Предлагаемое изобретения относится к технологии дорожностроительных материалов и может быть использовано в производстве дорожных покрытий.
Известен способ производства дорожного вяжущего из нефтяных гудронов. Способ заключается в смешении нефтяного гудрона с 5-20% таллового пека. Добавление последнего приводит к некоторому увеличению вязкости вяжущего (введение 20% пека увеличивает вязкость гудрона при 60°С на 25-30%) и улучшает адгезию вяжущего к агрегатному материалу. Недостаток способа заключается в необходимости использовать высоковязкие гудроны. получаемые в результате глубокого отгона дистиллятных фракций, что приводит к увеличению энергозатрат и уменьшению выхода на нефть сырья для производства вяжущих.
Наиболее близким к предлагаемому способу является окисление воздухом смеси нефтяного гудрона и крекинг-остатка. Недостаток вяжущего, получаемого этим способом при переработке малосернистых парафинистых нефтей, заключается в низкой адгезии к минеральному материалу и повышенной температуры хрупкости. , Целью изобретения является повышение производительности битумных установок, расширение сырьевой базы производства дорожных вяжущих за счет продуктов переработки малосернистых парафинистых нефтей и снижение удельных энергозатрат. Х|00
хО
Поставленная цель достигается путем окисления воздухом в битумных кубах смеси, состоящей, мас.%:
Крекинг-остаток5-20
Талловый пек2-10
Вакуумный гудронОстальное
В зависимости от состава сырья и режима приготовления вяжущее обладает следующими характеристиками:
Глубина проникания
иглы при 25°С,
в 0,1 мм
Температура
размягчения, °С
Температура
хрупкости, °С
Температура вспышки
не ниже, °С
Сцепление с песком
и мрамором Предложенное решение отличается от известного тем, что окислению воздухом подвергают смесь, содержащую кроме гудрона и крекинг-остатка до 10% таллового пека. Это позволяет улучшить пластичные свойства вяжущего, улучшить его сцепление с поверхностью минерального материала. Продолжительность цикла окисления при той же температуре и количестве подаваемого воздуха сокращается в 1,6-3 раза.
Нефтяной гудрон - остаточный продукт переработки нефти. Групповой состав гудрона, %:
Смолы
Асфальте ны
Метано-нафтеновые
углеводороды
Ароматические
углеводороды
Вакуумный гудрон парафинистых неф- тей используют преимущественно в качестве котельного топлива и сырья для производства нефтяного кокса. В связи с резким ростом потребности в материалах для дорожного строительства (в УССР предусмотрено нарастить производство дорожных вяжущих до 2,5 млн. т/год), гудрон является одним из перспективных источников получения дорожных материалов.
Крекинг-остаток - побочный продукт термического крекинга нефтяного сырья в производстве олефинов - многотоннажного полупродукта в ряде нефтехимических производств. Обладает повышенным содержанием полициклической ароматики, асфальтенов. Содержит, мае. долях:
Масел0,5-0,7
Смол0,15-0,26
Асфальтенов- 0,08-0,2
Карбенойикарбоидов до 0,01
40-300 37-55
15-40
220
Выдерживает
16-30 10-16
34-38 30-51
0
5
0
Крекинг-остаток используют в качестве сырья для получения нефтяного кокса и в качестве котельного топлива.
Талловый пек - отход переработки дре- весины (преимущественно смесь жирных и смоляных кислот).
Процесс производства битума основан на протекании реакций неполного окисления углеводородов, дегидроконденсации, 0 деалкилирования и направлен в сторону образования полициклической ароматики, смол, асфальтенов, карбенов и карбоидов. На начальной стадии битумизации процесс протекает медленно, с незначительным ади- 5 абатическим разогревом. По мере накопления продуктов окисления происходит автоматическое ускорение реакции. Введение ь гудрон таллового пека и крекинг-остатка позволяет исключить индукционный период и резко, в 2-4 раза, сократить продолжительность битуминизации. При окислении гудрона малосернистых парафинистых нефтей полученное вяжущее обладает неудовлетворительным сцеплением с минеральным материалом, что практически исключает его использование в качестве материала для дорожного строительства. Недостаточна также адгезия вяжущего из смеси гудрона с крекинг-остатком. При окислении смеси гудрона с талловым пеком улучшение сцепляемости достигается только при содержании таллового пека свыше 12-15%.
