Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения из скорости.
Известна планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя коронными шестернями, двумя солнечными шестернями и водилом, связанным с выходным валом, муфту, и два тормоза для выборочной связи одноименных шестерен с корпусом.
Недостатком данной коробки передач является возможность обеспечения только четырех передач, что сужает ее технологические возможности.
Известна также планетарная коробка передач, устраняющая этот недостаток за счет обеспечения пяти передач и содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя коронными шестернями, двумя солнечными шестернями и водилом,
связанным с выходным валом, две муфты для выборочной связи одноименных шестерен с входным валом, два тормоза для выборочной связи одноименных шестерен с корпусом, распределитель управления муфтами и тормозами, источник рабочей жидкости и гидробак.
Недостатком данной коробки лередач является усложненная конструкция, связанная с выполнением управляющего устройства в виде нескольких распределителей, требующих к тому же ряда клапанов, связующих магистралей и т.д.
Цель изобретения состоит в упрощении конструкции за счет уменьшения числа проточек на золотнике.
Поставленная цель достигается тем, что в планетарной коробке передач число каналов равно четырем и они расположены по окружности через 36, 144, 252°, а золотник установлен с возможностью поворота относительно корпуса гидрораспределителя и
IX
&
U,
его проточки расположены через 36° и связаны соответственно первая, третья, пятая, шестая и десятая с гидроисточником, а вторая, четвертая, седьмая, восьмая и девятая с гидробаком.
На чертеже представлена схема предлагаемой коробки передач.
Планетарная коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетар- ный механизм 3 с двумя коронными шестернями 4, 5, двумя солнечными шестернями 6, 7 и водилом 8, связанным с выходным валом 2, две муфты 9, 10 для выборочной связи коронных шестерен 5, 4 с входным валом 1, два тормоза 11, 12 для выборочной связи солнечных шестерен 6, 7 с корпусом 13, распределитель 14 управления муфтами 9, 10 и тормозами 11, 12, источник рабочей жидкости 15 и гидробак 16. Распределитель 14 выполнен в виде корпуса 17 с каналами 18, 19, 20, 21, связанными с муфтами 9, 10 и тормозами 11, 12, и поворотного относительно его золотника 22 с каналами 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, при этом входы каналов 19, 20, 21 корпуса 17 муфты 10 и тормозов 11, 12 по отношению к входу канала 18 корпуса 17 муфты 9 и плоскости поворота золотника 22 расположены соответственно под углами 36, 144, 252°, а каналы 23-32 золотника 22, выполненные через 36°, связаны соответственно: 23, 25, 27, 28 и 32 с источником рабочей жидкости 15 и 25, 26, 29, 30 и 31 с гидробаком 16.
В положении распределителя 14, показанном на схеме, обеспечивается низшая передача предложенной планетарной коробки передач. Для получения последующих передач, т.е. второй, третьей, четвертой и пятой золотник 22 поворачивается относительно корпуса 17 против часовой стрелки, при этом за счет соответствующей связи каналов 18-21 корпуса 17 с каналами 23-32
золотника 22 обеспечиваются соответствующие включения фрикционных элементов 9-12. Порядок включения муфты 9, 10 и тормозов 11, 12 для обеспечения передач приведены в таблице, при этом знак (+) означает соединение фрикциона с источником рабочей жидкости 15, и знак. (-) - соединение с гидробаком 16.
Таким образом, выполнение на золотнике четырех каналов и их расположение по окружности через 36,144 и 252°, а установка золотника с возможностью поворота относительно корпуса гидрораспределителя и его расположение его проточек через 36° и
связь соответственно первой, третьей, пятой, шестой и десятой с гидроисточником обеспечивает упрощение коробки за счет уменьшения числа проточек на золотнике. Формула изобретения
Планетарная коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм, включающий два центральных колеса с наружными зубьями, два центральных колеса с внутренними
зубьями, водило с двухвенцовыми сателлитами, соединенное с выходным валом, две управляемые муфты, два управляемых тормоза и гидросистему управления коробкой, состоящую из гидробака, гидроисточника
гидрораспределителя с золотником с проточками, отличающаяся тем, что, с целью упрощения коробки за счет уменьшения числа проточек на золотнике, число каналов равно четырем и они расположены по
окружности через 36, 144, 252°, а золотник установлен с возможностью поворота относительно корпуса гидрораспределителя, его проточки расположены через 36° и связаны соответственно первая, третья, пятая, шестая и десятая с гидроисточником, а вторая, четвертая, седьмая, восьмая и девятая с гидробаком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1782784A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1527025A1 |
Планетарная коробка передач | 1988 |
|
SU1533886A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1588577A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1342757A1 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1989 |
|
SU1636288A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1306748A2 |
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства | 1983 |
|
SU1142315A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости. Цель изобретения - упрощение конструкции за счет уменьшения числа проточек на золотнике. В планетарной коробке передач число каналов на золотнике 22 равно четырем и они расположены по окружности через 36, 144 и 252°, а золотник 22 установлен с возможностью поворота относительно корпуса 17 гидрораспределителя 14, его проточки расположены через 36° и связаны соответственно первая 23, третья 25. пятая 27, шестая 28 и десятая 32 с гидроисточником 15, а вторая 24, четвертая 26, седьмая 29, восьмая 30 и девятая 31 с гидробаком 16. 1 ил., 1 табл.
Патент США № 4077230, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Львовский К.Я | |||
и др | |||
Трансмиссии тракторов | |||
М., 1976, с | |||
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-01-18—Подача