Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным коробкам передач для различных транспортных средств.
Цель изобретения состоит в улучшении условий эксплуатации при одновременном повышении надежности и безопасности использования планетарной коробки передач.
Поставленная цель достигается тем, что планетарная коробка передач снабжена тремя ползунами с лунками, крайние из которых связаны с муфтами входного и выходного валов, а средний - с муфтой вала тормоза, рычагом управления, и ограничительной кулисой с поперечной и двумя продольными прорезями, при этом конец рычага управления выполнен увеличенной ширины для одновременного взаимодействия с лунками среднего и одного из крайних, ползунов.
Введение указанных изменений в пла- нетарную коробку передач обеспечивает улучшение условий ее эксплуатации при одновременном повышении надежности и безопасности использования.
Изобретение иллюстрируется чертежом.
Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с центральным колесом 5 с внутренними зубьями, двумя центральными колесами 6, 7с наружными зубьями и водилом 8, муфту 9 для связи звеньев, 8 планетарного механизма 4 между собой, два тормоза 10, 11, один из которых (10) установлен для связи центрального колеса 7 наружными зубьями с корпусом 1, и три зубчатых муфты 12 - 14. Муфта 12 установлена на входном валу 2 для его выборочной связи с центральным колесом 5 с внутренними зубьями или водилом 8. муфта 13 установлена на выходном валу 3 для его выборочной связи с водмлом 8 или центральным колесом б с наружными зубьями, и муфта 14 установлена на валу 15 другого тормоза 11 для его выборочной связи с центральным колесом 6 с наружными зубьями.
у
е
VI О Os 00
водилом 8, или центральным колесом 5 с внутренними зубьями.
Кроме того, планетарная коробка передач снабжена тремя ползунами 16 - 18 с лунками, крайние 16 и 18 из которых связаны с муфтами 12 и 13, и средний 17 связан с муфтой 14, рычагом 19 управления, и ограничительной кулисой 20 с поперечной 21 и двумя продольными прорезями 22 и 23, при этом конец 24 рычага 19 управления выполнен увеличенной ширины для одновременного взаимодействия с лунками среднего 17 и одного из крайних ползунов 16, 18.
Предлагаемая планетарная коробка передач работает в трех диапазонах изменения скорости.
Первый (суженный) диапазон передаточных отношений обеспечивается в положении управляющих элементов, показанном на схеме, т.е. при нахождении рычага 19 управления в передней части продольной составляющей 28.кулисы 20. Входной вал 2 при этом посредством муфты 12 связан с центральным колесом с внутренними зубьями 5, выходной вал 3 посредством муфты 13 связан с водиДом 8, и вал 15 тормоза 11 посредством муфты 14 связан с центральным колесом с наружными зубьями 6. Первая пониженная передача обеспечивается при включении тормоза 11. вторая средняя передача обеспечивается при включении тормоза 10, и третья повышенная передача обеспечивается при включении муфты 9.
Для включения второго диапазона передаточных отношений с обеспечением ре- еерсной скорости рычаг управления 19 перемещается в заднюю часть продольной прорези 22 кулисы 20, при этом за счет взаимодействия его конца 24 с лунками ползунов 17, 18 выходной вал 3.посредством муфты 13 связывается, с центральным коле- соме наружными зубьями 6, а вал 15 тормоза 11 посредством муфты 14 связывается с водилом 8. Первая реверсивная -передача обеспечивается при включении тормоза 11, вторая пониженная передача обеспечивается при включении тормоза 10, и третья повышенная передача обеспечивается, при включении муфты 9.
Для обеспечения третьего (расширенного) диапазона передаточных отношений
рычаг 19 управления перемещается первоначально по поперечной прорези 21 кулисы 20, что выводит его конец 24 из лунки ползуна 18 и вводит в лунку ползуна 16, а затем движется в заднюю часть продольной про. рези 23 кулисы 20. Данным движением за счет взаимодействия конца 24 рычага 19. управления с лунками ползунов 16,17 входной вал 2 посредством муфты 12 связывается с водилом 8, и вал 15 тормоза 11
посредством муфты 14 - с центральным ко- лесом с внутренними зубьями 5. Первая пониженная передача обеспечивается при включении тормоза 10, вторая средняя передача обеспечивается при включении муфты 9, и третья повышенная передача обеспечивается при включении тормоза 11.
Наличие трех ползунов с лунками, крайние из которых связаны с муфтами входного
и выходного валов, а средний - с муфтой вала тормоза, рычага управления и ограничительной кулисы с поперечной и двумя про-- дольными прорезями, при этом конец рычага управления выполнен увеличенной
ширины для одновременного взаимодействия с лунками среднего и одного из крайних ползунов, сводя к минимуму число манипуляций оператора по управлению и исключая возможность неверного включения, обеспёчибает улучшение условий эксплуатации планетарной коробки передач, а также повышает надежность и безопасность ее использования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1786319A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1782784A1 |
Коробка передачи транспортного средства | 1990 |
|
SU1710373A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1576361A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1642153A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1512818A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1698537A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716219A1 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: планетарная коробка передач содержит входной и выходной валы, центральные колеса с наружными и внутренними зубьями, водило с двухвенцо- выми сателлитами, четыре тормоза и три муфты, три ползуна с лунками, связанные с соответствующими муфтами и тормозом, ограничительную кулису с поперечной и двумя продольными прорезями и рычаг управления для взаимодействия с лунками среднего и одного из крайних ползунов. 1 ил.
Формул а изобретения
Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, центральное колесо с внутренними зубьями, связанное с входным валом, два центральных колеса с наружными зубьями, водило с двухвенцовы- ми сателлитами, четыре тормоза, размещенные соответственно на центральных колесах с наружными и внутренними зубьями, и на водило, три зубчатые муфты, размещенные соответственно на входном валу для выборочной связи с водилом и центральным колесом с внутренними зубьями, на выходном валу для выборочного соединения с одним из центральных колёс с наружными зубьями или водилом и между водилом и центральным колесом с наружными зубьями, отличающаяся тем. что, с целью улучшения условий эксплуатации при одновременном повышении надежности и безопасности использования, она снабжена тремя ползунами с лунками, крайние из которых связаны с муфтами входного и выходного валов, и средний - с тормозом, связанным с центральным колесом с внутренними зубьями,
ограничительной кулисой с поперечной и действия с лунками среднего и одного из двумя продольными прорезями и рычагом крайних ползунов, управления для одновременного взаимоIT fa
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1698537A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1991-02-25—Подача