Окисление смеси, включающей кроме 5 гудрона талловый пек и крекинг-остаток, позволяет резко улучшить адгезию вяжущего при значительном сокращении продолжительности окисления.
Вяжущее готовили следующим обра- 0 зом.
В обогреваемом реакторе готовят при
перемешивании реакционную смесь и при
температуре 240-360°С барботируют через
него воздух. Через 20-30 мин отбирают и
5 анализируют пробы вяжущего.
Вакуумный гудрон и крекинг-остаток - остаточные продукты переработки смеси парафинистых малосернистых нефтей на основе битковской нефти (Дрогобычский 0 НПЗ). Талловый пек - продукт переработки древесины.
Примеры, иллюстрирующие предложенное изобретение, приведены в табл.1.
Гр , мин - продолжительность реакции 5 до достижения вяжущим проницаемости иглы П25, в 0,1 мм 105 ±10
t - температура окисления, °С
tp - температура размягчения, °С
txp-температура хрупкости по Фраасу, °С
Сцепляемость с песком по образцу № 2 ГОСТ 11508-74 Н - не выдерживает, В - выдерживает.
Как видно из приведенных примеров, введение как крекинг-остатка, так и талло- вого пека способствует сокращению продолжительности битуминизации на 20-40%. Полученное вяжущее обладает недостаточным сцеплением с песком и повышенной температурой хрупкости. Вяжущее, полученное из бинарной смеси гудрона с талловым пеком более пластично при низких температурах, однако талловый пек в меньшей степени влияет на сокращение продолжительности окисления. Введение в вакуумный парафинистый гудрон крекинг- обтатка с талловым пеком позволяет в несколько раз интенсифицировать процесс и получить Ёяжущее, обладающее высокой морозостойкостью и улучшенной адгезией к минеральному материалу. Значительное сокращение продолжительности окисления до достижения заданной пенетрации позволяет значительно сократить энергозатраты и в 2-4 раза увеличить производительность битумных установок.
На полученных вяжущих приготавливали асфальтобетонные смеси, содержащие в качестве наполнителя фракцию гранита 0- % мм. Полученные данные приведены в табл.2.
Формула изобретения Способ приготовления дорожного вяжущего путем окисления смеси крекинг- остатка и нефтяного вакуумного гудрона, отл ичающийся тем, «ур, с целью увеличения производительности ус- тановок, расширения сырьевой базы и снижения энергозатрат, в смесь дополнительно вводят талловый пек при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Крекинг-остаток5-20
Талловый пек2-10
Нефтяной вакуумный гудронОстальное
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2630529C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО МАТЕРИАЛА | 2011 |
|
RU2484109C2 |
Способ получения битумного вяжущего | 1990 |
|
SU1736996A1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2605256C1 |
Способ получения вяжущего для дорожного строительства | 1979 |
|
SU878773A1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2633585C1 |
СПОСОБ БЕЗОТХОДНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ГУДРОНОВ В СМЕСЯХ СО СЛАНЦЕВЫМ МАСЛОМ | 2008 |
|
RU2384604C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРОБИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО | 2014 |
|
RU2565179C1 |
Способ приготовления вяжущего для дорожного строительства | 1989 |
|
SU1715812A1 |
СПОСОБ УГЛУБЛЁННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2021 |
|
RU2802477C2 |
Использование: дорожно-строительные материалы. Сущность изобретения: вяжущее для дорожного строительства готовят путем окисления смеси, содержащей, мзс,%: крекинг-остаток 5-20, талловый пек 2-10 и нефтяной вакуумный гудрон остальное. За счет использования данной смеси увеличивается производительность установок, снижаются энергозатраты и расширяется сырьевая база. 2 табл.
Влияние состава сырья и режима на характеристики вяжущего
Таблица2
Характеристики асфальтобетонов на основе полученных
вяжущих
Захаров В.А | |||
и др | |||
Использование вяжущего, составленного из нефтяного гудрона и древесного пека | |||
- Сб | |||
Совершенствование технологии строительства асфальтобетонных и других черных покрытий | |||
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Корчагина В.И | |||
Сравнительное исследование дорожных битумов из гудронов и кре- кинг-остатков и рекомендации по расширению сырьевых ресурсов для битумного производства | |||
Автореферат кандидатской диссертации | |||
Одесса | |||
Двухтактный двигатель внутреннего горения | 1924 |
|
SU1966A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-09-17—Подача