Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным, коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях транспортных средств.
Известна планетарная коробка, передач, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя коронными шестернями, водилом и солнечной шестерней, и три фрикционных устройства.
Недостатком данной коробки передач является пониженное число обеспечиваемых передач при увеличенном числе звеньев планетарного механизма и фрикционных элементов, что сужает ее технологические возможности и усложняет конструкцию.
Известна,, также планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя центральными колесами с внутренними зубьями; центральное-колесо с наружными зубьями, водилом с двухвенцовыми сателлитами, два управляемых тормоза, связывающие центральные колеса с внутренними
зубьями и корпус, управляемую муфту, установленную между водилом и одним из центральных колес, распределитель управления тормозами и муфтой и переключающее устройство для выборочной связи выходного вала с водилом и одним из центральных колес, кинематически связанное с распределителем управления.
Однако данная коробка передач обладает уменьшенным числом переключаемых на ходу передач и более сложной конструкцией,.
Цель изобретения состоит в получении оптимального диапазона передач с одновременным упрощением и повышением надежности коробки.
Поставленная цель достигается тем, что на входном валу планетарной коробки передач установлено жестко связанное с основным переключающим устройством дополнительное переключающее устройство для выборочной связи с водилом и центральным колесом с наружными зубьями.
ел
С
xj 00
о
СА
ю
Сущность изобретения иллюстрируется схемой, приведенной на чертеже.
Планетарная коробка передач содержит входной 1 и.выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя центральными колерами 4, 5с внутренними зубьями, води- лом 6, и центральным колесом с наружными зубьями 7, два управляемых тормоза 8, 9, установленные между центральными колесами 4,5 и корпусом 10, управляемую муфту 19, установленную между водилом 6 и цен- тральным колесом 4, переключающие устройства основное 12 и дополнительное 13 в виде двух связанных муфт, основное 12 из которых установлено на входном валу 1 для его выборочной связи с центральным колесом 7 или водилом 5, а дополнительное 13 из которых установлено на выходном валу 2 для его выборочной связи с водилом 6 или центральным колесом 7 и распределитель 14 управления тормозами 8, 9 и муфтой 10, Последнее и переключающее устройства 12 и 13 связаны посредством одного рычага 15, имеющего возможность перемещения в ограничительной кулисе 16с двумя продоль- ными 17, 18 и связывающей их поперечной 19 составляющими, при этом продольные составляющие 17, 18 образованы для переключения позиций распределителя 14 посредством рамки 20, и поперечная 19 - для перемещения переключающих устройств 12 и 13 посредством рамки 21 и передаточного механизма 22,
Планетарная коробка передач обеспечивает пять передач, т.е. пять различных скоростей вращения выходного вала 2 при постоянной скорости входного вала 1;
Первая передача обеспечивается в положении рычага управления 15,показанном на схеме. Входной вал 1 при этом посредством муфты 12 связан с центральным колесом 7, выходной вал 2 посредством муфты 13 связан :с водилом 6, и посредством распределителя 14 включен тормоз 9 централь- ного колеса 5. Для увеличения скорости выходного вала 2 рычаг управления 15 перемещается по составляющей 17 вперед, что за счет включения посредством распределителя 14 первоначально тормоза 8 цент- ральным колесом 4 обеспечивает вторую передачу, и затем за счет включения муфты
10 и блокировки планетарного механизма 3 обеспечивает третью передачу,
При включении третьей передачи и блокировке планетарного механизма все элементы коробки передач получают одну и ту же скорость вращения, т.е. синхронизируются. В этом момент, без изменения скорости выходного вала 2 за счет перемещения рычага 15 по составляющей 19, производится перемещение управляемой муфты 11, связывающей входной вал 1 посредством переключающего устройства и с водилом 6, и выходной вал 2 посредством переключающего устройства 13с центральным колесом 7. . . .. .
И для дальнейшего увеличения скорости выходного вала 2 рычаг управления 15 перемещается по составляющей 18 вперед, .и за счет включения посредством распределителя 14 тормоза 8 центрального колеса 4 обеспечивает четвертую передачу, затем за счет включения тормоза 9 центрального колеса 5 обеспечивает пятую передачу.
Для уменьшения скорости выходного вала 2 описанное выше производится в обратном порядке.
Формула изобретения
Планетарная коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм, включающий два центральных колеса с внутренними зубьями, центральное колеса с наружными зубьями, и водило с двухвёнцовыми сателлитами, два управляемых тормоза, связывающие центральные колеса с внут- . ренними зубьями, и корпус, управляемую муфту, установленную между водилом и одним из центральных колес, распределитель управления тормозами и муфтой, и пере- ключающееустройство для выборочной связи выходного вала с водилом и одним из центральных колес, кинематически связанное с распределителем управления, отличающийся тем, что, с целью получения оптимального диапазона передач с одновременным упрощением и повышением надежности к-оробки, на входном валу установлено жестко связанное с основным переключающим устройством дополнительное переключающее устройство для выборочной связи с водилом и центральным колесом с наружными зубьями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1796814A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716219A1 |
Планетарная коробка передач | 1988 |
|
SU1533886A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1588577A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1733767A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1682698A2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2097624C1 |
Приводное устройство | 1990 |
|
SU1775020A3 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716220A1 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: планетарная коробка передач содержит корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм сдвухвен- цовыми сателлитами, два управляемых тормоза, управляемую муфту, распределитель управления тормозами и муфтой и основными дополнительным переключающими устройствами. Последнее жестко связано с основным и предназначено для выборочной связи с водилом с центральным колесом с наружными зубьями планетарного механизма. 1 ил.
Патент США N° 4077280 | |||
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1739142A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-05-21—Подача