Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению подшипников судовых двигателей.
Возрастающие требования увеличения рабочего ресурса машин и двигателей ставят задачи повышения антифрикционных свойств подшипниковых узлов.
Наибольшее распространение при изготовлении вкладышей подшипников скольжения получили высокооловянистые баббиты типа Б83, свинцовистые бронзы типа БрСЗО и т.д.
Известен также порошковый материал для газотермического напыления антифрикционных покрытий состоящий из смеси порошков алюминиевой и оловянистой бронз.
Недостатками таких материалов, кроме высокого износа и коэффициента трения, т.е. низких антифрикционных свойств, являются их высокая стоимость и дефицитность (например, баббиты типа Б83),
Целью настоящего изобретения является повышение износостойкости и улучшение антифрикционных СВОЙСТВ.
Цель достигается тем, что антифрикционный порошковый материал для газотер- мическэго нанесения покрытий, включающий алюминиевую бронзу дополнительно содержит оловянистую бронзу при следующем соотношении, мас.%:
Порошок
оловянистосвикцовой
бронзы30-50
Порошок
алюминиевой
бронзыОстальное
Нанесение антифрикционного покрытия из механической смеси алюминиевой и оловянистосвинцовистых бронз позволяет каждой частице сохранять свои индивидуальные свойства, а их совместное нанесение дает возможность получать композиционный материал с высокими антифрикционными свойствами (табл.1).
В качестве алюминиевых бронз можно использовать бронзу ЛГ-19М-01 (ТУ 48-19- 383-84), а в качестве оловянистосвинцовистых бронз - бронзу типа БрОС (ТУ-48АЗ 18-82), а также-бронзу Бр08С12 (произвосл
С
vi
00 ND Ю Ю
ся
дится литьем с последующей резкой и измельчением стружки).
Количество бронзы типа БрОС оптимизировано и составляет 30-50% вес. Использование бронзы типа БрОС в количестве менее 30% увеличивает коэффициент трения антифрикционного слоя, а увеличение ее количества в смеси более 50% резко увеличивает износ.
Ниже приводятся примеры применения изобретения.
Приготавливались опытные смеси бронз путём перемешивания в смесителе СМ-10 в течение 1,5-2 часов. После чего производилось напыление образцов для испытания на машине трения СМЦ-2. (Сопряженная пара, ст.45).
Напыление производилось на установке УЛУ-ЗД в следующем режиме. Напряжение дуги -150 вольт, ток - 300 ампер, расход аргона 50 л/мин, дистанция напыления 150 мм.
В таблице приведены результаты измерения антифрикционных свойств предлагаемых подшипников скольжения.
Для реализации изобретения не требу- ется разработка нового технологического оборудования или применения новых дефицитных материалов.
Применение предлагаемого состава существенно повысит моторесурс судовых двигателей, металлургического оборудования (прессовые насосы серии ГН и др.), шахтного оборудования и пр., где применяются подшипники скольжения.
Формула изобретения Антифрикционный порошковый материал для газотермического нанесения покрытий, включающий алюминиевую бронзу, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости и улучшения антифрикционных свойств, он дополнительно содержит 30-5 мас.% оловяни- стой бронзы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2010 |
|
RU2528542C2 |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 1993 |
|
RU2111280C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076960C1 |
Порошковая проволока для получения в виде покрытия композитной антифрикционной бронзы | 2021 |
|
RU2788418C1 |
Антифрикционный материал покрытия | 1989 |
|
SU1656003A1 |
ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ | 1990 |
|
RU2030472C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения | 1991 |
|
SU1771883A1 |
Способ нанесения антифрикционного материала на основе полиэфирэфиркетона на стальную подложку | 2018 |
|
RU2699609C1 |
Использование: для изготовления подшипников судовых двигателей. Сущность изобретения: антифрикционный порошковый материал содержит, мас.%: порошок оловянистосвиЬцовистой бронзы 30-5, порошок алюминиевой бронзы остальное. 1 табл.
Антифрикционные свойства подшипников скольжения
Хасуй А | |||
Техника напыления | |||
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Пылеочистительное устройство к трепальным машинам | 1923 |
|
SU196A1 |
Порошковый материал на основе порошка оловянистой бронзы для газотермического напыления покрытий | 1987 |
|
SU1504278A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-06-01—Подача