы средств Автоантикоры для днища и крыльев автомобилей (ОСТ 6-15-1477-85) согласно методикам, изложенным в Сборнике методов определения единичных показате- лей качества автопрепаратов, (составитель
-проектио-технологическое бюро ПО Лит- бытхим).
Результаты испытаний представлены в табл. 2.
Как следует из приведенных в табл, 2 данных защитные свойства и морозостойкость предлагаемого состава мастики суще- ственно превышают аналогичные показатели известных составов. Это позво- лило значительно улучшить эксплуатационные показатели покрытия, что особенно важно зимой при интенсивном применении химических средств борьбы с гололедом. Увеличение износостойкости покрытия ука- зывает на повышенную его долговечность в условиях гидроабразивного изнашивания, характерного для колесных арок легковых автомобилей. По остальным показателям мастика не уступает известным.
Алкилрезорциновая эпоксифенольная смола представляет собой продукт совместной конденсации новолачного формальде- гидного лака № 180, алкилрезорциновой эпоксифенольной смолы ЭИС-1, формальде- гида, диэтиленгликоля и поливинил-бутираля марок КА и КБ. Технология изготовления смолы заключается в смешивании лака № 180 и смолы ЭИС-1 с остальными компонентами в реакторе при температуре 50-55° С в течение 1 часа. Вязкость смолы по ВЗ-4 при плюс 20° С
-25-45 с, содержание эпоксидных групп - не менее 4%, а сухого остатка - 45%, плотность 1,0 хЮ3 - 1,1х103 кг/м3 АРЭФС выпускается серийно и применяется для обработки нефтяных и газовых скважин в качестве гидрофобного тампонажного материала. Благодаря высокой гидрофобное™, бензомаслостой- кости и хорошим адгезионным свойствам АРЭФС используется в качестве основы в ряде резьбовых и долотных смазок типа ГС. В мастику смола АРЭФС вводится в концентрации 90-94%. Вышеграничное содержание смолы определяется отеканием мастики с вертикальной стенки при двухслойном ее нанесении, а также потерей защитных свойств и снижения износостойкости. При вышеграничном содержании аэросила недопустимо падает адгезия мастики. Кроме того, существенно повышается вязкость мастики, что затрудняет ее равномерное нанесение на защищаемые поверхности.
Применение в качестве наполнителя гидрофобного аэросила обоснованна его высокими загущающими свойствами и способностью к образованию объемных структур с тиксотропными свойствами, что позволило обеспечить требуемую вязкость состава. Наряду с этим в процессе полимеризации на свету аэросил выполняет роль центров полимеризации, что существенно ускоряет процесс межмолекулярного сшивания пленкообразователя. Гиброфобный аэросил по ТУ 6-18-160-73, применяемый в мастике, представляет собой ультрамелкодисперсную пирогенную двуокись кремния и окись алюминия, модифицированные ди- метилхлорсиланом. Концентрация аэросила в мастике составляет 6-10% и обеспечивает вязкость мастики в пределах 30-50 с (по ВЗ-4), Это позволяет наносить мастику пульверизатором в отличие от аналогов, а также кистью или валиком. К достоинствам мастики следует также отнести возможность ее нанесения при любой температуре окружающей среды без подогрева. При температуре плюс 20-25° С продолжительность межслойной сушки составляет 0,5 часа, а через 24 часа после нанесения покрытия готово к эксплуатации в любых климатических условиях.
Применение в качестве основы алкилрезорциновой эпоксифенольной смолы, обладающей высокими гидрофобностью, адгезией, износостойкостью и морозостойкостью в композиции с гидрофобным наполнителем - структурообразователем, позволило создать новую мастику, отвечающую современным требованиям к защитным составам для днищ и внутренних поверхностей оперения легковых автомобилей, Высокие защитные свойства в морозостойкость существенно расширяют область ее применения в качестве антикоррозионного защитного покрытия
Формула изобретения
Мастика для днищ автомобилей, включающая синтетическую смолу и наполнитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения морозостойкости и защитных свойств, она содержит в качестве синтетической смолы алкилрезорциновую эпокси- фенольную смолу, а в качестве наполнителя - гидрофобный аэросил, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Алкирезорционовая зпоксифенольная смола90-94
Гидрофобный аэросил6-10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Смазка для резьбовых соединений | 1980 |
|
SU1004458A1 |
Смазка для резьбовых соединений | 1987 |
|
SU1498788A1 |
СОСТАВ ДЛЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1998 |
|
RU2140953C1 |
Смазка для подшипниковых опор буровых долот | 1988 |
|
SU1594203A1 |
Битумный антикоррозионный состав | 2023 |
|
RU2818565C1 |
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2006 |
|
RU2300545C1 |
Пластичная смазка для резьбовых соединений | 1985 |
|
SU1323564A1 |
Мастика для покрытий полов | 1975 |
|
SU537097A1 |
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩАЯ МАСТИКА И ВИБРОПОГЛОЩАЮЩИЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЕЕ ОСНОВЕ | 2009 |
|
RU2421497C2 |
КОМПОЗИЦИЯ МАСТИКИ ПОЛИМЕРНОЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2010 |
|
RU2467971C2 |
Сущность изобретения: мастика для днищ автомобилей включает алкилрезорци- новую эпоксифенольную смолу 90-94% и гидрофобный аэросил 6-10%. Смешением этих компонентов получают мастику с морозостойкостью - 35° С, адгезией 1 балл, износостойкостью 100 баллов, защитными свойствами вкамере302и вЗ%-ном растворе NaCI по 100 баллов, прочностью покрытия при ударе 500 Н- см, 2 табл.
Таблица 1
Таблица 2
Лакокрасочные материалы | |||
Технические требования и контроль качества | |||
Справочное пособие | |||
М.: Химия, 1984, с | |||
Судно | 1918 |
|
SU352A1 |
Вайсман Я.М., Горенков В.И | |||
Автомобиль Жигули (Советы автолюбителям по эксплуатации и обслуживанию).- М.: Транспорт, 1982, с | |||
Фотореле для аппарата, служащего для передачи на расстояние изображений | 1920 |
|
SU224A1 |
Композиция для защитных покрытий | 1980 |
|
SU952932A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1992-12-15—Публикация
1990-04-16—Подача